Как новые сервисы помогают обогнать время
Филипп Башьян. Глава направления готовой еды Яндекс.Лавки, сооснователь Яндекс.Шеф
В Москве появились брендированные Яндекс Лавки
Eggsellent приготовил завтраки для Яндекс Лавки
Россияне стали чаще заказывать бесконтактную доставку
По данным аналитического агентства Infoline, к 2023 году до 10% жителей городов-миллионников будут покупать продукты питания онлайн. В этом году в сегменте e-grocery продажи увеличились почти в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Причины такого активного роста очевидны. Первый драйвер — пандемия. Второй — естественный процесс развития рынка. На сегодняшний день в России доля онлайн-продаж в продуктовом ретейле составляет около 1%, а на иностранных развитых рынках — 5–15%. Логично, что доля онлайна и дальше будет расти.
ВЫСТРЕЛ В ДЕСЯТКУ
Параллельно на рынке происходит и другое важное изменение: время, в течение которого пользователи готовы ждать свой заказ, неуклонно сокращается. Мы одними из первых в нашей стране по-новому подошли к истории с доставкой. До нас она была интервальной, то есть клиенту нужно было выбрать промежуток времени для доставки продуктов. В лучшем случае при оформлении заказа утром его могли привезти вечером, но обычно — лишь на следующий день. Мы же начали доставлять заказ за 10–15 минут. Именно поэтому Яндекс.Лавка «выстрелила» и последовал сумасшедший рост.
Сценарий «купить за 10–15 минут» подходит не только для заказа продуктов, он актуален и для сегмента готовой еды, в котором мы сейчас наблюдаем настоящий бум. Все дело в том, что готовая еда — это ситуативная покупка. Пользователь покупает в первую очередь то, что ему нужно в данный конкретный момент. Например, продукты можно заказать для приготовления ужина, а на обед, когда хочется быстро перекусить, — готовое блюдо. Мы видим большой потенциал в этом направлении, поэтому сосредоточились на его развитии. Так, мы полностью переоборудовали собственное производство Яндекс.Шеф в Петербурге под выпуск готовой еды. И уже сейчас объем производимой продукции составляет 175 тонн в месяц.
УДОБНО И ВЫГОДНО
Для нас на первом месте стоит пользователь и его предпочтения. Это означает, что на наших полках должно быть лучшее для него предложение. Мы командой тестируем все SKU, а также анализируем интересы пользователей и проводим monadic blind test (слепые тесты среди респондентов), чтобы сделать правильный выбор. Поэтому можно сказать, что наши пользователи участвуют в процессе создания ассортимента, и их мнение для нас очень важно. И эта модель работает — мы видим быстрый рост категории: готовые блюда присутствуют в 42% заказов сервиса, то есть практически каждый второй добавляет их к себе в корзину.
Несмотря на наличие у Яндекс.Лавки собственного производства готовой еды, согласно нашей стратегии такая продукция не может занимать более 50% от доли категории в сервисе. Нам важно предложить пользователю разнообразные и вместе с тем вкусные блюда, которые он захочет попробовать вновь. Поэтому мы находимся в постоянном поиске ресторанов-партнеров во всех городах присутствия сервиса. Например, если у кого-то из них есть лучший борщ, мы хотим, чтобы наш пользователь смог его попробовать. Для ресторанов сотрудничество с Яндекс.Лавкой — это новый и активно развивающийся канал дистрибуции. Среди наших действующих партнеров — «Буше», «Хлеб насущный», «Братья Караваевы», «Грабли», «Азбука Вкуса» (кулинария). Сейчас в трех городах присутствия у нас 26 сторонних поставщиков, с помощью которых мы постоянно пополняем меню интересными новинками.
Помимо этого, планируем активно развивать доставку кофе. Сегодня у нас 112 точек с кофе во всех городах присутствия, к концу года увеличим их число до 150, а в первом квартале следующего года планируем покрыть все «Лавки».
Среди основных задач как Яндекс.Лавки, так и Яндекса в целом — сформировать понятные для всех правила игры, чтобы все участники рынка могли развиваться и получать максимальную выгоду. Например, для кафе и ресторанов сервисы, подобные нашему, могут стать новым каналом дистрибуции, который поможет в числе прочего компенсировать потери, вызванные пандемией. А для пользователей Яндекс.Лавка — это удобство и выгода.
24/12/2020
По теме
В Москве появились брендированные Яндекс Лавки