Июль 2011

А на чай?!

Какого взгляда на вопрос о чаевых придерживаются контролирующие органы, по крайней мере в доступной на сегодняшний день версии?

Начну с истории вопроса. Едва ли кто-то помнит про то, что до 1917 года официанты и гардеробщики фактически откупали у владельцев ресторанов и трактиров право оказывать услугу, с нее кормились сами и отдавали часть вырученных средств владельцу заведения. За 70 лет советской власти традиции профессионального гостеприимства были утрачены, и в рынок девяностых мы вошли с убежденностью в том, что «прислуживать» — дело непочетное, но зато оно предоставляет поприще, на котором надо «рубить капусту». Отношение к чаевым, с точки зрения и дающего, и стремящегося получить, менялось, проходя вместе с самой новой российской экономикой все фазы ее становления. В девяностые крутые ребята могли дать на чай астрономическую сумму. Правда, не стеснялись и послать куда подальше. Много общаясь с рестораторами, начинавшими в те лихие годы и ставшими сегодня капитанами индустрии питания в России, я вижу главную проблему нашего отношения к чаевым в отсутствии в обществе понимания того, зачем они нужны, почему их дают, в каком размере и как дальше эти деньги распределяются на предприятии питания. И это не вина сегодняшнего ресторанного бизнеса, а его беда.

Мы уже не вернемся во времена, когда официанты и прочий линейный персонал жили без зарплаты, на одних чаевых. Этого не позволят ни трудовое право, ни Гражданский кодекс, ни складывающаяся в России деловая практика. Пока она разная. Но профессиональное сообщество все равно будет вынуждено вырабатывать внутренний понятийный аппарат. Если мы его не создадим сами, это сделают за нас. Например, вопрос включения чаевых в чек еще 10 лет назад обратил внимание налоговой службы на данную ситуацию. Дабы не вносить сумятицу в головы читателей, публикуем это письмо полностью.

Письмо Управления МНС по г. Москве от 27 февраля 2001 г. № 03-12/9764

Вопрос: Правомерно ли включение в состав выручки от реализации услуг ресторана суммы полученного официантом вознаграждения — «чаевых»?

Ответ: Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Согласно ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных вышеуказанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений) объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными вышеуказанной статьей.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Таким образом, если ресторан включает в счет за оказанные услуги сумму вознаграждения официанту, указанная сумма может быть определена и услуга фактически оказана, то сумма полученного вознаграждения включается в выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг. При этом согласно действовавшему до 1 января 2001 г. Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденному приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражалась по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». С 1 января 2001 г. в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг отражается по кредиту счета 90-1 «Выручка от продаж».

Заместитель руководителя Управления

государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин

Это элемент того, как государство влияет на формирование и правового поля, и новой складывающейся практики. Пока рецептов нет, новые «чаевые отношения» в стадии формирования. Куда мы повернем, туда наша индустрия с чаевыми и поедет. Пока экспериментируем, наступаем на грабли, учимся и вместе с потребителем формируем наш общий подход к вопросу, кому, за что и сколько давать чаевых принято в России.

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.