Июль 2011

Сентябрь. Снова в школу

Совсем недавно на страницах «РВ» я рассказывал о новом образовательном проекте ФРиО, да и в целом тема проблем профессионального образования вроде как изъезжена. Но сентябрь наступает, и лозунг «учиться… делу настоящим образом», выдвинутый вождем мирового пролетариата, вновь становится актуальным.
Сотни тысяч жителей России садятся за парты аудиторий и учебных классов приобретать первичное образование, и не меньшее их количество начинает свой путь ко второму или дополнительному диплому. Сентябрь — это всегда учебный бум.
Что принесет нам очередной учебный год, что нового будет в образовательных программах, как изменятся учебные базы, какие коммерческие проекты появятся на рынке — все эти вопросы стали основой для проведения изучения предложений рынка. И, должен признаться, выводы не самые утешительные для индустрии питания, хотя и есть кое-какие свежие ростки.
Итак, кардинальных изменений в сфере как высшего, так и среднего специального образования для индустрии питания не произошло. Но…
Надо отметить, что всеми правдами и неправдами нам удалось откорректировать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для ряда специальностей начального и среднего профессионального образования с учетом требований Профессиональных стандартов индустрии питания. Хотелось бы большего. Но пока только так. В этой сфере сейчас настает самый ответственный момент, когда под новые ФГОСы создаются и перерабатываются учебные программы, составляются методические материалы и пособия, пишутся учебники.
На этой стадии роль профессионального сообщества весьма высока, так как даже при откорректированных ФГОСах можно создать такую методическую базу, что все инновации канут в Лету и мы будем продолжать делать розочки, рассматривая карвинг как одно из высших достижений в сфере гастрономии.
Как нам всем включиться в этот процесс? Только в рамках частно-государственного партнерства, или, по-старому, шефства. Такое партнерство подразумевает, что предприниматели активно включаются в работу образовательных учреждений, предоставляя свои производственные базы для подготовки и стажировки учащихся. По-другому никак. Иначе мы так и будем стоять по разные стороны прилавка с образованием и вместо того, чтобы спокойно говорить новым сотрудникам: «Идите и работайте», станем, как и 20 лет назад, повторять мантру: «Забудьте все, чему вас учили…».
Сложнее с высшим образованием. Новый ФГОС для технологов общественного питания подвергся значительно меньшему нашему воздействию, и влияние на уровень подготовки методологии образования и учебных программ возрастает многократно.
При всеобщей нашей любви руководить, а не руками работать количество вузов, предлагающих учебные курсы и программы для индустрии питания и гостеприимства, зашкаливает, что, естественно, сказывается на уровне подготовки. В уездном городе Р..., население которого составляет полмиллиона человек, менеджеров индустрии питания готовят пять учебных заведений.
Много выпускников — плохо это или хорошо? То, что конкуренция выше, для рынка плюс. А как обстоит дело с качеством образования? Знакомый ресторатор меня «успокоил», сказав, что в принципе все выпускники в Р… одинаковые, так как все его пять вузов имеют непрофильные кафедры и при отсутствии собственных специалистов берут почасовиков, которые бегают с места на место, из вуза в вуз в течение дня. Так что дипломы разные, а «содержание» — одно и то же. Итог такой: либо мы местных на руководящие должности просто не берем, либо берем по-старосоветски, то есть по блату. Если все одинаковы, то уж лучше родному человечку или знакомому помочь.
А потом они же, рестораторы, удивляются: что-то бизнес как-то кривовато идет! «Макдоналдс» в Р… долго кадры подбирал, в местном «МЕТРО» работают управляющие, привлеченные из столицы... Вот вам и образование. И если не заняться им всерьез, если не будет у студентов полноценной практики, все так и останется.
Есть и другие чудеса образования, уже столичные «тараканы». В одном из известных вузов так увлеклись теоретической подготовкой специалистов индустрии гостеприимства, что официально запретили студентам работать в принципе, и в профильном бизнесе в частности. Учитесь плавать на сухую, а научитесь, мы вам и воды нальем. Ни французы, ни швейцарцы, ни итальянцы, имеющие передовые школы профессиональной подготовки в индустрии питания, такого подхода просто не понимают.
Чтобы как-то исправить ситуацию в родном отечестве и повлиять на методику подготовки кадров, ФРиО в сентябре проводит курсы для учителей в местах передовых образовательных технологий — в Германии и Голландии, а также планирует организовать подобные мероприятия во Франции. К анализу существующих образовательных программ привлекаются специалисты из США и Франции, но, чтобы не выглядеть полными теоретиками, ФРиО решила на практике применять знания и самостоятельно, возглавив кафедру в Московской финансово-промышленной академии. Приглашаем всех желающих получить высшее профессиональное образование в МФПА по уникальной практико-ориентированной программе «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе».
Есть и третья сфера профессионального образования — подготовка верхних управленческих кадров и владельцев предприятий питания. Это совершенно особая сфера, рассчитанная на людей, себя сделавших или активно делающих. Тут поле для творчества всевозможных образовательных бизнес-школ открывается немереное. Как только они себя не назовут: академии управления, международные бизнес-институты и т.д. и т.п. Методология работы основной массы подобных заведений очень проста. Берут где-нибудь в интернете чью-то программу и начинают ее наполнять выступающими по принципу «кто согласится». И совсем не факт, что согласится человек, действительно уважаемый и компетентный. Может, он и работал в громком проекте. Но не факт, что дольше недели, после чего был уволен за воровство или еще за что.
В этой сфере мы также решили предложить свой рецепт в виде проекта «8 актуальных тем ресторанного бизнеса». Весной прошла его первая сессия, на конец ноября запланирована вторая. Приглашаю всех и на сентябрьский форум «Образование», который состоится в рамках выставки «ПИР-2010». Его программа в этом году разнообразна и вместе с тем жестко практикоориентирована.
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

В фокусе

Ах, Самара-городок, встречай: едем с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»

28‒30 мая Информационная Группа «Ресторанные ведомости» едет в поволжский город с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
В фокусе

Один из самых масштабных ресторанных экономических проектов этого лета: VII Ресторанный Экономический Форум

С 24 по 26 июня 2024 года в Москве на базе отеля Edge Vinogradovo-Moscow пройдёт VII Ресторанный Экономический Форум.
В фокусе

13-15 мая в кампусе Сколково пройдёт образовательный интенсив «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»

Это 1-ый уникальный интенсив для операционных директоров, управляющих и собственников ресторанного бизнеса.
В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе

Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта

20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе

Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»

20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
https://www.high-endrolex.com/3