алкоголь |  Ноябрь 2018

Как грамотно лишить конкурента алкогольной лицензии

«Против лома есть приемы»?

Как грамотно лишить конкурента алкогольной лицензии

Наряду с конкуренцией честной существуют и другие ее виды. Каждый, кто хоть раз открывал ресторан, знает, что и среди улыбающихся соседей — управляющих и собственников ресторанов и баров — может найтись человек, который способен исподтишка натравить на тебя проверяющие органы. «Против лома есть приемы»?

Ресторанный рынок России стремительно развивается. В моем родном Нижнем Новгороде в советские времена было всего четыре ресторана. Сегодня город по количеству (увы, не всегда по качеству) точек общественного питания на душу населения уверенно вошел в тройку лидеров, пропустив вперед Санкт-Петербург и разделив второе-третье места с Казанью. Еще в 2001 году на улице Рождественской, одной из двух главных ресторанных улиц города, находилось всего три ресторана, а сегодня их — более пятидесяти. Увеличение количества предприятий общественного питания неизбежно ведет к конкуренции, которая по логике должна способствовать общему развитию и повышению уровня обслуживания, качества кухни и прочее. Вот только наряду с конкуренцией честной существуют и другие ее виды. Конкуренция может быть как недобросовестной, так и сформированной с помощью грамотно принятых законов. Про недобросовестную говорить здесь не будем. Каждый, кто хоть раз открывал ресторан, знает, что и среди улыбающихся соседей — управляющих и собственников ресторанов и баров — может найтись человек, который способен исподтишка натравить на тебя проверяющие органы. Письмо в Роспотребнадзор про случайное отравление — и проверка обеспечена. Шумят после 23.00 — звонок в милицию. А еще есть налоговая, Госпожнадзор, лицензионная палата. Про лицензионную палату сегодня и пойдет речь.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ

Продолжу в этом номере важную тему, затронутую в сентябрьском выпуске журнала. Связана она со 171-м Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Сегодня в России купить бутылку алкоголя так же просто, как батон хлеба. Побывав в огромном количестве европейских стран, могу с уверенностью сказать — в плане доступности алкоголя наша страна одна из самых «передовых» в Европе. Количество магазинов, где есть спиртные напитки, огромно. Власти с той или иной степенью активности борются с алкоголизацией страны, используя все доступные способы. Увы, надо признать, что некоторые из них, однозначно, носят коррупционный характер.

Еще несколько лет назад продавать алкоголь можно было практически везде. Постепенно законодательство стало ужесточаться. Появилось понятие прилегающих к объектам территорий, на которых торговля алкоголем запрещена. Были приняты нормы, запрещающие продажу спиртного возле этих объектов, а именно детских садов, школ, вузов и других учебных заведений. Запретили продавать алкоголь также возле спортивных сооружений, театров и больниц. При этом важно, что нормы были едины для всего общественного питания независимо от объемов вложения в бизнес и имени его владельца. Увы, видимо, правила честной конкуренции показались кому-то нелогичными и в Государственной Думе была пролоббирована справедливая на первый взгляд, но абсолютно популистская поправка в 171-й ФЗ. Она обязывала органы местного самоуправления определять границы прилегающих территорий с «учетом результатов общественных обсуждений». Уже с этого года орган, выдающий любому ресторану или бару алкогольную лицензию, обязан руководствоваться не только понятными и прописанными в Законе нормами, но и должен принимать во внимание мнение населения. Очевидно, что в ближайшее время появятся подзаконные акты, регламентирующие процесс публичных слушаний. Последствия этой поправки для рестораторов очевидны — открывая ресторан, каждый собственник не сможет быть уверен в том, что он получит лицензию, дающую ему право торговли алкоголем, а значит может лишиться значительной части своих доходов.

БОИ НА МЕСТНОСТИ

Очевидно, что жители далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы в непосредственной близости от их домов находилось заведение, работающее до глубокой ночи, из окон которого звучит музыка и раздается шум. Но кроме этого, конкуренты, не желающие видеть рядом со своим заведением другие точки общепита, вступив в «правильные» отношения с местными властями, способны «сформировать» мнение жителей, пришедших на слушания. Зная активность наших граждан, можно ожидать, что в определенных случаях на эти собрания будут приходить исключительно «подготовленные» жители, задача которых не допустить открытия нового заведения.

А если учесть, что закон распространяется не только на вновь открываемые, но и на все уже существующие рестораны, можно ожидать, что у определенных ресторанов возникнут проблемы с продлением лицензии. И здесь важное значение будет иметь позиция муниципальных властей. Именно от них будет зависеть формирование мнения жителей, пришедших на собрание. Именно они, в соответствии с законодательством, и будут их организовывать. Им в итоге и решать, кому из рестораторов дать лицензию, а кому отказать. Дай бог, чтобы подход их к бизнесу был объективным.

Возможно, я сгущаю краски, и все будет хорошо. Но что-то мне подсказывает, что благое намерение учесть мнение жителей в данном конкретном случае превратится в очередную коррупционную историю, в ходе которой бизнесу в очередной уже раз станет еще труднее работать.

Опубликовано:
06/11/2018

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.