мнение |  Июль 2015

Под веселящим газом: Олег Назаров о нашей ресторанной жизни

Год назад, после известных событий, ресторанная жизнь поначалу замерла в судороге, а сейчас началось вообще несусветное

Под веселящим газом: Олег Назаров о нашей ресторанной жизни
Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов
Вот уже аккурат 20 лет, как я участвую в околоресторанной жизни новой России. Поначалу было, что и говорить, восхищение – мол, надо же! И мы можем, как они! И у нашего шеф-повара на голове держится колпак, чей объем вмещает четыре его головных мозга! И нам лягушачьи лапки не чужды! И у нас официант, подавая борщ, вовсе не обязательно купает в нем свой большой палец!..

Потом, в начале нулевых, чувство щенячьего восторга поутихло, пришло ощущение зрелого достоинства. Дескать, чему тут удивляться? Да у нас ресторанов этих в Москве больше, чем где еще! И вообще, Белокаменная – гастрономическая столица мира, наряду с Парижем, Лондоном, Сингапуром…


Еще через пару пятилеток нагрянул ужас. Вдруг стало понятно, что наш ресторанный рынок – это и не рынок вовсе, а какая-то пародия на него. И нет в нем абсолютно ничего, что свойственно цивилизованным бизнес-отношениям. Я имею в виду арендные ставки, давление бюрократов всех мастей, жлобство поставщиков, запредельные цены, отсекающие 90 процентов населения страны от общепита…


Год назад, после известных событий, ресторанная жизнь поначалу замерла в судороге, а сейчас началось вообще несусветное. Сегодняшняя ресторанная и околоресторанная жизнь напоминает ощущения больного, которого доктора, не зная, как лечить, обкололи морфием или которому дали надышаться веселящего газа. То есть, с одной стороны, ничего не улучшилось, но с другой, субъективно пациенту вдруг стало и легко, и приятно, и ощущение такое, что нет никакой болезни, а впереди одни радости бытия.


Вот поглядите, к примеру, какое количество гастрономических фестивалей вдруг появилось. Во времена куда более тучные и для этих фестивалей гораздо более подходящие их не было в помине, а тут они как грибы после дождя повылезали! И везде повара что-то готовят, и гостей, купивших 500-рублевый билет, угощают, и на близрасположенных лужайках даже полежать разрешается…


А как вдруг оживились шеф-повара! Не те, что, как сталевары у домен, трудятся с утра до вечера в своих заведениях, а повара без ресторанов, предпочитающие именовать себя «бренд-шефами». Как правило, это люди, закончившие какую-то из кулинарных школ, насмотревшиеся на более шустрых персонажей, колдующих с едой на телеэкранах, и понимающие, что порхать с одного объекта на другой и что-то «курировать» гораздо прибыльнее и проще, чем работать на одном месте, лично отвечая перед владельцем заведения и его гостями за приготовленную еду…


Этих поваров, коим не дает покоя слава Джейми Оливера, вдруг появилось такое количество, что, мне кажется, их численность в России уступает сегодня только численности магазинных охранников. Все они активные участники соцсетей, выкладывают по три фотки своих блюд в день с подписью «Вчера придумал… Безумно вкусно!!!», обожают сбиваться в лагеря, по-современному говоря – кэмпы, хвалят друг друга, как Басков с Киркоровым, и учат, учат всех остальных без разницы чему, вплоть до приготовления плова в сувиде… А еще они очень любят фотографироваться со счастливыми лицами и кулаками с оттопыренными большими пальцами. И чтоб подпись обязательно была: «Мы – гастробанда!».


Но только, господа, давайте смотреть правде в глаза. Ничего же не изменилось в нашем общепите. И арендодатели-звери никуда не делись. И власти на местах все такие же алчные. И реальным импортозамещением не пахнет. И если кто-то в своем ресторане вдруг раздобыл и приготовил мурманскую треску или астраханскую щуку, то это становится событием чуть ли не всероссийского значения, о котором шумят, как о полете Гагарина. А еда в большинстве наших ресторанах отнюдь не вызывает гастрономического оргазма, следы которого видны на лицах счастливых «бренд-шефов» с поднятыми вверх большими пальцами…


Опубликовано:
27/07/2015

Рекомендуем

В фокусе

Ах, Самара-городок, встречай: едем с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»

28‒30 мая Информационная Группа «Ресторанные ведомости» едет в поволжский город с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
В фокусе

Один из самых масштабных ресторанных экономических проектов этого лета: VII Ресторанный Экономический Форум

С 24 по 26 июня 2024 года в Москве на базе отеля Edge Vinogradovo-Moscow пройдёт VII Ресторанный Экономический Форум.
В фокусе

13-15 мая в кампусе Сколково пройдёт образовательный интенсив «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»

Это 1-ый уникальный интенсив для операционных директоров, управляющих и собственников ресторанного бизнеса.
В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе

Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта

20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе

Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»

20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
https://www.high-endrolex.com/3