рынок кофеен |  Май 2011

Что происходит на кофейном рынке?

В последнее время прослеживается тенденция к падению мировых цен на зерновой кофе, что по большей части объясняется фактором его перепроизводства. При этом на фоне относительно стабильных показателей объемов...

В последнее время прослеживается тенденция к падению мировых цен на зерновой кофе, что по большей части объясняется фактором его перепроизводства. При этом на фоне относительно стабильных показателей объемов кофейных продаж, действующих уже в течение долгих лет, наблюдается ежегодная тенденция к увеличению объемов производства. Растущая дельта между уровнями предложения и спроса подстегивает крупнейших мировых производителей кофе к поиску перспективных каналов для сбыта своей продукции. Сегодня на роль таковых идеально подходят развивающиеся рынки в Китае и России с их большим потенциалом для развития.

Кофейная статистика

Рынок кофе является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного рынка продуктов питания. О том, что Россия - наиболее перспективная зона действия для производителей кофе, красноречиво говорят многие факты. На сегодняшний день, согласно данным, предоставленным некоммерческим партнерством "Организация производителей кофе в России" (ОПК), совокупный объем потребления кофе в России находится на уровне 85 тыс. тонн, включая кофейные смеси и напитки. Ежегодно темпы роста кофейного рынка составляют 10 - 15 процентов, причем ожидается, что подобная динамика сохранится и в этом году. В 2002 году, по мнению экспертов ОПК, рост рынка составил около 12 - 14 процентов. И в ближайшей перспективе тенденция к активному развитию рынка сохранится. В этом году показатели его роста будут находиться на уровне не менее 10 процентов.

Сегодня на каждого москвича приходится примерно по 1 кг кофе в год, что пока является довольно низким показателем по сравнению с европейскими странами. Только Москва и Санкт-Петербург потребляют до трети всего кофе в России. На сегодняшний день четверо из пяти россиян пьют кофе, при этом каждый второй делает это ежедневно. Кроме того, все большее число наших соотечественников начинают отдавать предпочтение кофе перед чаем. Соотношение уровня потребления "кофе/чай" изменилось с 1:5 в 1999 году до 1:3,5 в 2002-м. По мнению специалистов, формирующийся российский кофейный рынок оказался сейчас на своеобразном перепутье, поскольку может развиваться по двум направлениям - «растворимому» и «зерновому». Оценка кофейных предпочтений россиян показывает, что наиболее популярным остается растворимый продукт, на чью долю, включая кофейные смеси, приходится 86 - 88 процентов потребляемого в России кофе. Если принять во внимание тот факт, что потребление кофе на каждого жителя нашей страны составляет около 160 чашек в год, то получится, что из них на растворимый напиток приходится 131 чашка, на натуральный молотый кофе - всего 10, а оставшуюся часть составляют кофейные смеси. Эти данные подтверждают и исследования компании ACNielsen за июнь 2002 года, по которым соотношение объемов продаж зернового и растворимого кофе в рознице находятся на уровне 7,3 и 92,7 процента соответственно.

Внутри самого сегмента растворимого кофе произошло перераспределение долей порошкового, агломерированного и сублимированного кофе. Активно действующий в послекризисный период интерес покупателей к самому дешевому порошковому продукту и быстрорастворимым кофейным смесям сегодня постепенно спадает. Что касается перспективного сегмента freeze dried, доля которого оценивается в 17 - 20 процентов, то он вполне успешно развивается, что говорит о стремлении потребителей покупать более качественный растворимый продукт, производимый по современной технологии «сушка замораживанием», при которой удается максимально долго сохранить вкус и аромат кофе. По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"), в прошлом году емкость кофейного рынка в России составила около 100 тыс. тонн, что соответствует $1 млрд. Из этого объема 85 тыс. тонн пришлось на растворимый кофе, а примерно 15 тыс. тонн - на натуральный. В результате продолжающегося процесса формирования культуры потребления кофе заметно, что по мере роста доходов населения в структуре потребления все больше возрастает доля натурального кофе. Перспективы развития этого сегмента вполне очевидны. По общим оценкам, объем рынка этой разновидности кофе составляет примерно 1 тыс. тонн в месяц (10,7 - 13,9 тыс. тонн в год). При этом заметна тенденция: чем выше достаток семьи, тем чаще предпочтение отдается наиболее качественному кофейному продукту, который, по результатам опросов, проводимых компанией «Сканмаркет» весной 2002 года, сейчас пьет каждый пятый россиянин. По данным главы Российской ассоциации чая и кофе Рамаза Чантурии, сегодня 60 процентов потребления натурального кофе в России приходится на кофейни и рестораны, остальное - на розницу.

