аренда |  Ноябрь 2017

Открыть и закрыть

Рестораторы и арендодатели в торговых центрах в неравном поединке

Открыть и закрыть
Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы

Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт», считает, что отношения рестораторов и арендодателей в торговых центрах напоминают неравный поединок или даже военные действия.

БОКСИРУЙТЕ, ВЫ НА РИНГЕ

Ресторатор в торговых центрах бесправен. Потому что арендодатель, заключивший с ним сложный договор, может в любое время давить на арендатора: перекрывать воду, обвинять в протечке, закрыть заведение, а при желании выставить ресторатора из торгового центра. Государство говорит, что это спор двух юридических лиц, но в суде предпринимателю не выиграть дело, так как два юридических лица имеют в этом случае разный вес. Это то же самое, что выставить на ринг десятилетнего мальчика против Майкла Тайсона и сказать: «Вы на ринге, боксируйте как сможете». Подтверждение тому типичная ситуация, которая случилась с рестораном Meat & Fish в ТРЦ «Афимолл Сити». Известно, что этот торговый центр построен с нарушениями. Между несколькими зданиями комплекса все время идут протечки: вода течет отовсюду — льется на головы посетителям на парковке, в атриумах, в коридорах и в ресторанах. Ресторатор никак не может доказать факт протечки, а в ответ на жалобы слышит: не нравится — уходите, мы не будем вам ничего компенсировать.Торговый центр: опасности для ресторана-арендатора

ПОЛЕ БОЯ

Недавно «Афимолл Сити» по какой-то причине взъелся на ресторан Meat & Fish, и после того, как в магазине, находящемся под ним на четвертом этаже, в очередной раз полилась вода, администрация решила обвинить наш ресторан и закрыть его. 10 октября главный инженер велел выявить и устранить протечку. Директор ресторана ничего не обнаружил и в ответ на требование закрыться потребовал у администрации письменное предписание: ресторан — коммерческая организация, он не может закрыться просто так. Но главный инженер на него наорал и ушел.

На следующее утро у соседей снизу по-прежнему текла вода, главный инженер закрыл ресторан, повесил пломбу на водяные гребенки, а на входе поставил охранника. На вопросы о письменном предписании о закрытии ресторана всех посылали. Директор ресторана написал письмо с требованием открыть ресторан, но в приемной администрации его развернули, а письмо оставили, не завизировав. Мы вызвали аварийную бригаду, стали искать протечку, проверили все краны и разобрали оборудование — ее не было. Спустя сутки после проведения опрессовки труб ресторан открыли. Пока ресторан не работал, мы понесли многомиллионные убытки: выкинули морепродукты и заготовки, отменили банкеты и брони на столы. Но, несмотря на наши требования, фотографии опломбированных водных гребенок и охранника, стоящего на входе, «Афимолл Сити» отказался подтвердить факт закрытия: никаких актов нам не дали, сказали — обращайтесь в суд.

После нового дождя магазин под Meat & Fish опять залило. 18 октября главный инженер снова опечатал водные гребенки и закрыл ресторан, сказав, что мы не сдали ему опрессовку оборудования. Однако у нас на руках были все документы, оформленные по нормам СНиП, и заключение аварийной бригады. «Нет, — ответили нам, — нам они не нравятся». Мы многократно пытались показать, что все трубы у нас опрессованы, что нигде ничего не течет, но главному инженеру было наплевать. Он говорил: «Пока вода будет литься, ресторан не будет работать». И придирался к каждой мелочи.

В итоге мы закупили трубы, наняли рабочих и за одну ночь переложили все коммуникации в ресторане так, чтобы продемонстрировать, что у нас в принципе ничего течь не может. 20 октября после многочисленных проверок ресторан был открыт. Все это время работники ресторана спускались в магазин и наблюдали за течью — она усиливалась.

На что нужно обратить внимание

ВСЕ В СУД

21 октября администрация предъявила акты о нарушении Meat & Fish режима работы торгового центра. Оказалось, это не нас закрывали, это мы не работали. За это нарушение нам грозит крупный штраф и, возможно, расторжение договора аренды. 23 октября нас по-прежнему заваливают актами о новых «нарушениях» и грозятся выкинуть из ТЦ, а магазин продолжает заливать... И это типичная ситуация.

Конечно, ресторан может обратиться в суд, но, по сути, он ничего не сможет доказать. Еще никто ничего не отсудил у «Афимолла». Ведь арендодатель всегда будет прав: законодательство устроено таким образом, что в суде владелец малого или среднего бизнеса по возможностям равен обычному физическому лицу. Только физическое лицо государство защищает, а бизнесмена оставляет наедине с сильным противником. Коснуться эта проблема может очень многих. Поэтому государство должно вмешаться в эту проблему, урегулировать ее, найти механизмы защиты и встать на защиту малого и среднего бизнеса в нашей стране. Нештатные ситуаци на последних этапах запуска ресторана в торговом центре

АРЕНДОДАТЕЛЬ ХОЧЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АРЕНДАТОРА
В ТЦ

5 симптомов, по версии Михаила Когана, преподавателя курса торговой недвижимости в РАНХиГС, бывшего операционного директора ТРК «Афимолл Сити»:

  1. Усиливается контроль за соблюдением правил и режима ТРЦ. Вам выписывают предписания, выставляют штрафы по любому поводу и без такового. Причиной может быть что угодно — от однодневной просрочки платежа по аренде до нахождения уборщика в магазине в не согласованное с арендодателем время.

  2. Создаются условия получения товаров, которые неудобны и даже невыполнимы: время приемки товара систематически совпадает с самыми неудобными ранними утренними часами и с работами по ремонту грузовых лифтов. Ожидание своей очереди может длиться часами

  3. Без объяснения причин прекращается любая деятельность, связанная с рекламой и маркетингом вашего бренда в ТРЦ, или расценки на рекламу и промоутеров увеличиваются.Доступ гостей к ресторану осложняется всеми способами: в непосредственной близости от входной группы начинается ремонт, освещение перегорает, эскалаторы и близлежащие туалеты не работают. Проводятся проверки инженерных систем и санитарного состояния внутри помещения в рабочие часы и после закрытия ресторана.

  4. Пообщаться с руководством ТЦ не удается, коммуникации проходят на уровне менеджеров низшего звена, на письма и звонки обратной связи нет.

...тщательно и внимательно читайте все пункты договора аренды
Опубликовано:
27/11/2017

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.