чай |  Май 2021

Потеснит ли чай матча кофе в продажах современных кофеен

Лена Кожина. Основатель бренда Matcha Forest, совладелец японского бистро J’PAN

Потеснит ли чай матча кофе в продажах современных кофеен

Лена Кожина настолько прониклась культурой и гастрономией Страны восходящего солнца, что основала бренд Matcha Forest и стала настоящим амбассадором японского чая матча в России. Что особенного в этом напитке и покорит ли он в ближайшие годы регионы, как уже покорил обе столицы?

Есть куда расти Лена, как правильно произносить, «матча» или «маття»?

Говорить можно и так и так. Я использую слово «матча», потому что на слух именно так оно звучит из уст японцев, с которыми я общаюсь по телефону по несколько раз в неделю. Однако по системе Поливанова (транскрипционная система записи японских слов кириллицей, разработанная российским востоковедом Е. Д. Поливановым в 1917 году. — Прим. ред.) правильно говорить «маття». Но тут кому как нравится.

Этот напиток стал популярен пару лет назад, и, похоже, интерес к нему не падает. Сейчас вряд ли найдется кофейня, где нет подобного предложения. Как вы оцениваете емкость рынка? Есть куда расти?

В Москве множество мест, где чай матча не представлен, но, наверное, у 50% заведений общепита есть позиция в меню «Матча латте». Другой вопрос, точно ли там матча. К сожалению, по моему наблюдению, настоящий матча предлагают лишь 10% заведений, а то и меньше. А плохой матча продается плохо, ведь когда не вкусно — не покупают. Поэтому хорошему продукту есть куда расти — вытеснять плохой и захватывать регионы и города-миллионники.

Большая конкуренция сейчас на этом рынке? Сколько, по вашим оценкам, компаний поставляет данный продукт в HoReCa?

Качественный матча импортирует всего пара компаний, еще с десяток везут низкокачественные подделки. Мы работаем с лидером японского рынка — чайным домом YANOEN, который поставляет лучшие чаи и признан во всем мире. В России мы официальные партнеры этого производителя. Продукт доставляем самолетами, поэтому у нас в ассортименте всегда свежий матча-чай.

Давно ли вы возите матча в Россию? Как видите развитие бизнеса в ближайшие годы?

Первая поставка прилетела в августе 2019 года. Это была совсем небольшая партия чая (всего 50 кг) двух префектур — Фукуока и Кагосима. Я уверена, что рынок хорошего (как, впрочем, и плохого) матча в России будет расти, потому что кофейни и рестораны, которые сейчас работают с чаем низкого качества, постепенно начинают понимать (благодаря клиентам, которые «в теме»), что продукт надо менять на хороший. Те же, кто всячески отнекивался от матча, будут вынуждены внедрять его под давлением спроса. Но, увы, часто они начинают делать это с некачественного продукта.

Есть ли проблемы с продвижением этого продукта на рынке?

Проблема шеф-бариста и владельцев ресторанов/кафе в том, что они пытаются приравнять себестоимость матча к себестоимости кофе, а это принципиально разные продукты. Из-за дешевого сырья, с которым они изначально познакомились, у них сложилось впечатление, что матча и кофе в одном ценовом диапазоне. И даже когда ты пытаешься объяснить им на дегустации, что они продают подделку и обманывают своих клиентов, многие просто не могут психологически смириться с тем, что настоящий и качественный продукт в 3–4 раза дороже. Поставщики, продающие китайское сырье под видом матча, сильно подрывают авторитет японского чая на рынке. Гости пробуют этот ужасный напиток и больше не возвращаются к матча. Но наш бренд старается убедить конечного потребителя в том, что надо дать этому продукту второй шанс. Реакция всегда одна — шок от того, каким матча может быть вкусным.

ЧАЙНАЯ ГРАМОТА

Как у любого чая, качество матча зависит от многих составляющих — от места произрастания листа, от времени сбора, от обработки и пр. Расскажите подробнее, как производится чай и почему цена за 100 г продукта может отличаться в разы?

Производство, бренд, культивирование, метод выращивания и последующая подготовка листа, чтобы он стал тем самым матча, — сложный и долгий процесс. Для получения всего 30 г церемониального матча, нужно не менее часа.

Матча делится на:

  • top high grade — высшие церемо- ниальные сорта, предназначенные для коича (крепкий чай);

  • high grade — церемониальные сорта для усутя (слабый чай);

  • standard grade отлично подходит для латте и кулинарии.

Каждый из грейдов делится на подкатегории A, B, C, D, E. Чем выше цена, тем меньше терпкости, лучше цвет, больше сладости во вкусе. Высокие сорта очень мягкие и содержат много умами. В аромате моего любимого сорта слышны ноты сгущенного молока и карамели. Если вы приготовите на его основе матча латте, сможете ощутить в послевкусии орех макадамию. А купив «матча» за 300–500 рублей, скорее всего, почувствуете вкус водорослей и рыбы.

Один очень уважаемый журналист как-то сказал: «Если вам не нравится вкус матча, значит, вы начали знакомство с этим напитком с плохого продукта». Согласны с этим?