 - Хотя по-прежнему лидерство по объемам рынка удерживает растворимый кофе, доля зернового и молотого кофе постепенно увеличивается. На фоне стабильной экономической ситуации в стране заметно, что вкусовые предпочтения потребителей начали меняться в сторону более дорогих сортов и марок, а возросшая платежеспособность населения позволила им платить больше за лучшее качество и бренд. Особенно стремительно растет интерес к кофе высокого качества в регионах. В нашей компании в первом квартале этого года рост спроса на региональном рынке составил 60 - 70 процентов, - отмечает Александр Малчик, председатель совета директоров ОПК и президент компании "Монтана Кофе".

Игроки

Сегодня кофейным бизнесом на российском рынке занимаются порядка сотни компаний. Однако, по мнению специалистов, со временем количество игроков будет неизменно сокращаться, что обусловлено постепенной концентрацией торговли в руках ведущих кофейных компаний. Поэтому не исключено, что в будущем круг операторов рынка может быть сужен до 15 - 20 крупных игроков. Основные мировые производители кофе уже давно пришли в Россию и приняли самое непосредственное участие в процессе формирования структуры рынка. "Львиная доля» производства растворимого кофе приходится на трех рыночных гигантов - американскую корпорацию Kraft Foods, швейцарскую Nestle и германскую Tchibo. В сегменте же молотого кофе по объемам поставок в России лидирует международный концерн Paulig, реализующий множество разновидностей кофе, включая арабику и робусту в зернах, молотый кофе, кофе итальянской и французской жарки, кофе без кофеина и кофе в вакуумных пакетах. Также здесь выпускаются различные кофейные смеси, включая сорт «премиум» Barista, специально предназначенный для ресторанов кофейной направленности. Другой крупный игрок, "Монтана Кофе", являющаяся российской компанией со стопроцентным американским капиталом, не только предлагает широкий ассортимент высококачественного зернового кофе, но и занимается ароматизацией зерен и приготовлением кофейных смесей. Объединение ведущих мировых поставщиков кофе (Nestle, Kraft Foods, Tchibo, Paulig, Sara Lee Export и "Монтана Кофе") в "Организацию производителей кофе в России" позволило им контролировать до 80 процентов рынка. Второй по степени охвата российского рынка структурой является ассоциация "Росчайкофе", в которую в том числе входят такие крупные отечественные компании, как "Московская кофейня на паяхъ", "Гранд", "Орими Трейд", "Майский чай". В последнее время некоторые мировые производители в основном растворимого кофе пришли к выводу о том, что перенос производства в Россию является в высшей степени перспективным и конкурентоспособным вариантом для более эффективного ведения здесь бизнеса. Пока это касается преимущественно организации в России фабрик по упаковке кофе, как, например, поступили компании Nestle и Kraft Foods, открывшие здесь собственные фасовочные линии. Несмотря на это, ситуация с падением мировых цен на кофейное сырье дает неплохие шансы закрепиться на рынке местным поставщикам и производителям. Чтобы не позволить крупным западным операторам окончательно монополизировать производство растворимого кофе в России, местные игроки предпринимают на рынке самые активные действия. Например, московская группа «Русский продукт», уже располагающая предприятиями для получения растворимого кофе, открыла в Калужской области завод полного цикла по производству гранулированного кофе, на котором планируется производить более 5000 тонн продукта в год. И уже к концу 2003 года в компании хотят предложить под торговой маркой Ruscafe более 20 наименований зернового, молотого и растворимого кофе. Аналогичные планы и у компании «Гранд», планирующей построить в Можайске фабрику по производству и фасовке агломерированного кофе. В «высшем» сегменте растворимого кофе freeze dried активно работает компания «Каффа Индастрис», ориентирующаяся на создание производства полного цикла. Что касается фасованного натурального кофе, то, по данным «Амадо кофе», сейчас российские производители занимают на рынке в основном недорогой сегмент. Продукция же иностранных компаний представлена преимущественно в среднем, высоком и «премиум»- сегментах. При этом около 22 процентов имеющихся на московском розничном рынке марок в секторе зернового и молотого кофе - импортного происхождения, а 78 процентов - отечественного. Несмотря на ощутимую загруженность отечественного рынка, с каждым годом на нем появляется ряд новых перспективных игроков. В качестве примера можно привести компанию Kimbo, предлагающую зерновой и молотый итальянский кофе на базе сорта арабика из различных регионов Латинской Америки. Кофе позиционируется в сегменте “премиум” и поставляется в пакетах из кашированной фольги и жестяных банках. В качестве каналов сбыта «нового» продукта выступают компании, торгующие продуктами питания и специализирующиеся на продажах кофе, а также decision-makers в кафе, ресторанах, клубах, гостиницах и т. п. В планах компании Kimbo - увеличение представленности марки в розничной сети Москвы (пакет 250 г – 180 - 240 руб.) и занятие стабильного положения в сегменте кофе эспрессо «премиум».

