ресторанный бизнес |  Ноябрь 2018

Здравствуй, сосед!

Как не ошибиться в выборе помещения для собственного бизнеса?

Здравствуй, сосед!

Мечтаете открыть свой ресторан? Вы не одиноки. Заполненные залы винных баров и небольших кафе в центре большого города внушают уверенность в успешности этого бизнеса. Эксперты рынка убеждены: «живучесть» вашей концепции во многом определит ее месторасположение.

Не ошибусь, если скажу, что у каждого второго человека в России хотя бы раз в жизни проскакивала мысль открыть собственный ресторан/бар и зарабатывать в нем ежемесячно огромные миллионы или, на крайний случай, тоже нелишние десятки тысяч рублей. Гуляя по Москве (а иногда и по провинциальным городам), вы видите битком набитые рестораны и мечтаете о собственном. Как же это здорово, рисуется вам, продумывать с дизайнером интерьер, разрабатывать с поваром меню, составлять винную карту с сомелье, учить уму-разуму нерадивых официантов... Согласитесь, подобные мысли мелькали в вашей голове.

ВЫХОД НА ПЛОЩАДКУ

Если вы держите этот журнал в своих руках, то в 99 случаях из 100 вы имеете отношение к ресторанному бизнесу. Возможно, вы повар, менеджер, управляющий или просто начинающий официант. Но не исключено, что вы инвестор, владеющий необходимой для открытия ресторана суммой (дай бог, не последней) и стремящийся найти подходящее для своего бизнеса помещение. «Location, location и еще раз location!» — эту фразу приписывают одному из самых успешных и уважаемых людей в сфере общественного питания Аркадию Новикову. Трудно с ним не согласиться. Исторический центр, спальный район? Как не ошибиться в выборе помещения для собственного бизнеса? Сегодня все локации ресторанов можно разбить на 4 основные группы. Первая — отдельно стоящие здания. Вторая — торговые центры. Третья — жилые дома. И четвертая — офисные центры. Перед каждым, кто планирует открытие ресторана, рано или поздно встает вопрос выбора площадки. Если у вас есть собственное помещение и вы нестерпимо мечтаете о ресторане в нем, то отговаривать вас я не буду. А вот если вы раздумываете, какой из четырех вышеназванных вариантов представляется наиболее подходящим для аренды, то тут имеет смысл предупредить вас о подводных камнях, скрывающихся от взора начинающего ресторатора. Речь в этой статье пойдет о том, стоит ли открывать рестораны в жилых домах и какие трудности влечет за собой подобное открытие.

ЖИЛАЯ ЗОНА

Для начала открою тайну (как выяснилось, это действительно знают немногие), что жилой (а по-чиновничьи — многоквартирный) дом — это дом, в котором есть хотя бы одна квартира. То есть, если даже вы залезли в некую башню высотой в сто этажей, под завязку набитую офисным планктоном, но на сто первом этаже там в пентхаусе живет скромный чиновник (бизнесмен, депутат, учитель или безработный — ненужное зачеркнуть), вам необходимо учесть все нюансы, действующие для таких вот многоквартирных домов. А нюансы тут следующие.

Во-первых, это алкогольная лицензия. От 25 до 75% выручки ресторанов и баров сегодня приходится на алкоголь. Власти справедливо борются с заполонившими первые этажи зданий «разливайками», но, к сожалению, порой в борьбе достается и остальному общепиту. В городских поселениях для получения лицензии ресторану необходимо иметь минимум 50 квадратных метров. Однако федеральное законодательство позволяет региональным властям принимать дополнительные ограничения по продаже алкоголя. Кое-где площадь увеличивают до 100 метров.

В некоторых регионах вводят дополнительные ограничения. Например, нижегородские власти запретили продажу алкоголя в тех заведениях, вход
в которые находится с той же стороны жилого дома, что и подъезд. В Севастополе не разрешают торговать алкоголем на предприятиях общественного питания, расположенных в жилых домах, в ночное время. В Якутии (видимо, с учетом полярной ночи) ввели подобный же запрет с восьми часов вечера до четырнадцати часов дня. В том или ином виде ограничения на торговлю алкоголем в общественном питании в ночное время существуют в целом ряде регионов. При этом периодически законодатели (в том числе и на федеральном уровне) вносят предложения по полному запрету на продажу алкоголя в жилых домах (включая заведения общепита). Сегодня, слава богу, у власть имущих еще хватает разума не принимать таких решений. Но все идет к тому, что рано или поздно жилые дома объявят зоной трезвости.

Тогда многие рестораны лишатся значительной части своих доходов.

Во-вторых, это отношения с Роспотребнадзором. Ресторан — это обилие запахов, которые, словно мыши и тараканы, проникают даже в самые ничтожные щели. Существенно снимает данную проблему вентиляционная труба. Вот только не надо забывать, что она должна возвышаться на несколько метров выше конька крыши дома, в котором находится ресторан, чтобы запахи не попадали в форточки вашим соседям. Так что, если вы собрались открыть ресторан на первом этаже 30-этажного дома, приготовьтесь построить трубу длиной метров в 100 и вести ее по наружной стене. Кстати! Трубу желательно делать качественную и со звукоизоляцией. Иначе скоро соседи начнут жаловаться на шумы. Знаете, как шумит ветер в трубах? У-У-У... Я про это!


И к слову, про шум. Это в-третьих. Как говорится, на закуску. Только теперь о шуме уже в самом ресторане, который традиционно никогда не нравится соседям. Как известно, совсем недавно ночная работа ресторанов в жилых домах была запрещена. Сейчас это положение не действует, но Закона «О тишине» никто не отменял. Ночью крики подвыпивших гостей особенно травмируют добропорядочных граждан, стремящихся заснуть после трудового дня. И если внутри ресторана шум изолируется частично потолком и стенами, то на летней площадке заглушить его невозможно. Жалобы на ваших гостей, кричащих, матерящихся или просто смеющихся, неизбежны. Помните об этом и готовьтесь в 23:00 «загонять» гостей с летней веранды внутрь помещения. Представляю, как они будут этому рады в теплый июльский пятничный вечер...

В рамках небольшой статьи сложно рассказать о всех сложностях открытия ресторана в жилом доме. Я назвал самые главные, но их намного больше. Надеюсь, моя статья отрезвит горячие головы. Ресторан в жилом доме — это одна большая проблема! Но если вы все же решили—удачи вам!

Опубликовано:
29/11/2018

Рекомендуем

Рекомендации

С чего начать экологизацию ресторана (бара) в кризис

Юлия Барсукова. Специалист по развитию компании «Сфера Экологии» (Санкт-Петербург), выпускница РГСУ, магистр
Маркетинг

Как повысить спрос и продажи в кондитерской

Евгения Головкова. Управляющий партнер сети кондитерских Kuzina
Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto