Отечественный стиль
Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
III Форум «КЕЙТЕРИНГ + ИВЕНТ СИБИРИ – 2024»: событийная индустрия может стать драйвером развития Новосибирска и региона
Рынок кейтеринга на фоне роста цен почти не растет
Российские инвестиции в иностранные сервисы доставки
Кирилл Погодин, основатель проекта CateringConsulting.ru, вице-президент ФРиО по вопросам кейтеринга, автор книги «Кейтеринг. Практическое руководство для владельцев и управляющих», дает краткую, но очень точную и всеобъемлющую характеристику рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России.
УЗКИЙ КРУГ
Корпоративный, индустриальный и социальный кейтеринг — это большое число мелких операторов и всего несколько ключевых компаний. Число лидеров зависит от выбранных критериев, но насчитать больше 5–7 компаний не получится. Некоторые из них ограничиваются только корпоративным питанием. Некоторые — корпоративным и индустриальным. У отдельных компаний больше опыта в обслуживании удаленных объектов и социальном кейтеринге. Этот сегмент общепита весьма закрытый, рынок носит если не элитарный, то точно клубный характер.
...мы решили, что можем предложить услугу организации питания сотрудников различных предприятий и учреждений...
В ОТТЕНКАХ СЕРОГО
Все крупные операторы этого рынка готовы к тому, чтобы продать свой бизнес. Может быть, лишь за исключением пары иностранных участников рынка. Порой поглощениям препятствуют «серость» бизнеса и его финансовая непрозрачность. Всего 2–3 компании из лидеров могут похвастаться «белым» бизнесом, что, конечно же, делает их более разборчивыми в выборе объектов и условий, на которых они согласны работать.
ДЕФИЦИТ КАДРОВ
Все операторы констатируют серьезную нехватку квалифицированного персонала. Высокий процент мигрантов в этой сфере уже привычен. Ну а то, что труд в России стоит по-прежнему очень недорого в сравнении с западными рынками, тормозит процесс автоматизации и механизации производств. Это скорее вопрос к уровню жизни и доходов в стране в целом.
Распространенные ошибки при найме сотрудников по версии Натальи Богатовой
АТАВИЗМЫ
Множество производств было построено еще в советские времена с избыточной производственной площадью. Сокращение этих площадей по западному примеру с развитием «кустовой» схемы снабжения объектов и системы централизованных фабрик-кухонь остается отчасти декларируемыми планами и внедряется на практике гораздо медленнее, чем хотелось бы самим операторам. А значит, процессы контроля качества пока существенно затруднены рассредоточенностью производственного процесса.
УНИФИКАЦИЯ
Европеизация ассортимента, отход от традиционных меню русской национальной кухни — глобальная тенденция. Потеря аутентичности во всех отраслях уже никого не удивляет. Кейтеринг не стал исключением, и меню всех операторов довольно унифицированны. Хотя тема локальных продуктов и импортозамещения и дает новый шанс традиционным локальным кухням, ассортимент пока не является уникальным отличием компаний-операторов.
Возможно, следующим трендом станут пункты выдачи питания и военные столовые...
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
Социальный кейтеринг — обеспечение питания в армии, больницах и школах — пока не является открытым сегментом. «Мастодонты» успешно выдавили с рынка небольших операторов. Административный ресурс и борьба фактически на политическом уровне с репортажами от Навального — сегодняшняя реальность, как бы странно это ни выглядело на рынке общественного питания.
ОТСТАВАНИЕ ПО СОЦИАЛКЕ
Отсутствие конкуренции в социальном питании, конечно же, не способствует развитию услуги как таковой и повышению ее качества. Прежде всего слабым звеном остаются сервисная составляющая и коммуникация с потребителем. А вот отсутствие законодательной поддержки в корпоративном питании делает его более конкурентным для работающих операторов-лидеров и одновременно сдерживает рост рынка в целом.
Опыт организации офисного питания в условиях кризиса без потери качества услуги
ПОИСКИ НОВОГО
Операторы корпоративного питания давно и упорно ищут «новый формат корпоративной столовой». Секреты этих поисков и провокационных маркетинговых заявлений в том, что пока новый формат так и остается мечтой, на практике все инновации — комбинирование старых форматов. Хотя даже эти изменения — хороший показатель. При наличии объективных ограничителей количественного роста весь потенциал развития уходит в поиск новых форм.
КРАТКОСРОЧНОСТЬ
По-прежнему довольно быстро происходит «уставание» заказчика и потребителей от услуги конкретного оператора. Это касается и ограниченности ассортимента, и объективных недостатков сервиса, и естественного роста цен. Способность оставаться на знаковых объектах долго, даже в горизонте 3–5 лет, все еще считается серьезным достижением.
В МАССЫ
Для лидеров рынка работа в федеральном масштабе не представляет сколько-нибудь значимого барьера. Практически все операторы уделяют внимание массовым мероприятиям. Большинство из них участвовали и в Олимпиаде 2014 года, а сейчас стремятся выйти на крупные спортивные чемпионаты, государственные и окологосударственные форумы.
Одним из основных требований к операторам было наличие опыта в формате уличного общепита...
23/11/2016