Элитный сегмент

Если в целом на российском потребительском рынке сейчас лидирует растворимый кофе, то в сегменте HoReCa преобладает высококачественный натуральный Speciality coffee. Особая система отбора и обработки кофейных зерен, легшая в основу создания этого элитного продукта, появилась в 1970-е в США. И сейчас во всех развитых странах мира это быстро развивающееся современное направление. Сбор и обработка сырья для приготовления эксклюзивного кофе производятся в определенных местах земного шара, к которым в том числе относятся острова Суматра и Ява, горы Никарагуа и районы Эфиопии. Зачастую такой кофе созревает на деревьях, переходящих по наследству из поколения в поколение вместе с секретами выращивания и отбора кофейного зерна. Технология обжарки кофе высшего класса предполагает использование ростера объемом не более 20 кг, в отличие от кофе розничной группы, где его емкость может доходить до 200 кг. Обычно в процессе жарки такого кофе применяется специальный ростер емкостью на 15 граммов, который позволяет делать пробную жарку каждой партии.

Рост интереса к более качественному продукту подтверждают данные Государственного таможенного комитета, в соответствии с которыми в 2002 году в Россию было импортировано 25693 тонны зеленого и жареного кофе, что на 15 процентов превышает показатели 2001 года. О перспективности сегмента Speciality coffee говорит и тот факт, что по решению официального собрания российских членов Европейской ассоциации спешиэлити кофе (Speciality Coffee Association of Europe - SCAE) 22 ноября 2002 года был учрежден отечественный филиал SCAE. Миссия ассоциации проста: привлекать самое пристальное внимание потребителей к высококачественному кофе и доводить до всех приверженцев истинного вкуса самую исчерпывающую и достоверную информацию. На рынке поставок высококачественного кофе в заведения общепита в столице работают около 20 компаний, среди которых можно выделить «Амадо кофе» и «Монтана Кофе». В этих компаниях занимаются не только продажей, но и обжаркой более двух десятков сортов элитного кофе с лучших плантаций Центральной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании. В числе других перспективных направлений деятельности данных игроков - производство кофейных смесей, позволяющих создавать новые вкусовые оттенки, а также наладить выпуск ароматизированного кофе. Во многом популяризации элитного кофе, особенно в крупных городах, способствует активное развитие «кофейного» ритейла. А основными покупателями отменного продукта являются специализированные магазины или кофейные салоны.

