продвижение |  Август 2021

Почему корпоративная культура — ключ к будущему

Рахим Идиев. Бизнес-тренер, консультант в сфере гостеприимства

Почему корпоративная культура — ключ к будущему

Современные условия глобальной конкуренции вынуждают ресторанные компании постоянно искать инновации, которые позволили бы занять лидирующие позиции на рынке. Чтобы быстро адаптироваться к нынешней ситуации, нужны новые способы более эффективного управления качеством продукции и сервиса, а также взаимоотношениями сотрудников и работой команды.

Нельзя добиться успеха, если цели предприятия до конца не определены. У многих компаний нет полного понимания приоритетов, не сформулированы основные принципы, отсутствует четкое представление о том, что формирует организацию как «личность». В результате теряется уникальность компании, особенно ресторанной, столь необходимая при сумасшедшей конкуренции, когда борьба идет за каждого гостя. Но добиться всего перечисленного невозможно без развития корпоративной культуры. Именно она позволяет строить работу организации в едином направлении вплоть до достижения конечной стратегической цели.

КУЛЬТУРА КАК НАУКА

Корпоративная культура — это система правил и норм деятельности, обычаев и традиций, интересов, особенностей поведения, стиля руководства, показателей удовлетворенности персонала условиями труда, уровня сотрудничества и совместимости работников, перспектив развития.

Да, корпоративная культура сложна и многофакторна, но именно от нее зависит успех существования и развития компании. Причем американский бизнесмен А. Ф. Харрис предлагает обращать внимание не только на нематериальную часть корпоративной культуры, но и на материальную. Наиболее же полная структура организационной культуры была представлена доктором экономических наук, профессором кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ В. А. Спиваком. Он выделил следующие элементы:

  • культура условий труда;

  • культура средств труда;

  • культура межличностных отно шений;

  • культура управления;

  • культура работника.

Исходя из этого можно представить компоненты корпоративной культуры следующим образом: ценности, миссия, коммуникация, символы, культура средств и условий труда, трудового процесса.

ФУНДАМЕНТ УСПЕХА

Ценности — основа корпоративной культуры. На их базе вырабатываются формы поведения в компании.

Ценности придают смысл нормам и правилам, установленным в организации.

Мне нередко приходится слышать, как сотрудники, обсуждая рестораторов, говорят в первую очередь об идеологии компании. Сегодня соискатели в сфере услуг при выборе работы опираются на философию бренда, а уже потом оценивают прочие условия. Я являюсь руководителем направления обучения и развития ресторанного холдинга «Тигрус». Одна из наших фундаментальных ценностей — забота о природе. Как-то раз участница тренинга сказала, что именно эта ценность привела ее к нам: «Я очень хочу внести свой вклад в то, чтобы наши потомки смогли увидеть тигров, и мне очень приятно строить карьеру в компании, которая заботится о природе, делая мир вокруг себя лучше и правильнее».

Это может показаться слишком пафосным, но подобные моменты стали встречаться все чаще. Новое поколение хочет видеть в своей работе больший смысл, чем просто возможность зарабатывать деньги. Меня это очень радует. Я вспоминаю историю, как Стив Джобс спросил у своего коллеги, который писал очередное приложение: «Скажи, а ты знаешь, какую миссию ты выполняешь, создавая новый продукт?» Коллега начал приводить примеры того, как приложение сможет помочь разным людям. Стив сказал: «Нет, в первую очередь ты оставляешь след во вселенной, который перевернет этот мир!»

Миссия организации — смысл существования компании, ее философия и ключевая цель. В миссии заложен статус организации, принципы ее работы, цели управляющих. Эта составляющая корпоративной культуры нацелена на будущее и не зависит от настоящего состояния предприятия. Миссия, которую формирует высшее руководство компании, предназначена для определения курса развития, для того, чтобы обеспечить единообразие основных задач и создать высокие внутренние мотивы.

Символы организационной культуры — это отражение ее ценностных ориентиров. Символами могут быть действия, объекты или события, которые имеют значение для других людей.

