Яндекс.Лавка |  Декабрь 2020

Как новые сервисы помогают обогнать время

Филипп Башьян. Глава направления готовой еды Яндекс.Лавки, сооснователь Яндекс.Шеф

Как новые сервисы помогают обогнать время

По данным аналитического агентства Infoline, к 2023 году до 10% жителей городов-миллионников будут покупать продукты питания онлайн. В этом году в сегменте e-grocery продажи увеличились почти в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Причины такого активного роста очевидны. Первый драйвер — пандемия. Второй — естественный процесс развития рынка. На сегодняшний день в России доля онлайн-продаж в продуктовом ретейле составляет около 1%, а на иностранных развитых рынках — 5–15%. Логично, что доля онлайна и дальше будет расти.

ВЫСТРЕЛ В ДЕСЯТКУ

Параллельно на рынке происходит и другое важное изменение: время, в течение которого пользователи готовы ждать свой заказ, неуклонно сокращается. Мы одними из первых в нашей стране по-новому подошли к истории с доставкой. До нас она была интервальной, то есть клиенту нужно было выбрать промежуток времени для доставки продуктов. В лучшем случае при оформлении заказа утром его могли привезти вечером, но обычно — лишь на следующий день. Мы же начали доставлять заказ за 10–15 минут. Именно поэтому Яндекс.Лавка «выстрелила» и последовал сумасшедший рост.

Сценарий «купить за 10–15 минут» подходит не только для заказа продуктов, он актуален и для сегмента готовой еды, в котором мы сейчас наблюдаем настоящий бум. Все дело в том, что готовая еда — это ситуативная покупка. Пользователь покупает в первую очередь то, что ему нужно в данный конкретный момент. Например, продукты можно заказать для приготовления ужина, а на обед, когда хочется быстро перекусить, — готовое блюдо. Мы видим большой потенциал в этом направлении, поэтому сосредоточились на его развитии. Так, мы полностью переоборудовали собственное производство Яндекс.Шеф в Петербурге под выпуск готовой еды. И уже сейчас объем производимой продукции составляет 175 тонн в месяц.

УДОБНО И ВЫГОДНО

Для нас на первом месте стоит пользователь и его предпочтения. Это означает, что на наших полках должно быть лучшее для него предложение. Мы командой тестируем все SKU, а также анализируем интересы пользователей и проводим monadic blind test (слепые тесты среди респондентов), чтобы сделать правильный выбор. Поэтому можно сказать, что наши пользователи участвуют в процессе создания ассортимента, и их мнение для нас очень важно. И эта модель работает — мы видим быстрый рост категории: готовые блюда присутствуют в 42% заказов сервиса, то есть практически каждый второй добавляет их к себе в корзину.

Несмотря на наличие у Яндекс.Лавки собственного производства готовой еды, согласно нашей стратегии такая продукция не может занимать более 50% от доли категории в сервисе. Нам важно предложить пользователю разнообразные и вместе с тем вкусные блюда, которые он захочет попробовать вновь. Поэтому мы находимся в постоянном поиске ресторанов-партнеров во всех городах присутствия сервиса. Например, если у кого-то из них есть лучший борщ, мы хотим, чтобы наш пользователь смог его попробовать. Для ресторанов сотрудничество с Яндекс.Лавкой — это новый и активно развивающийся канал дистрибуции. Среди наших действующих партнеров — «Буше», «Хлеб насущный», «Братья Караваевы», «Грабли», «Азбука Вкуса» (кулинария). Сейчас в трех городах присутствия у нас 26 сторонних поставщиков, с помощью которых мы постоянно пополняем меню интересными новинками.

Помимо этого, планируем активно развивать доставку кофе. Сегодня у нас 112 точек с кофе во всех городах присутствия, к концу года увеличим их число до 150, а в первом квартале следующего года планируем покрыть все «Лавки».

Среди основных задач как Яндекс.Лавки, так и Яндекса в целом — сформировать понятные для всех правила игры, чтобы все участники рынка могли развиваться и получать максимальную выгоду. Например, для кафе и ресторанов сервисы, подобные нашему, могут стать новым каналом дистрибуции, который поможет в числе прочего компенсировать потери, вызванные пандемией. А для пользователей Яндекс.Лавка — это удобство и выгода.

Опубликовано:
24/12/2020

Рекомендуем

В фокусе

Форум «Фудмашина» и кейс-форум «Открыватели» в 2024 году: новые возможности для рестораторов

Организаторы планируют провести мероприятие не только в Москве, а также в нескольких городах России и в Казахстане. Первый город — Екатеринбург.
В фокусе

Зачем рестораторы России лепили хинкали в Тюмени?

21‒23 октября в Тюмени состоялся очередной этап бизнес-проекта «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров».
Конъюнктура

Елена Мягкова о курсах ЦДО Института гастрономии

Центр дополнительного образования был открыт в 2019 году на базе Института гастрономии Сибирского федерального университета.
В фокусе

24-26 октября г. Тюмень, Sobolev Alliance и сам Александр Соболев

«Ресторанные ведомости» продолжают знакомить вас с сильнейшими рестораторами России и их бесценным опытом ведения бизнеса.
В фокусе

Искусство Есть: гала-ужин в Самарском художественном музее

28 сентября яркий финал уникального гастрономического проекта «Искусство Есть», посвященный 125-летию коллекции Самарского областного художественного музея, прошел в его мраморном зале впервые в истории.
В фокусе

Чем «Высшая лига рестораторов» в Алма-Ате отличалась от ресторанной экспедиции в Мурманске?

«Высшая лига рестораторов» говорит о составе участников за себя. Ресторанные экспедиции — это больше про вкусы, обмен опытом в операционке, полезные знакомства с локальными поставщиками ярко выраженных региональных продуктов.