Сезон большого пива

Можно сказать, что с годами культура потребление пива в Нижнем Новгороде растет. Во-первых, открылось достаточное количество ресторанов и кафе с пивным уклоном, а во-вторых...

Можно сказать, что с годами культура потребления пива в Нижнем Новгороде растет. Во-первых, открылось достаточное количество ресторанов и кафе с пивным уклоном, а во-вторых, и сам народ, вместо того, чтобы пить пиво из пластиковой бутылки под кустом, все чаще идет в специализированные заведения. И природа не страдает, и пиво вовсе другим напитком покажется, если оно подано в соответствующей обстановке, да если принесут, да если правильно розлито, да еще с соответствующей закуской. Пиво — это не просто слабоалкогольный напиток и утолитель жажды, это напиток, приносящий истинное удовольствие от вкусовых ощущений.

Если оценивать развитие нижегородского рынка общественного питания, то в последние годы можно заметить тенденцию бурного развития пивного направления. По оценкам специалистов, пивные рестораны — одно из самых перспективных направлений ресторанного бизнеса.
В докризисные годы доходы населения показывали значительный рост. Соответственно, с ростом доходов менялись и предпочтения. Нижегородцев привлекали концептуальные заведения, в которых должно быть не только пиво, но и соответствующая обстановка, интерьер, специальная «пивная» кухня. Кроме того, чаще отдавалось предпочтение разливному пиву. Особым спросом пользовалось живое, нефильтрованное пиво с собственной пивоварни.

Сейчас в Нижнем Новгороде количество ресторанов и кафе, имеющих пивное направление, достигает нескольких десятков. Всего же заведений, где подают разливное пиво, просто масса. Условно все пивные заведения можно разделить на три категории: рестораны со своей пивоварней, национальные рестораны, где представлено пиво, и спорт-бары с пивной картой. Разделение это действительно условное, потому что практически во всех пивных заведениях Нижнего, будь то национальный ресторан, или имеющий свою пивоварню, или еще какой эксклюзив, как правило, на почетном месте находятся большие экраны для трансляции спортивных соревнований. Значительная выручка таких заведений приходится на дни трансляций крупных спортивных мероприятий. Как правило, в такие дни они (и все заведения, где подается пиво и есть большой экран) заполнены более чем на 100%. Если лет пять назад основными посетителями спорт-баров были мужчины, то сейчас женщины и мужчины заполняют бары примерно поровну.

В то же время эксперты ресторанного рынка считают, что спортивные матчи не должны быть основным источником доходов пивных заведений. Успех заведения — это несколько направлений работы. В нашем случае первое — это пиво. Одни делают ставку на пиво из своей пивоварни, другие поставляют в Нижний такие сорта, каких в городе больше нет. Встречаются заведения, в которых подают коктейли на основе пива. Второе, важнейшее направление — это кухня. Каким бы прекрасным ни было пиво, оно вызывает аппетит, поэтому все должно быть не просто вкусно, а еще и хорошо сочетаться по вкусу с пивом. Немаловажную роль играет месторасположение ресторана и качество обслуживания. И, наконец, у каждого заведения должна быть какая-то своя изюминка…

На открытии-закрытии пивных ресторанов нынешний кризис практически не отразился. Если рассматривать статистические данные последних трех лет, то количество открытых заведений равнялось количеству закрытых, плюс-минус 6-7 предприятий. Однако прогнозы даются разные. Кто-то считает, что рынок кардинально изменится и будут превалировать демократичные заведения. Другие, напротив, убеждены в том, что на рынке останутся только заведения высокого уровня, для обеспеченных людей. Третьи не видят никаких изменений, для них приток посетителей остался на прежнем уровне, увеличиваясь, как и в прошлые годы, в разы только в сезон.
Как выяснилось, для нижегородцев важно не только наличие пива в ресторане, не только интерьер, качество обслуживания, отличная кухня, но и регулярное обновление, расширение пивного меню, возможность попробовать что-то новое.