По наблюдениям представителей компании «Амадо кофе», с каждым годом все более четко прослеживается тенденция, в соответствии с которой с рынка постепенно уходят компании, специализирующиеся только на оказании посреднических услуг. Сейчас все крупные розничные сети работают по поставкам напрямую с фирмами-производителями. При этом, как считают в компании, новые марки и продукты с использованием кофе хотя и будут появляться на рынке, но перспективы долгосрочного завоевания ими определенной ниши весьма сомнительны. Сегодня на российском рынке представлены преимущественно дорогие марки итальянского происхождения, включая Danesi, Ionia, Lavazza, Molinari, Saeco. Для того чтобы наглядно представить, насколько высоко качество подобной продукции, достаточно сказать, что, например, элитный продукт Musetti, соответствующий лучшим традициям итальянского кофе, получается за счет неоднократного контроля качества сырья в процессе производства, а также благодаря тщательным проверкам идентичности образцов урожаев и соблюдению пропорций в запатентованных смесях. О высоком уровне продукции Musetti говорит и тот факт, что уже более 15 лет из 100 тонн кофе, ежемесячно производимых компанией, 60 - 68 процентов продукции экспортируется в США и страны Европы для приготовления эспрессо. А сама компания входит в Особую сертифицированную кофейную ассоциацию - CSC и имеет сертификат качества Международной организации по стандартизации ISO 9002. Качественные кофейные смеси от итальянского производителя Musetti предлагает компания "Хавский и Ко", работающая на рынке с 1998 года и являющаяся самым крупным дистрибьютором SUNInterbrew.

Активный спрос на элитный продукт стимулирует и большое количество кофеен, открываемых в последнее время. В них в процессе приготовления "базового" напитка - эспрессо (а на его основе уже создаются популярные разновидности кофе) обязательно закупаются моносорта, качество которых зависит от страны произрастания и климатических условий. Причем в кофейнях для получения высококачественного кофейного напитка из натурального жареного кофе стараются не ограничиваться использованием одного кофейного сорта, а отдают предпочтение эспрессо-смесям или блендам, получаемым в процессе подбора различных сортов арабики, зачастую с учетом добавленной к ним для крепости робусты. Наличие в кофейном меню широкого ассортимента смесей позволяет наиболее гибко подбирать напиток, обладающий приятным и сбалансированным по вкусу и аромату кофейным букетом, который придется по душе посетителям.

 - В структуре наших продаж основную долю (70 - 75 процентов) составляют моносорта Speciality, другая часть приходится на эспрессо-смеси. Ароматизированный кофе в общем объеме продаж составляет 15 - 20 процентов. Порядка 40 - 50 процентов продаж элитного продукта приходится на специализированные магазины, продающие кофе вразвес. Остальная часть продукции востребована в кофейнях и ресторанах, предпочитающих закупать кофе не дороже, чем за $20 за килограмм. Хотя в некоторых заведениях готовы за хорошо раскрученный бренд платить и гораздо большие суммы. Как правило, мы закупаем зеленый кофе в диапазоне от $3 до 80 за килограмм и далее за счет выдержанной технологии обжарки, помола, хранения и упаковки создаем неповторимый по своим вкусовым характеристикам продукт, который реализуем уже в пределах $8 - 140 за килограмм. Максимальный ценовой уровень соответствует наиболее дорогому и одному из лучших моносортов арабики Blue Mountain, который произрастает на Ямайке, - отмечает Игорь Храмов, директор ООО ПКФ "Блюз".

