исследования |  Февраль 2023

Инга Микаелян: «Насколько сильным с начала СВО было падение рынка в России, нами будет оценено к лету 2023 года»*

Инга Микаелян: «Насколько сильным с начала СВО было падение рынка в России, нами будет оценено к лету 2023 года»*

*Эксклюзивное интервью с руководителем аналитической группы «РБК Исследования рынков»

Основываясь на данных предыдущего исследования 2021 года и Вашим личным ощущениям по состоянию на сегодняшний день, как Вы думаете, каким будет результат?

2022 год для ресторанной отрасли оказался довольно сложным и противоречивым. В начале года – в январе-феврале – операторами рынка фиксировались двузначные темпы роста на уровне 10-11%. Данная динамика позволяла рассчитывать не только на выход на допандемийные показатели выручки, но и на уверенный рост оборотов по итогам года.

Однако надежды игроков не оправдались. Февральские события, а именно начало СВО и введенные в ответ антироссийские санкции, существенно снизили потребительскую активность: россияне в условиях неопределенности временно отказались от экстра-трат, перейдя в режим экономии. Как результат, посещаемость ресторанов снизилась. При этом операторы столкнулись и с другими вызовами в виде роста закупочных цен, отсутствием поставок ряда товарных категорий, ввозимых из-за рубежа. Решение сложившихся проблем для игроков оказалось довольно сложным: оно потребовало применения антикризисных мер, которые позволили бы с одной стороны снизить фудкост и не переносить полностью бремя роста цен на потребителя, с другой – не потерять в качестве продукта. Компании, которым удалось добиться данного результата, смогли успешно справиться с вызовами 2022 года.

В целом, к концу года ситуация на ресторанном рынке стабилизировалась: игроки, как и посетители ресторанов, адаптировались к новым реалиям. По итогам года оборот общепита остался на уровне 2021 года. Впрочем, этому немало поспособствовал рост внутреннего туризма, бенефициарами которого оказались ресторанные проекты, расположенные в курортных городах.

Относительно потребительского поведения. Имеет место миграция посетителей из ресторанов среднего ценового сегмента в более демократичные форматы. Не первый год, а именно с 2019 года, мы наблюдаем подобный переток посетителей, в результате чего в выигрыше остаются фастфуд- рестораны. Однако данный драйвер (имею в виду миграцию посетителей) уже исчерпал свой потенциал. В последние два года результаты опросов, проводимых «РБК Исследованиями рынков», фиксируют падение аудитории фастфуд-ресторанов. Это обусловлено многими факторами, в числе которых усталость населения от фастфуда, желание разнообразить рацион более «здоровым» питанием, экономия семейного бюджета и др. Помимо этого, в последние годы конкуренцию ресторанным операторам навязывают FMCG-операторы, развивающие сегмент готовой кулинарии; сервисы доставки с широким ассортиментом доступной готовой еды; а также микромаркеты, активно устанавливаемые в бизнес-центрах и офисах российских компаний.

Впрочем, справедливости ради, необходимо сказать, что падение трафика в сегменте фастфуд-ресторанов в 2022 году спровоцировано и приостановкой работы, а затем и с уходом лидера рынка – McDonald’s.

Доля россиян, посещавших фастфуд-рестораны, май 2015 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных россиян в возрасте от 18 до 54 лет (проживающих в городах России 100 тыс.+)

padenie-rynka_1.png

Источник: РБК Исследования рынков, обзор «Российский сетевой рынок общественного питания 2022»

Почему в отношении рынка франшиз нет свежей статистики? Какая статистика была в 2021 или даже в 2020 году?

Франчайзинг является довольно популярной практикой в ресторанной сфере. По данным «РБК исследований рынков», почти 4 и 10 (38,9%) сетевых ресторанов в России являются франчайзинговыми. При этом количество операторов, продающих свои франшизы, не так уже велико. Лишь 7,9% компаний предлагают партнерство по открытию своих ресторанных проектов.

Ситуация в сфере франчайзинга в последние годы также складывалась не сильно удачно. В период пандемии спрос на франшизы был снижен: российские предприниматели ждали стабилизации эпидемиологической ситуации и отмены антиковидных ограничений для старта инвестиций. В связи с этим даже запланированные запуски проектов были заморожены. При этом период локдауна удалось пережить не всем. По оценкам «РБК Исследований рынков» за сентябрь 2020 – сентябрь 2021 гг. закрылись около 3% франчайзинговых ресторанов.

Касательно ситуации в сегменте франчайзинга в 2022 году. Антироссийская риторика на Западе, вызванная началом СВО на Украине, спровоцировала заморозку деятельности и уход многих международных ресторанных операторов, имеющих широкую франчайзинговую сеть в России. До сегодняшнего дня ситуация в сегменте довольно непрозрачная. Так, детали сделки по продаже бизнеса McDonald's российскому предпринимателю Александру Говору стали известны лишь в июне 2022 года. В июле в СМИ появилась информация о том, что новыми владельцами бизнеса Starbucks стали рэпер и предприниматель Тимати, ресторатор Антон Пинский и компания «Синдика». По-прежнему непонятен механизм ухода из России бренда KFC и продажа его активов бизнесмену Константину Котову. Перечисленные бренды являются заметными игроками на ресторанной карте России. В этой связи любые события, связанные с их деятельностью, сказываются на динамике рынка.

Очевидно, что уход международных брендов из России не мог сказаться положительно на рынке франшиз. Помимо этого, падение потребительского спроса из-за двузначной инфляции, сокращение доходов и негативный новостной фон также не создают предпосылки для предпринимательского оптимизма и инвестиций.

Следует констатировать, что рынок франчайзинга находится в кризисе. При этом насколько сильным является его падение, будет достоверно оценено нами – «РБК Исследованиями рынков» – к лету 2023 года.

Доля сетевых заведений общественного питания, открытых путем покупки франшиз, сентябрь 2021 г., % от общего количества заведений общественного питания*

padenie-rynka_2.png

Источник: оценки РБК Исследования рынков, обзор «Российский сетевой рынок общественного питания 2021», дата актуализации – сентябрь 2021 года, * – при оценке учитывались данные по 1 053 сетям (без учета fine-dining ресторанов: Ocean Basket, Assunta Madre Moscow, Nobu, «Магадан», «Рыба моя», Erwin, а также Sibylla и Baskin-Robbins)

Динамика количества сетевых ресторанов, открытых по франшизе, сентябрь 2020 г. – сентябрь 2021 г., шт.* (% - доля сетевых ресторанов, открытых по франшизе)

padenie-rynka_3.png

Источник: оценки РБК Исследования рынков, обзор «Российский сетевой рынок общественного питания 2021», дата актуализации – сентябрь 2021 года, * – при оценке учитывались данные по 1 053 сетям (без учета fine-dining ресторанов: Ocean Basket, Assunta Madre Moscow, Nobu, «Магадан», «Рыба моя», Erwin, Baskin-Robbins)

Что Вы как руководитель группы думаете о перспективе рынка ресторанных франшиз в контексте изоляции, импортозамещения и СВО?

Российская ресторанная отрасль, в частности рынок франчайзинга, является крайне перспективной в будущем, после окончания СВО. Траты россиян на питание вне дома существенно отстают от показателей стран Европы и США, однако пока что экономические и геополитические факторы препятствуют росту рынка. Думаю и надеюсь, что в ближайшем будущем сложатся позитивные предпосылки, которые позволят российским предпринимателям в полной мере ощутить эйфорию от динамики роста оборотов. На сегодняшний день рыночная ситуация складывается не столь позитивно, компании работают на ощупь, в условиях узкого горизонта планирования из-за неопределенности вокруг ситуации в экономике и внешней торговли.

Опубликовано:
02/02/2023

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3