Абсолютно! Качественный матча — это вкусно и полезно. Используя определенные сорта в сочетании с разным молоком, можно получить удивительные вкусовые решения, например матча со вкусом бабл-гама или фисташек. Разве это может быть не вкусно? Но хороший продукт требует еще и правильного приготовления. Если положить матча больше необходимого, то появится терпкость. Это как, переборщив с солью, вы просто испортите блюдо.

Как научиться отличать хороший чай матча от откровенно плохого? Есть какие-то критерии? При выборе матча необходимо помнить основные правила.

  • Смотрите на цену. Это самый первый и простой фильтр. Церемониальный матча не может стоить 300–600 рублей за 50 г. Его цена стартует от 1300 рублей.
  • Смотрите на упаковку. Она должна быть вакуумная и непрозрачная. Это очень важно для сохранения полезных свойств чая.
  • Смотрите на отзывы покупателей. Открытые и честные продавцы всегда делятся ими у себя на страничках в социальных сетях. Если положительных отзывов много и от разных людей, то им стоит доверять.
  • Если первые три пункта соблюдены и вы уже купили свою упаковку с матча, то чай внутри должен приятно пахнуть (свежесть, трава, цветы, шоколад, орехи) и иметь ярко-зеленый цвет.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МИФЫ

Вы часто дегустируете напитки в разных заведениях и даете свою оценку. Как сегодня обстоят дела с чаем матча в Москве?

Если честно, то плохо. В большинстве ресторанов, куда мы заходим в силу своей профессиональной деятельности или просто отдохнуть, матча ужасен. Мы не понимаем, как такой продукт ресторан может продавать, а гости пить. Даже в самых титулованных и известных заведениях Москвы, с классной кухней, отличным баром и большим ценником, история с матча — полный провал. За те рестораны, куда мы поставляем японский чай, мы спокойны. Мы постоянно на связи, всегда готовы ответить на вопросы владельцев и бариста.

Вслед за матча появилась так называемая синяя матча, то есть напиток на основе цветков клитории. Как вы относитесь к такому неймингу? Он правомерен?

Это история про тотальное незнание продукта и непрофессионализм.

Если вы видите в меню «голубой», «желтый», «розовый» матча, то знайте: вас обманывают. Японский чай матча вообще не имеет ничего общего с его цветными подделками. Там нет ни грамма матча. Например, «голубой матча» — порошок из тайского цветка клитории, в розовый добавляют свеклу или питахайю (dragon fruit), а в желтый — куркуму. Когда вы покупаете цветной матча, ничего криминального не происходит, но вы вообще не получаете никакой пользы от японского чая, а просто платите немалые деньги за плохой продукт. Все эти добавки стоят гораздо дешевле, чем настоящий матча.

Матча может по спросу потеснить зеленый чай и кофе в кофейнях?

Матча никогда не потеснит кофе на мировом рынке. Люди пьют кофе десятилетиями, и этот продукт вызывает много ассоциаций. Зеленый листовой чай и матча — очень разные и, думаю, совсем не конкурирующие продукты. Но матча определенно займет свою нишу на рынке, войдет в состав алкогольных напитков, в также в десерты. Но хотелось бы, чтобы это был настоящий матча, а не подделка. Именно поэтому я стараюсь сделать свой бренд лидером мнения, которому доверяют. Хочу, чтобы производитель мог гордо сказать, что работает с нами, а потребитель, услышав наше имя, был уверен в качестве продукта.

Расскажите об инструментах маркетинга, которые вы используете, чтобы достучаться до игроков ресторанного рынка.

На основе наших рабочих кейсов стараемся объяснить им плюсы перехода на хороший продукт. К примеру, у одного из заведений на Патриках матча почти не продавался (они закупали 150 г в месяц). Когда мы поставили им наш чай и рассказали своей аудитории об этом, оборот закупок вырос до 1 кг в месяц. Мы всегда проводим личные дегустации, где показываем, что матча латте — это вкусно. И часто слышим от шеф-бариста: «Да, это можно пить!»

Какие у компании объемы продаж на сегодняшний день и к каким вы стремитесь?

В марте у нас было три рейса, которыми мы доставили в Москву 220 кг высокого церемониального сорта мачта. К концу года я планирую увеличить месячную закупку до 400 кг.

Опубликовано:
17/05/2021

Рекомендуем

В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе

Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта

20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе

Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»

20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
В фокусе

Форумы ФУДМАШИНА и ОТКРЫВАТЕЛИ покорили Урал – и это только начало!

Крупнейший форум поставщиков, интеграторов рынка HoReCa, производств и ритейла «ФУДМАШИНА» и ресторанный кейс-форум «ОТКРЫВАТЕЛИ» впервые прошли в Екатеринбурге 5 февраля.
В фокусе

Сергей Бурунов протестировал GRASS, а Фудмашина едет в Екат

Компания GRASS, крупнейший производитель автохимии, бытовой химии и средств для профессионального клининга и косметики, выступит генеральным партнером форума «Фудмашина» и ресторанном кейс-форуме «Открыватели» в Екатеринбурге 5 февраля 2024 года.
В фокусе

Гастрономия Северной столицы улыбнулась региональным шеф-поварам

16-18 января 2024 года в Санкт-Петербурге был дан старт 3-му сезону «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров».