С другой стороны стола
Что предлагает потребителю индустрия питания в ресторанах высокой (и не очень) кухни.

Россиянам перечислили основные признаки плохого ресторана
Перспективы восстановления гостиничного сектора
Fast casual стал ресторанным трендом северной столицы
Есть великолепная книга Энтони Бурдена «Записки из кулинарного подполья», в которой он раскрывает жизнь на кухне со всеми ее прелестями. А мы поговорим о «прелестях», которые индустрия питания предлагает потребителю в ресторанах высокой (и не очень) кухни.
ДОЗВОНИТЬСЯ ДО КОСМОСА
Итак, я решил заказать столик в ресторане. При этом я не случайный посетитель, а потребитель относительно постоянный, если не сказать плановый. Каковы мои действия? Сначала я вспоминаю, не знаю ли я кого-то из персонала лично. Если знаю, звоню ему напрямую, если нет — интересуюсь у коллег и знакомых, нет ли у них «своих людей» в заведении. Коли и это не работает, просто набираю номер без надежды на адекватный и положительный ответ. Увы, ответы бывают разные. Особенно в ресторанах с серьезной репутацией. Иногда создается ощущение, что человек, принимающий заказ, — владелец ресторана. Ну, по меньшей мере шеф-повар. Столько пафоса, а говоря современным языком, понтов, что просто диву даешься, как у них люди в принципе за стол попадают. Тебе отвечают примерно так, как менеджеры в дорогих автосалонах. Кажется, что ты не покупатель, а человек, который просит одолжения за свои немалые деньги. Видимо, близость к элементам роскоши сносит некоторым голову.
Ну да бог с ним, может, человек с утра не выспался, поэтому не станем обращать внимание на тон. Нам же важно получить желаемый результат, а именно место за столиком в нужный день и в нужное время. Однако, как правило, таким образом мы рискуем вообще не попасть за стол. А попробуйте попросить конкретный столик! Уверяю вас, это как такси в советское время, которые все и всегда ехали в парк. Столик наверняка окажется уже зарезервированным. И просьба подвигать время ни к чему не приведет. Я не утрирую, для сегмента заведений от уровня выше среднего и до космического это нормальная история. Вот поэтому-то я стараюсь действовать по первому сценарию, то есть заказывать столик через знакомых.
БЕЗ ИЗЫСКОВ
Причем все сказанное относится к обычному заказу, без дополнительных специальных требований. А попробуйте задать вопрос про безглютеновые блюда, низкокалорийные напитки и иные подобного рода опции. Просто ради интереса спросите у принимающего заказ, есть ли у них зерновой хлеб, — это история для гурманов общения. В лучшем случае вам расскажут о том, что хлеб выпекается в самом ресторане. Наиболее продвинутые поведают, что делают это точно не из замороженных полуфабрикатов. А вот про ассортимент хлеба никто и никогда не расскажет, проверено. То же касается рыбы, да и большинства других продуктов, а также блюд. Вам либо посоветуют посмотреть на сайте, либо «споют», что у них просто замечательно и, когда вы посетите их ресторан, вам обо всем поведают на месте.
А я хочу заранее и не по интернету. Хочу услышать нормальный человеческий голос с нормальной, не раздраженной интонацией. Хочу заказать именно то, что мне нравится. Неужели это невозможно?
Трюк с рестораном, в котором всегда нет мест, но до вас нисходят, ведя с вами беседу, а потом делают одолжение, и вы соглашаетесь на то, что есть, давно известен. Он и по сей день не теряет своей актуальности. Иногда я даже не успеваю ни о чем спросить, как мне уже отвечают, что мест нет.
Хочется добавить: не было и никогда не будет.
К ПЕРВОИСТОЧНИКУ ЗА ПРАВДОЙ
Еще раз повторюсь: я касаюсь не всего рынка питания вне дома, а скорее его верхней части, где, казалось бы, качество отношения к посетителю должно только повышаться. Особый статус разговор с персоналом приобретает тогда, когда ресторан участвует в каком-либо фестивале или же в заведении проводится мероприятие с приглашенным шефом, сомелье, бариста либо кем-то еще. Мне кажется, что стоящие на приеме заказов вообще не в курсе, что происходит в заведении. Не так давно приезжал известный сибирский ресторатор и шеф Владимир Бурковский. Я хотел попасть на его представление — очень интересная кухня. В общем, на приеме заказов об этом ничего даже не слышали. Пришлось просто пробиваться за столик и ориентироваться на месте. Не странно ли?
Отдельная песня — консьерж-сервисы, или, проще говоря, бюро заказов. Они обычно не знают не просто ничего, а вообще ничего. Кроме интернета, других средств коммуникации для них не существует. Работая с большим количеством точек питания, они просто не в состоянии обладать необходимым объемом актуальной информации, а все, что они говорят, и так, как правило, находится на сайте ресторана или в группе заведения в социальных сетях. Кстати, из последних я узнаю значительно больше о статусе мероприятия, чем от любой службы заказа.
При поиске возможности попасть на ужин с конкретным шефом я неоднократно был послан. Нет, не хамски и не нагло, а просто послан в ресторан. Круг замкнулся. Хотите владеть специальной информацией — идите к первоисточнику. Только вот первоисточник должен быть качественным. Если уж вы предоставляете услугу заказа по телефону или интернету, сделайте так, чтобы люди, отвечающие за это, были профессионально подготовлены.
Вот такой взгляд из-за стола, уважаемые коллеги. Если кто-то найдет параллели с пережитой реальной ситуацией, говорю сразу: никого конкретно я не имел в виду. Образ собирательный. В суд на меня подавать не надо. А вот я вам по-прежнему буду звонить в надежде заказать столик на нужную мне дату и в определенное время.
10/07/2019
По теме
Россиянам перечислили основные признаки плохого ресторана