Как грамотно лишить конкурента алкогольной лицензии
«Против лома есть приемы»?
Ресторатор Миронов: бургерные ищут новые форматы работы из-за высокой конкуренции
Новую систему учета алкоголя в общепите не удалось ввести из-за технических недоработок
Новые правила работы с алкогольной продукцией
Наряду с конкуренцией честной существуют и другие ее виды. Каждый, кто хоть раз открывал ресторан, знает, что и среди улыбающихся соседей — управляющих и собственников ресторанов и баров — может найтись человек, который способен исподтишка натравить на тебя проверяющие органы. «Против лома есть приемы»?
Ресторанный рынок России стремительно развивается. В моем родном Нижнем Новгороде в советские времена было всего четыре ресторана. Сегодня город по количеству (увы, не всегда по качеству) точек общественного питания на душу населения уверенно вошел в тройку лидеров, пропустив вперед Санкт-Петербург и разделив второе-третье места с Казанью. Еще в 2001 году на улице Рождественской, одной из двух главных ресторанных улиц города, находилось всего три ресторана, а сегодня их — более пятидесяти. Увеличение количества предприятий общественного питания неизбежно ведет к конкуренции, которая по логике должна способствовать общему развитию и повышению уровня обслуживания, качества кухни и прочее. Вот только наряду с конкуренцией честной существуют и другие ее виды. Конкуренция может быть как недобросовестной, так и сформированной с помощью грамотно принятых законов. Про недобросовестную говорить здесь не будем. Каждый, кто хоть раз открывал ресторан, знает, что и среди улыбающихся соседей — управляющих и собственников ресторанов и баров — может найтись человек, который способен исподтишка натравить на тебя проверяющие органы. Письмо в Роспотребнадзор про случайное отравление — и проверка обеспечена. Шумят после 23.00 — звонок в милицию. А еще есть налоговая, Госпожнадзор, лицензионная палата. Про лицензионную палату сегодня и пойдет речь.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ
Продолжу в этом номере важную тему, затронутую в сентябрьском выпуске журнала. Связана она со 171-м Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Сегодня в России купить бутылку алкоголя так же просто, как батон хлеба. Побывав в огромном количестве европейских стран, могу с уверенностью сказать — в плане доступности алкоголя наша страна одна из самых «передовых» в Европе. Количество магазинов, где есть спиртные напитки, огромно. Власти с той или иной степенью активности борются с алкоголизацией страны, используя все доступные способы. Увы, надо признать, что некоторые из них, однозначно, носят коррупционный характер.
Еще несколько лет назад продавать алкоголь можно было практически везде. Постепенно законодательство стало ужесточаться. Появилось понятие прилегающих к объектам территорий, на которых торговля алкоголем запрещена. Были приняты нормы, запрещающие продажу спиртного возле этих объектов, а именно детских садов, школ, вузов и других учебных заведений. Запретили продавать алкоголь также возле спортивных сооружений, театров и больниц. При этом важно, что нормы были едины для всего общественного питания независимо от объемов вложения в бизнес и имени его владельца. Увы, видимо, правила честной конкуренции показались кому-то нелогичными и в Государственной Думе была пролоббирована справедливая на первый взгляд, но абсолютно популистская поправка в 171-й ФЗ. Она обязывала органы местного самоуправления определять границы прилегающих территорий с «учетом результатов общественных обсуждений». Уже с этого года орган, выдающий любому ресторану или бару алкогольную лицензию, обязан руководствоваться не только понятными и прописанными в Законе нормами, но и должен принимать во внимание мнение населения. Очевидно, что в ближайшее время появятся подзаконные акты, регламентирующие процесс публичных слушаний. Последствия этой поправки для рестораторов очевидны — открывая ресторан, каждый собственник не сможет быть уверен в том, что он получит лицензию, дающую ему право торговли алкоголем, а значит может лишиться значительной части своих доходов.
БОИ НА МЕСТНОСТИ
Очевидно, что жители далеко не всегда заинтересованы в том, чтобы в непосредственной близости от их домов находилось заведение, работающее до глубокой ночи, из окон которого звучит музыка и раздается шум. Но кроме этого, конкуренты, не желающие видеть рядом со своим заведением другие точки общепита, вступив в «правильные» отношения с местными властями, способны «сформировать» мнение жителей, пришедших на слушания. Зная активность наших граждан, можно ожидать, что в определенных случаях на эти собрания будут приходить исключительно «подготовленные» жители, задача которых не допустить открытия нового заведения.
А если учесть, что закон распространяется не только на вновь открываемые, но и на все уже существующие рестораны, можно ожидать, что у определенных ресторанов возникнут проблемы с продлением лицензии. И здесь важное значение будет иметь позиция муниципальных властей. Именно от них будет зависеть формирование мнения жителей, пришедших на собрание. Именно они, в соответствии с законодательством, и будут их организовывать. Им в итоге и решать, кому из рестораторов дать лицензию, а кому отказать. Дай бог, чтобы подход их к бизнесу был объективным.
Возможно, я сгущаю краски, и все будет хорошо. Но что-то мне подсказывает, что благое намерение учесть мнение жителей в данном конкретном случае превратится в очередную коррупционную историю, в ходе которой бизнесу в очередной уже раз станет еще труднее работать.
06/11/2018
По теме
Ресторатор Миронов: бургерные ищут новые форматы работы из-за высокой конкуренции
Новую систему учета алкоголя в общепите не удалось ввести из-за технических недоработок