коронавирус |  Март 2020

Предостережение по коронавирусу от главного санитарного врача ФРиО Константина Кривошонка

Советы для организаций общественного питания

Предостережение по коронавирусу от главного санитарного врача ФРиО Константина Кривошонка

Коронавирус SARS-CoV-2 официально покинул территорию Китая и начал путешествие по странам. Грозит ли миру пандемия и может ли вирус начать диктовать свои правила для сферы питания вне дома?

ПРИКАЗ ИЛИ РЕКОМЕНДАЦИЯ?

В связи с возможной угрозой общественному здоровью (ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») некоторые организации общественного питания начнут получать предписания от Роспотребнадзора с требованием усилить дезинфекционный режим. Такие мероприятия называют предупредительным санитарным надзором, и бояться, что вас опять оштрафуют, не стоит.

В субъектах Российской Федерации санитарный надзор осуществляют территориальные управления (ТУ) Роспотребнадзора и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения (ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии». Содержание предписаний следует трактовать как рекомендации и инструкции к действию «для целей недопущения распространения инфекций» по всей производственной цепочке в ресторане и далее — до тарелки гостя. Что же нужно сделать?

  1. Создать условия для соблюдения персоналом личной гигиены. Иными словами, проверить оснащение постов для мытья рук, их укомплектованность расходными средствами (жидкое мыло, кожный антисептик, бумажные полотенца, инструкция по личной гигиене), а также обратить внимание на важность бесконтактного способа открытия крана с водой (рукомойники) и дверей.

  2. Обеспечить запас кожных антисептиков для рук в производственных помещениях и антибактериальных салфеток для гостей (по необходимости). То есть приветствуется дополнительное размещение диспенсеров с кожными антисептиками, в том числе в туалетах для посетителей.

  3. Обеспечить достаточный запас одноразовых масок для персонала, контактирующего с посетителями, а именно принять во внимание частоту смены масок: 1 маска меняется через 3 часа работы (далее она неэффективна).

  4. Обеспечить неснижаемый запас моющих и дезинфицирующих средств, а также проверить состав используемых дезинфицирующих средств (в соответствии с инструкцией производителя) на предмет наличия (содержания) в этом составе действующего вещества для уничтожения микроорганизмов (бактерий, грибов и вирусов) в рабочей концентрации не менее: 75% по массе для спиртов (в том числе изопропиловых); 0,05% — для ЧАС (четвертичных аммониевых соединений); 0,2% — для полимерных производных гуанидина; 3% — для хлорамина Б в концентрации активного хлора и т. д.

  5. Убедиться, что используемые для проведения дезинфицирующих работ средства рекомендованы к применению в организациях общественного питания и зарегистрированы в установленном порядке, а также имеют инструкцию по применению для ручного разведения и (или) для системы автоматического дозирования, чтобы подготовить рабочие концентрации растворов.

Все эти предписания не требуют каких-либо экстренных действий и дополнительных затрат. В соответствии с техническими регламентами и «старыми новыми» санитарными правилами данные мероприятия (за исключением приобретения масок) — ежедневная обязанность ответственного сотрудника предприятия сферы питания вне дома.

СКРЫТЬСЯ ИЗ ВИДУ

Одноразовые медицинские маски на всякий случай можно купить и держать в аптечке, так как сезон гриппа еще не закончился. Они будут актуальны в первую очередь в тех ресторанах, куда ходит большое количество путешественников из неблагополучных по регистрации коронавируса городов или стран. Этот список недавно пополнился государствами Евросоюза.

Далее в предписании могут последовать и другие предложения.

  1. Установить в обеденном зале ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рецеркуляторы) для обеззараживания воздуха. Такая норма обязательна для детских садов, образовательных учреждений и медицинских организаций, но (!) впервые вводится в качестве рекомендации для предприятий общественного питания.

  2. Проводить дезинфекцию системы вентиляции и кондиционирования воздуха 1 раз в месяц (ранее — не реже 1 раза в полгода). Проверьте, что у вас написано в договоре на санитарно-техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха и имеется ли такой договор в принципе.

  3. Увеличить частоту использования дезинфицирующих средств при уборке помещений, поверхностей и т. д. — применять эти средства в начале и в конце дня. Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний частота обработки увеличивается: дверные ручки и мониторы контрольно-кассовой техники надо дезинфицировать каждый час, пол обеденного зала — два раза в день утром и вечером, туалеты, в том числе для посетителей, не реже трех раз в день.

  4. Если предприятие работает на одноразовой посуде, то для локализации возможных очагов инфекции тарелки, чашки, стаканы и столовые приборы необходимо собирать в одноразовые плотно закрываемые пластиковые пакеты, которые перед утилизацией в контейнер следует дезинфицировать методом орошения.

  5. При использовании посудомоечных и котломоечных машин надо увеличить продолжительность цикла мытья и ополаскивания посуды (кухонного инвентаря) в два раза, при этом рабочая температура горячей воды должна быть не ниже +65 °С.

БЕЗ ПАНИКИ!

Не впадайте в панику. Регистрация случаев заболеваемости коронавирусом вышла за пределы Китая и «плавучей чашки Петри» (так назвали круизный лайнер Diamond Princess). Для нового коронавируса вакцина еще не разработана, однако специалисты-эпидемиологи отмечают, что смертность от SARS-CoV-2 пока не превышает показатели обычного сезонного гриппа.

Если ВОЗ объявит пандемию, будет разработан протокол и рекомендации со специальными указаниями для каждого государства. Вирусы, вызывавшие прежние пандемии, обычно происходили от вирусов гриппа животных.

Закрыть ресторан до объявления эпидемии по коронавирусу нельзя. Но Роспотребнадзор может включить еженедельный мониторинг и информирование о ситуации с требованием предоставлять отчеты по разработанной форме, в противном случае может быть применена санкция ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства». Штраф для должностных лиц — от 1 до 2 тыс. рублей, для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) совместно с компанией www.medlex.ru разработала памятку по соблюдению дезинфекционного режима в организациях общественного питания в период проведения предупредительного санитарного надзора. Для получения памятки ставьте +1 в комментарии.

Интервью журналиста Антона Красовского с директором НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского академиком РАН Дмитрием Львовым, в котором вы найдете ответы на вопрос «Почему маски вас не спасут?».

Опубликовано:
20/03/2020

Рекомендуем

Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Рекомендации

С какими ошибками сталкиваются начинающие рестораторы

Хенрик Винтер. Сооснователь ресторанного холдинга Tigrus
Маркетинг

Зачем участвовать в фестивалях и прочих гастроактивностях

Илона Федотова. Гастрономический продюсер, эксперт и коуч, основатель продюсерской компании IF Studio Production. Restaurant & Gastronomic Projects, свыше 20 лет работы в сфере HoReCa, более 20 реализованных кейсов по продвижению ресторанных проектов и раскрутке личных брендов