“Высокий” сервис

Как отмечает руководитель отдела HoReCa компании «Амадо кофе» Наталья Милякова, если говорить о предпочтениях среди предприятий общепита различного формата, то нужно отметить, что есть вопросы, актуальные для всех, а есть индивидуальные особенности, зависящие от направленности заведения. К общим вопросам, интересующим заведения любого типа и имеющим основное значение при выборе поставщика, относятся его конкурентоспособность и позиционирование на кофейном рынке. Сейчас на рынке появляется немало компаний-однодневок, стремящихся получить большие прибыли за минимальный срок, однако не вкладывающих при этом в свой бизнес необходимых средств. Естественно, что эти компании не способны предложить качественную продукцию и обеспечить должную техническую и информационную поддержку своим клиентам.

Что касается эксклюзивных смесей, то они разрабатываются по специальному заказу клиентов в том случае, если заведение хочет иметь кофейную смесь, соответствующую своему стилю и концепции. Например, для ресторанов итальянской кухни смесь подбирается и обжаривается в итальянском стиле, что предполагает довольно сильную обжарку, крепкий вкус и аромат, маслянистое красивое зерно. Разработка смеси проходит в два этапа. Сначала подбираются купажи из зерен различных стран произрастания и клиенту предоставляют несколько образцов-пробников. После дегустации он выбирает понравившийся образец, и в дальнейшем эта рецептура строго выдерживается при приготовлении эксклюзивной смеси. Не менее важна своевременная доставка продукции, так как кофе имеет тенденцию со временем терять свои ароматические и вкусовые свойства. «Высшим пилотажем» в кофейном бизнесе является поставка свежеобжаренного продукта в течение суток, то есть сразу после его обжарки. Вместе с тем одним из важнейших вопросов является возможность предоставления кофейной компанией своим клиентам современного кофеварочного оборудования и его квалифицированное сервисное обслуживание. Подобную услугу могут оказывать только серьезные компании, вкладывающие достаточные средства в развитие своей технической базы. В качестве примера можно привести компанию «Амадо кофе».

 - Наша компания закупает только элитные плантационные сорта кофе и обжаривает их на оборудовании ведущей в этой области итальянской компании Petroncini Impanti. Техника подобного класса позволяет в процессе обработки кофе оперативно реагировать на все тонкости и нюансы сложного технологического цикла. Наличие крупного транспортного отдела дает возможность доставить нашим клиентам кофе уже в течение суток после обжарки. Свежеобжаренный элитный кофе «Амадо», молотый и в зернах, мы предлагаем по ценам 22 - 38 у.е. У наших заказчиков в принципе не может возникнуть сложностей, связанных с закупкой и обслуживанием кофейной техники, поскольку "Амадо кофе" является партнером компаний - поставщиков таких ведущих производителей кофеварочного оборудования, как La Cimbali, Faema, Gaggia Saeco, La Pavoni, San Marino, La Marzocco, и имеет крупный сервисный отдел, - отмечает Светлана Волкова, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Амадо кофе».

О перспективности Speciality coffee говорит тот факт, что все больше поставщиков элитного кофе решаются вкладывать средства в открытие собственных кофеен. И если в кофейне «Блюз Транзит» компании «Блюз» пока апробируют стратегию ведения бизнеса и не планируют открытие новых точек, то, по словам президента «Монтана Кофе», многие показатели работы их первой «кофейной» точки превзошли все ожидания, и теперь за достаточно короткий промежуток времени в столице будет открыто сразу семь новых кофеен. Здесь не ставят задачу догнать конкурентов по количеству открываемых заведений, а стремятся создать профессиональную базу, на которой можно в дальнейшем агрессивно строить свой бизнес.

Камень преткновения

Уже не первый год участниками рынка ломается немало копий относительно действующих пошлин на кофе. Сегодня в соответствии с таможенным тарифом по кофе ставки на сырье и готовый продукт различаются несущественно: на растворимый продукт - 10 процентов, но не менее 0,5 евро за 1 кг, на кофе молотый и жареный – 10 процентов, а на зеленое сырье в зернах – 5 процентов. Ассоциация «Росчайкофе» направила предложение в Правительство РФ об изменении таможенных правил, регулирующих импорт на ввозимый кофе с учетом его вида, степени переработки и упаковки. Предлагается повысить евросоставляющую таможенной пошлины до 0,8 евро за 1 кг на упакованный растворимый кофе при сохранении процентной ставки в 10 процентов. Очевидно, что в этом случае должен ощутимо возрасти импорт нефасованного кофе и тем самым загрузятся мощности отечественных предприятий, имеющих в России линии по его фасовке. Считается, что подобная мера должна способствовать развитию отечественной кофейной индустрии и позволит избежать монополизации рынка транснациональными корпорациями. По мнению же Алексея Поповичева, исполнительного директора «Организации производителей кофе в России», повышение пошлины однозначно негативно скажется на перспективах развития российского рынка кофе. Во-первых, это повлечет за собой рост цен на конечный продукт для потребителей, а во-вторых, может подстегнуть недобросовестных импортеров к уклонению от уплаты пошлин с использованием различных схем. К тому же это наверняка будет способствовать производству контрафактной продукции. С ним согласен и Александр Малчик, считающий, что все разговоры о защите интересов отечественных производителей в данном случае выглядят не вполне убедительно, поскольку по сравнению с компаниями, привозящими готовый продукт из-за рубежа, в более выгодном положении окажутся Nestle и Kraft, имеющие в России собственные фасовочные линии. По его мнению, повышение таможенных пошлин приведет лишь к ускорению процесса по созданию в России крупными международными игроками заводов полного цикла. Подобная тенденция негативно скажется на отечественном рынке, и от этого не выигрывает ни один российский кофейный оператор. В компании хотят выйти с предложением существенно снизить пошлину на зеленый кофе и тем самым поспособствовать стимулированию притока инвестиций в российские упаковочные и производственные предприятия кофейной отрасли. Со временем это позволит сравнять уровень потребления кофе с уровнем спроса на чайную продукцию. «Культурная революция» Пока же приходится констатировать, что для более активного развития российского кофейного рынка существуют объективные сложности.

Практически все его участники сходятся во мнении, что поскольку в России кофе не является продуктом первой необходимости, то для роста его продаж нужно создавать определенную культуру потребления, позволяющую сделать этот напиток частью образа жизни большинства россиян. Предполагается, что Россия уже в ближайшем будущем может стать членом Международной организации по кофе ICO (МОК), объединяющей 44 страны-производителя и 18 государств - импортеров кофе. Кстати, «Организация производителей кофе в России» поддерживает тесные рабочие контакты с МОК и даже имеет статус наблюдателя в Консультационном совете по вопросам частного бизнеса (Private Sector Consultative Board, PSCB) Международной организации по кофе (International Coffee Organization, ICO).

 - В ходе наших последних переговоров с исполнительным директором МОК Нестором Осорио обсуждались возможные пути взаимодействия в России. На сегодняшний день мы видим очень хорошие перспективы информационного обмена по проблемам развития мировой кофейной индустрии, реализации совместных проектов, направленных на продвижение кофе. Главная тенденция рынка - наличие хорошего потенциала для развития кофейной отрасли, что благоприятно способствует данному сотрудничеству, - говорит Алексей Поповичев.

Безусловно, информационная поддержка придаст хороший импульс развитию кофейной промышленности в нашей стране, что в свою очередь благоприятно скажется на занятости людей, появлении налогооблагаемой базы и развитии промышленного производства. К тому же это позволит эффективно обмениваться опытом по повышению культуры потребления кофе в России.

 - В этом плане показателен пример Бразилии, входящей в число стран-лидеров по производству кофе, но пока еще имеющей довольно низкий уровень его внутреннего потребления. В последнее время здесь были приняты существенные меры для популяризации напитка. Отчасти этому способствовали мощные исследования по различным программам, проводимые в стране совместно с независимыми институтами из США. Например, в ходе реализации программы "Кофе и здоровье" было приведено множество аспектов, отражающих благотворное влияние кофе на человеческий организм. В стране действует и другая программа, в рамках которой кофе стал обязательной составляющей всех школьных обедов, - отмечает Александр Малчик.

Пока кофе еще сравнительно молодой продукт для российского рынка и здесь еще не сложилась культура его потребления. Чтобы рынок стал более цивилизованным, следует вести просветительскую деятельность. Тогда потребители отчетливо будут представлять разницу между высококачественным продуктом и низкопробным суррогатом. Сейчас потребительская путаница связана с тем, что нет четкой градации, в соответствии с которой высокая цена однозначно гарантирует отменное качество продукта. А истина гласит: потребление кофе увеличивается не в случае падения на него цен, а только при существенном улучшении его качества.

В борьбе за качество

Еще одна чисто российская проблема последних лет заключается в наличии на рынке значительного объема фальсифицированного кофе, а также продуктов, не отвечающих международным стандартам по качеству. Некоторой цивилизованности во многом поспособствовал новый ГОСТ на растворимый кофе, вступивший в силу с 1 января 2003 года, разработанный при экспертной поддержке ОПК и отвечающий современным условиям рынка и существующим европейским стандартам. Наряду с этим были введены новые нормы контроля, в том числе позволяющие определять по компонентам объем содержащихся в кофе посторонних примесей. Это обеспечило контроль качества продукции и затруднило выход на рынок недоброкачественного и фальсифицированного товара. Таким образом, была закрыта лазейка, которая позволяла недобросовестным производителям продавать кофейные напитки под видом 100-процентного растворимого кофе.

 - На рынке уже сегодня можно наблюдать конкретные положительные примеры. Так, для кофе Pele, имеющего достаточно большой процент содержания сахаров, в соответствии с новым ГОСТом компания-производитель была вынуждена изменить технологию производства. На очереди ГОСТ на зерновой молотый кофе, над созданием которого мы сейчас плотно работаем, - говорит Александр Малчик.

В обозримом будущем предполагается вместо государственных стандартов (ГОСТов) ввести регламенты, закон о которых уже принят в Государственной Думе. С этого момента обязанности государственных органов не будут ограничиваться лишь тем, как с помощью законодательной базы обеспечить соблюдение технологии производства кофе. На первый план встанет решение проблемы, связанной с обеспечением безопасности потребления продукта населением. На том же Западе сейчас существуют только стандарты кофейной промышленности, которые хотя и не являются обязательными для производителей, однако явно способствуют более эффективной работе операторов, поскольку позволяют цивилизовать рынок. И хотя в нашей стране рынок кофе пока далек от насыщения, многие факторы свидетельствуют о его поступательном развитии. В этом плане, безусловно, показательным событием стал прошедший в начале года первый российский чемпионат бариста - "кофейного бармена", профессионально готовящего кофе.

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

В фокусе

Представляем новую книгу: «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»

Эта книга станет твёрдым источником знаний для тех, кто хочет стать операционным директором.
В фокусе

Яркая новинка осени: второй том книги «Как создаются ресторанные команды. HoReСa-Практики»

Прочитав книгу вы узнаете, как соединять команды в удачные и успешные союзы, которые достигают цели.
В фокусе

Книга «Юридический чекап ресторана»: очередная новинка от ИГ «Ресторанные Ведомости»

Книга Анны Фрадкин и Евгении Смахтиной посвящена юридической безопасности ресторанов и предприятий общественного питания в целом.
В фокусе

«Ресторанные Ведомости» рады представить очередную книжную новинку

Книга Ирины Сидоровой «Секреты ресторанных франшиз. Масштабирование без риска?!» будет интересна и полезна всем, кто задумался о франшизе
В фокусе

Непридуманные истории из ресторанной жизни от экспертов в сфере санитарной безопасности

Санитарная безопасность играет крайне важную роль в современном мире, обеспечивая защиту здоровья населения и способствуя устойчивому развитию общества.
В фокусе

«Создаем ресторанную управляющую компанию!». Быть или не быть УК?

Образовательный интенсив от ведущих рестораторов и топ-менеджеров главных ресторанных компаний состоится с 18 по 20 ноября в Сколково
https://www.high-endrolex.com/3