О ЗАКУСКАХ К ПИВУ
Еще одно направление пивного ресторана — специфическая кухня. Пиво, как известно, вызывает аппетит, поэтому закуски должны быть легкими и быстрыми в приготовлении. Вообще, пивом можно запивать любые блюда. Особенно хороши сыры, копчености, морепродукты, мясо. Легкое светлое пиво принято пить с легкими же закусками: креветками, чипсами, орешками, крекерами. Под темное больше подходят холодные и горячие закуски из мяса и рыбы. Что же касается новых для русского желудка сортов пива, таких как эль или фруктовое пиво, то здесь следует прислушаться к совету специалиста того заведения, в котором их подают. Оказывается, такие сорта пива принято употреблять вообще без закусок. По крайней мере именно так следует употреблять первый бокал. Только тогда можно ощутить все богатство вкуса и аромата незнакомого напитка.

Помимо традиций, существуют и национальные предпочтения. К примеру, в странах, расположенных у моря, к пиву предпочитают заказывать морепродукты, соленую или копченую рыбу. В Германии к пиву идут традиционные немецкие колбаски, копчености. Во многих европейских странах с пивом употребляются самые разные мясные блюда. В США к пиву идет практически все, даже пицца. В Англии также любят рыбные блюда, но там хорошо идут к пиву и картофель фри, и жареное мясо. Кроме того, закуской к пиву в Великобритании можно считать и традиционный пирог с мясной начинкой или с потрошками. Но есть одно общее в предпочтениях любой национальности — с пивом все очень охотно едят сыр.

В России все значительно проще. Пожалуй, самая любимая закуска к пиву — это сушеная, соленая или копченая рыбка, раки и различного рода снэки. Если же говорить о пивных ресторанах и пабах, то их разнообразное меню говорит о том, что мы употребляем с пивом все, что есть во всех странах вместе взятых.

МАХНЕМ ПО КРУЖЕЧКЕ-ДРУГОЙ!
Один из долгожителей нижегородского рынка «пивных» ресторанов — «Пирушка у Ганса». Преимуществом «Пирушки», по оценкам посетителей, является хорошая кухня и пиво редких сортов, которое больше не найдешь нигде в городе. К услугам гостей — демократичный бизнес-ланч, а вечерами — живая музыка.

Ирландский паб «Декель» позиционирует себя как единственное в городе заведение с настоящей ирландской кухней. Отличие от ряда других ресторанов в том, что «Декель» работает круглосуточно. И в 5 утра здесь можно выпить кружечку хорошего ирландского пива. Обстановка — душевная и живая: хорошее обслуживание, сама атмосфера — легкая и непринужденная. Практически все посетители обращают внимание на меню. Названия блюд настолько удивительны, что хочется попробовать все и сразу. Знатоки утверждают, что кухня «Декеля» не хуже настоящей, ирландской.

Паб «Английское посольство» предлагает приобщиться к английским традициям. Кроме множества сортов английского пива и эля, гости заведения могут позавтракать, как настоящие англичане. Ресторан расположен на трех уровнях, обстановка выдержана в чисто британском стиле: все благородно, изысканно, надежно и прочно.

Ресторан-пивоварня «Бирмания» приглашает отведать пиво собственного приготовления. Это один из немногих нижегородских пивных ресторанов, имеющих свою пивоварню. Пиво варится со строгим соблюдением традиционной технологии приготовления. Солод и хмель поставляются непосредственно из Европы. Для варки пива используется мягкая очищенная вода. «Живое пиво — это не просто вкусно, это еще и очень полезно!» — говорят пивовары-профессионалы. Меню ресторана включает традиционные закуски к пиву. Характерно, что помимо холодных есть и горячие закуски. В зале расположен мангал, где можно понаблюдать за приготовлением блюд. Несмотря на то что ресторан позиционируется как пивной, где основное «блюдо — это пиво», здесь можно с комфортом посидеть всей семьей с детьми. Для маленьких посетителей приготовлено специальное меню.

Совсем недавно открытый пивной ресторан «Мюнхгаузен» отправляет нижегородцев в Саксонию. В активе заведения — первоклассное пиво, настоящая кухня. Очень тонко соблюден и стиль ресторана, в котором отражается тот минимализм, который присущ всем немцам. Как говорят владельцы ресторана, «ничего лишнего, все на своих местах».

«Дружище Мюллер» имеет свою пивоварню, которая способна варить 12 000 литров пива в месяц. Для летнего периода планируется увеличить мощность. По словам директора, пиво производится согласно немецкому «Закону о чистоте пива». Все ингредиенты — родные, немецкие. Несмотря на то что с виду ресторан кажется не очень вместительным, количество посадочных мест впечатляет — 170. Обстановка выдержана в немецком стиле: темные деревянные балки, грубая деревянная мебель. В меню — блюда европейской кухни, различные закуски к пиву.

«Бизон» — клубное заведение. Наверное, каждый, проезжая мимо этого удивительного здания на Нижневолжской набережной и прочитав веселые афиши, не раз хотел выйти и пропустить кружечку-другую пивка в веселой компании. А уж кто побывал там, почувствовал дружелюбную, даже некую разухабистую атмосферу, тот надолго запомнит пребывание в «Бизоне» и обязательно вернется. Гости хвалят и кухню «Бизона». Там все так по-домашнему, просто вкусно и сытно. В летние деньки можно отдохнуть на летней веранде, расположенной позади клуба вокруг фонтана.

Еще один ресторан-пивоварня — «ABS» — расположен на Большой Покровке. «ABS» — это уютное помещение, оформленное в строгих бежево-коричневых тонах, свое пиво (несколько сортов), вежливый персонал. Сюда приятно прийти и повеселиться с друзьями, но можно посидеть, отдохнуть и вдвоем. Пивоварня расположена непосредственно в зале, гости ресторана могут со своих мест наблюдать за процессом пивоварения. Здесь «Законом о чистоте пива» также дорожат и соблюдают его «от и до».

«Тинькофф Нижний Новгород» — ресторан-пивоварня, рассчитанный на 250 посадочных мест. Посетив ресторан, жители города смогут попробовать шесть сортов свежего нефильтрованного пива, сваренного здесь же. За процессом пивоварения можно наблюдать прямо из-за столиков — оборудование расположено непосредственно в зале ресторана и отделено от посетителей лишь стеклянной перегородкой. На всех технологических стадиях производства пиво «Тинькофф» производится согласно уже упоминавшемуся немецкому «Закону о чистоте пива», то есть пивоварения, который гласит, что ничего, кроме солода, хмеля, дрожжей и воды, не следует добавлять при приготовлении настоящего пива.

О корчме «Пиво-раки» посетители отзываются как о лучшем пивном заведении Автозавода. Интерьер кафе выполнен в украинском, хуторском стиле. У официантов даже одежда соответствующая. Разливное пиво, сытная, вкусная еда, атмосфера тепла и праздника — все это привлекает самых разных гостей: от бизнесменов до студентов. Заведение предлагает очень богатое меню, состоящее не только из закусок к пиву, но и серьезных блюд, чтобы можно было хорошенько поесть: и борщ, и вареники, и блюда, приготовленные на гриле, масса салатиков, холодец… Всего и не перечислишь.

«BEER-ка» — пивной клуб, где соблюдены все традиции подобных заведений. Это демократичный ресторан, рассчитанный на любой кошелек и предлагающий своим гостям множество сортов пива и закусок к нему, уютные залы, приятное обслуживание. В основном здесь отдыхают компании, для которых предусмотрены особые закуски, так называемые «богатырские» блюда.

Еще одно заведение со своей пивоварней — ресторан загородного клуба «Ильдорф» (Володарский район). Пиво варится из натурального сырья. Солод пивовар заказывает в германской компании с более чем столетней историей. С хмелем же предпочитает экспериментировать, использует не только германский и чешский хмель, но и чувашский, за которым лично ездит на хмелевые плантации. Дрожжи — из Англии, Канады и Франции. А вода из артезианского источника, который находится на территории «Ильдорфа», идеально подходит для пивоварения и делает напиток особенно вкусным и полезным для здоровья. Пивовар загородного клуба «Ильдорф» Андрей Шингарев получил престижные награды на ежегодной международной выставке-ярмарке «Пиво-2008», проводившейся в Сочи (Россия).

ОНИ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!
Оценивая «прогулки» по нижегородским пивным ресторанам, можно сказать, что концептуально эти заведения делятся на два вида: предприятия национальной направленности (тематические) и заведения идеологической направленности. Предприятия национальной направленности ориентируются на Германию, Англию и Ирландию. В таких пивнушках и пабах их создатели попытались выразить своеобразный колорит той страны, частичку которой они воспроизвели в нашем городе, соответствие обстановки, униформы персонала и, естественно, блюд и напитков.
Второе направление, по которому развивается сегмент пивных заведений,— это идея, вокруг которой можно обыграть употребление пива не просто как напитка, а даже как какой-то атрибут. В Нижнем много таких заведений, развивается «советская» тематика. Как правило, это небольшие кафе и ресторанчики. Все популярнее становятся спорт-бары. Здесь пиво — необходимое дополнение к трансляциям спортивных мероприятий на большом экране. Употребление пенного напитка в спорт-барах стало настолько популярным, что, даже не имея возможности (времени, сил и т. д.) посетить бар во время важной встречи «наших» и «ненаших», народ закупает побольше пива и устраивает «спорт-бар» на дому. Кстати, по оценкам и специалистов, недостаток подобных заведений по-прежнему ощущается в Нижнем Новгороде, особенно это касается «периферийной» части города.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Основная часть рестораторов сходится во мнении, что сейчас делать какие-то прогнозы по развитию ситуации в данном сегменте рынка не совсем удобно. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, пивные заведения (и не только пивные) в городе будут появляться. Кроме того, в начинающийся сезон в Нижнем заработает множество как отдельных открытых площадок: летних кафе и павильонов, где будет подаваться разливное пиво, так и площадки при уже существующих ресторанах.
По оценкам различных исследовательских компаний, основными посетителями пивных ресторанов являются молодые люди в возрасте до 25 лет. Однако, по мнению нижегородских рестораторов, наибольшее число гостей ресторанов — это состоявшиеся люди в возрасте от 30 до 45-50 лет. Молодежь предпочитает открытые летние площадки или кафе с демократичными ценами. Основной мотив для посещения пивного ресторана — встречи и отдых с друзьями, вторая причина — желание хорошо и вкусно поесть.

Не может не радовать тот факт, что двух одинаковых заведений среди пивных ресторанов и кафе Нижнего Новгорода практически не найдешь — у каждого своя концепция, свои особенности. Поэтому гость может выбрать заведение на свой вкус и кошелек. У некоторых заведений появилась постоянная клиентура, где персонал знает практически всех гостей лично. Но все равно, есть некая «блуждающая» тенденция. Ведь прежде чем найти что-то наиболее подходящее, следует обойти как можно больше ресторанов и кафе, увидеть все своими глазами и самому попробовать, что и как. Нижегородцы постепенно приобщаются к культуре потребления пива, и это замечательно.

ТЕКСТ: Надежда Бессонова
Источник: r52.ru

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе

Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта

20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе

Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»

20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
В фокусе

Форумы ФУДМАШИНА и ОТКРЫВАТЕЛИ покорили Урал – и это только начало!

Крупнейший форум поставщиков, интеграторов рынка HoReCa, производств и ритейла «ФУДМАШИНА» и ресторанный кейс-форум «ОТКРЫВАТЕЛИ» впервые прошли в Екатеринбурге 5 февраля.
В фокусе

Сергей Бурунов протестировал GRASS, а Фудмашина едет в Екат

Компания GRASS, крупнейший производитель автохимии, бытовой химии и средств для профессионального клининга и косметики, выступит генеральным партнером форума «Фудмашина» и ресторанном кейс-форуме «Открыватели» в Екатеринбурге 5 февраля 2024 года.
В фокусе

Гастрономия Северной столицы улыбнулась региональным шеф-поварам

16-18 января 2024 года в Санкт-Петербурге был дан старт 3-му сезону «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров».