Январь 2014

Глобализация экспансии

Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
В Москве ресторанному бизнесу с каждым годом приходится все труднее. Скорость возврата вложенных средств, делающая его таким привлекательным для инвестирования, стремительно падает. Если раньше сроки окупаемости удачных проектов с лихвой компенсировали предполагаемые риски, то сегодня все обстоит по-другому. 

Существенно возросли практически все расходы. Заработную плату «подстегивают» постоянные гонения со стороны миграционного законодательства. Себестоимость продуктов в результате очередных санитарно-эпидемических ограничений стремглав взлетает, а после их отмены не сильно стремится вернуться обратно. Ну и, конечно, особенно наболевшая тема — ставка аренды.

Развивая сетевые рестораны Lizarran, Cantina Mariachi и Meat & Fish, мы столкнулись с тем, что за последние три — пять лет ставка аренды выросла более чем в три раза. При этом за тот же период наши заведения подняли цены не более чем на 15 процентов. Создается впечатление, что Москва скоро окончательно станет городом только для арендодателей. 

Вместе с тем, плотно сотрудничая с регионами, я обратил внимание на интересную особенность. Цены в меню там не намного ниже московских, но при этом стоимость аренды меньше как минимум раз в пять. Поэтому само собой напрашивается логичное решение — идти развиваться в регионы. Но не все так просто. Открывать, а тем более управлять рестораном дистанционно — очень сложная задача, которая требует дополнительных расходов и, соответственно, увеличивает стоимость проекта. С чем это связано?

Прежде всего вряд ли получится быстро подобрать управленческий персонал, так как уровень компетентности местного руководящего звена в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Уповать на то, что в Москве вы сразу найдете людей, готовых к длительным командировкам, тоже не стоит. А у большинства сотрудников, которые уже работают у вас в столице, нет физической возможности постоянно, на протяжении полугода становления проекта находиться вдали от дома. Это означает, что вам придется нести дополнительные, и весьма значительные, транспортные расходы, обусловленные перелетами с места на место, а также расходы на проживание этих сотрудников. 

Нужно четко представлять все «за» и «против» открытия ресторана в другом городе. Какие плюсы помимо низкой ставки аренды можно назвать? В общей массе в регионах более непритязательный и неизбалованный потребитель, которого не так трудно удивить и привлечь, как москвичей. Кроме того, столица значительно опережает другие города по уровню профессионализма управляющего состава, умению выстраивать бизнес-процессы, качеству работы поваров, сервису. Поэтому местным жителям всегда будет интересно посетить новый проект от московского оператора.

Из минусов — однозначно более низкий уровень подготовки персонала. Приходится много сил и времени тратить на то, чтобы подтянуть его. Если в столице человек устраивается на работу, не обладая достаточными знаниями, а у вас нет желания заниматься его обучением, то всегда можно подобрать другого кандидата, с более приемлемыми исходными данными. В регионах же нужно рассчитывать на довольно узкий выбор высококачественных специалистов.

Еще одна проблема — отсутствие того разнообразия ассортимента продуктов, к которому мы привыкли в Москве. В любом случае какие-то продукты придется возить. Хотя ситуация постепенно меняется, все равно в этом вопросе еще много пробелов.

В регионах гораздо более четко прослеживается деление города на обеспеченные и малообеспеченные районы. И, создавая проект, нужно очень внимательно подходить к изучению ситуации.

Ну и, конечно, чужая администрация района. Если в столице вы четко знаете, как получить всю необходимую разрешительную документацию и нужные вам согласования, то, открываясь в незнакомом месте, наверняка наткнетесь на барьеры в самых неожиданных местах и инстанциях. 

Если вы некрупная компания, которая может себе позволить держать штат региональных стартап-менеджеров, такие проблемы придется решать дополнительными средствами. У меня шестнадцать ресторанов, и все равно эти вопросы стоят достаточно остро. На мой взгляд, выход один — минимизировать логистические расходы, открывая не один ресторан, а сразу четыре-пять. Глобальная экспансия. Таким образом вы сократите процент издержек на транспорт и проживание, и в общей структуре затрат они не выйдут за рамки нормы. Снизится стоимость административного ресурса. К тому же синергетический эффект от открытия нескольких проектов очень существенный. Не надо долго нарабатывать базу. Сразу получите большие скидки у поставщиков. Кроме того, только в таком случае вам лично будет интересна судьба ваших ресторанов — они могут генерировать значительную прибыль. Ведь ни для кого не секрет, что маленький объект требует примерно столько же внимания, как и крупный.


Опубликовано:
29/01/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3