Имидж компании не может существовать и без атрибутики — она определяет стиль организации, создает ее лицо. К таким символам относятся название, слоганы, церемонии, логотипы, легенды. Из всех этих компонентов складывается имидж бренда, который является образом компании на рынке.

СТИХИЯМ ВОПРЕКИ

Каковы же методы формирования корпоративной культуры? Их два (рисунок).

korporativnaya-kultura.png

Стихийно формирующаяся корпоративная культура возникает в результате взаимодействия разных ценностей сотрудников, партнеров, гостей и внешней среды. Она появляется неосознанно, а потому трудноуправляема. Итогом может стать несоответствие корпоративной культуры основным целям бизнеса и общей стратегии организации.

Целенаправленно формирующаяся культура — результат закрепления и изложения в письменном виде принципов и правил, которые регулируют отношения организации и обязательны для всех сотрудников компании вне зависимости от их должности и статуса. Данный метод гораздо эффективнее, потому что позволяет сотрудникам более продуктивно выполнять свои должностные обязанности и одновременно удовлетворять личные потребности. Вследствие такой деятельности коллектива повышается общая экономическая эффективность организации.

Уникальность и неповторимость каждой ресторанной концепции (которых становится все больше и больше) определяет именно правильная корпоративная культура, а потому ее создание должно стать приоритетным направлением.

Кроме этого, благодаря корпоративной культуре сотрудники организации идентифицируют себя с компанией, становятся амбассадорами целей организации, что укрепляет социальную стабильность и мотивирует персонал. А мотивация очень важна, так как ключевая особенность ресторанного бизнеса состоит в том, что сервис и продукт всегда выступают в связке. Услуги предоставляет персонал, непосредственно взаимодействующий с гостями ресторана. Поэтому качество услуг напрямую зависит от уровня обслуживания.

Корпоративная культура формирует отношения в команде и поведение сотрудников благодаря конкретным прописанным поведенческим принципам, например: «Мы ценим свободу личности и индивидуальный подход к каждому». Это дает ощущение уверенности и защищенности в трудных ситуациях. Если сотрудник не знает, как поступить правильно, он может обратиться к тому принципу компании, который поможет принять быстрое и верное решение.

Таким образом, корпоративная культура оказывает влияние на:

  1. мотивацию персонала;

  2. привлекательность ресторанов как работодателей, что отражается на текучести кадров;

  3. нравственность каждого работника и его деловую репутацию;

  4. производительность и эффективность деятельности предприятия;

  5. качество работы сотрудников;

  6. характер личностных и производственных отношений в ресторане;

  7. культуру ресторанного сервиса.

Благодаря ценностям и принципам компании каждый сотрудник чувствует себя частью общего процесса, и это становится ключом к успеху в достижении новых целей.

Опубликовано:
04/08/2021

Рекомендуем

Менеджмент

Как создать сильного менеджера ресторана?

Виолетта Гвоздовская. Руководитель компании Welcomepro, специалист по управлению ресторанами и ресторанными сетями
Рекомендации

Зачем нужна стратегия управления рестораном

Амина Фатуллаева. Эксперт-ресторатор, антикризисный управляющий
Рекомендации

Как спасти доставку еды от банкротства

Павел Щучинов. Бизнесмен, основатель сервиса доставки еды «Сё и сразу» (Хабаровск)
Менеджмент

Как сохранить и приумножить сервис в эпоху нехватки персонала

Евгения Лерман. Руководитель отдела обучения Novikov Group, амбассадор ФРиО, специалист по сервису, тренер ресторанных команд
Менеджмент

Нет людей. Закрываться или развиваться?

Татьяна Симонова. Куратор школы сервиса и HR-практик Novikov Business School, основатель студии сервисного консалтинга «Академия сервиса», основатель компании-разработчика бизнес-игр Trainingcafe, эксперт по организационному и стратегическому развитию, автор технологии создания сервисной идеи и траектории сервисной трансформации
Менеджмент

Как действовать в ситуации кадрового голода

Мария Муляр, ex-HRD холдинга White Rabbit Family