Торговый центр: опасности для ресторана-арендатора
Сергей Миронов о серьезных подводных камнях во взаимоотношениях с арендодателем, способных потопить ресторан

2020 год может стать переломным в кальянном бизнесе
Облокотясь на гильотину
Сможем ли мы защитить планету от пластика
Преимущества работы с торговыми центрами очевидны. С ресторатора снимается огромное количество проблем, связанных с эксплуатационными вопросами: уборка прилегающей территории, вывоз мусора, круглосуточная охрана, текущий ремонт здания и многое другое.
К тому же он получает массу полезных бонусов: не надо согласовывать вывески с муниципальными органами, в наличии большое количество парковочных мест и т.д.
Торговый комплекс сам тратится на развлекательные мероприятия для посетителей, рекламные акции. Ну и самое главное — центр сам генерирует поток гостей, который остается только обслужить и заработать деньги.
Но только на первый взгляд работа с ТЦ кажется выгодной и беспроблемной.
КАБАЛЬНЫЙ ДОГОВОР АРЕНДЫ
Начинаются трудности еще на этапе заключения первичного договора аренды.
Ресторатор получает талмуд из 150–200 страниц текста, подготовленного профессиональными юристами в пользу торгового центра. В 90% случаев ресторатор не может разобраться в этом документе и не замечает ловушек, которые ставят арендатора в крайне невыгодное положение.
Попытки сдать договор для проверки в какую-нибудь юридическую контору, как правило, ничего не дают. Юристы просто проверяют правильность языка договора и, будучи далекими от ресторанного дела, пропускают заложенные потенциальные риски.
Для примера: абсолютное большинство договоров аренды содержат в себе пункт, по которому в случае пяти нарушений ресторатором установленных арендодателем правил ТЦ может расторгнуть договор в одностороннем порядке. А одним из таких правил в договоре предусмотрено нахождение сотрудников в арендуемых помещениях строго в фирменном бейдже с указанием имени и должности. То есть арендодатель может обнаружить пять ваших работников, уже снявших бейджи перед уходом со смены, зафиксировать данное нарушение и разорвать договор.

Мало того, зачастую в договоре прописаны такие штрафы, что на случай расторжения договора арендатор обязан не просто оставить свой обеспечительный платеж в размере нескольких месяцев аренды как штраф за нарушение, но и заплатить ряд дополнительных неустоек.
Фактически, заключив подобный договор, арендодатель получает возможность в любой момент избавиться от арендатора, получив на выходе отремонтированное помещение.
Арендатор отвечает за любые проблемы, которые произошли по его вине, — от лопнувшей трубы до закурившего в коридоре грузчика. В то время как арендодатель почти ни за что не несет ответственности.
У крупных управляющих компаний в договорах не предусмотрено прекращение арендной платы, даже если торговый центр по техническим причинам перестает функционировать. Получается, что в этот момент у ресторана не только начинают портиться продукты и «капает» зарплата персонала, но он еще и продолжает оплачивать арендную плату и эксплуатационные расходы.
НЕВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЛОНГАЦИИ ДОГОВОРА
Зачастую договор не пролонгируется, и арендатор не имеет преимущественного права перед другими претендентами на это помещение. За пять лет отношений арендодатель хорошо знает выручку ресторана — ведь одним из условий договора был ежемесячный отчет об обороте. И теперь владельцы ТЦ на вполне законных основаниях объявляют не рыночную арендную ставку, а ту, которую, на их взгляд, ресторатор может потянуть.
Это выглядит полным абсурдом, но зачастую раскрученный ресторан идет на такие условия и выплачивает практически всю полученную прибыль.
Ресторатор, принимая подобное решение, встает перед выбором: либо уходить, бросая бизнес, оставлять оборудование, нести расходы по выплатам компенсаций уволенным сотрудникам, восстанавливать помещение до его первоначального состояния, как указано в договоре аренды. Либо – остаться, но хоть немного зарабатывать.

Мне приходилось сталкиваться с договорами, где прописана для арендодателей возможность расторжения в одностороннем порядке без объяснения причин.
СМЕНА УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
Смена управляющей компании в ТЦ может стать серьезным испытанием для арендодателей. Новые сотрудники всегда пытаются продемонстрировать адекватность и необходимость своего назначения.
Хорошо, если будут просто отменены старые договоренности и вернутся правила работы с применением всех предусмотренных договором аренды штрафных санкций.
Гораздо хуже, когда управляющая компания внедряет новую «креативную» концепцию в торговом центре и просто выбрасывает ненужных ей арендаторов. Совсем недавний пример — московский «Метрополис».
28/07/2016