на новом витке |  Октябрь 2020

Как пандемия ускорила восстановление татарской кухни

Юлия Булейко. Основатель школы «АШ», креативный продюсер Tatarstan Hospitality Expo

Как пандемия ускорила восстановление татарской кухни

Ни для кого не секрет, что коронакризис очень сильно повлиял не только на ресторанный бизнес, но и на индустрию туризма в целом. Однако вместе со статистикой убытков и недополученной прибыли со стороны туристской инфраструктуры по всей России эксперты отмечают и очень хорошую (много лет ожидаемую) тенденцию — малые путешествия в радиусе 300–400 километров.

Одним из ярких примеров развития внутреннего туризма после периода самоизоляции можно смело называть Татарстан, который вновь вошел в тройку самых популярных направлений в поездках по России, несмотря на общий застой рынка. Об этом говорили первые лица ресторанного и гостиничного рынка республики на мероприятии «100% Татарстан», посвященном 100-летию ТАССР. Был отмечен очевидный рост количества туристов из близлежащих регионов — из Самарской и Ульяновской областей, из Ижевска, Уфы, Саратова, ну и конечно, из Москвы и Санкт- Петербурга. Кроме того, у людей проснулся интерес к путешествиям внутри региона. Отельеры все чаще принимают в Казани жителей других городов республики, и наоборот, казанцам нравится отдыхать, не выезжая далеко.

Бесспорно, интерес к любому региону только увеличивается, когда в нем есть необычная гастрономическая составляющая, чего у Татарстана точно не отнять.

И ДРУЗЕЙ СОЗОВУ

Когда мы говорим о развитии туризма в регионе, я в первую очередь обращаю внимание на историческую склонность к гостеприимству в конкретной локации. Татарстан — настоящий кладезь.

  • Исламская культура построена на любви к своим гостям. На стол всегда выставляется все самое лучшее. Хозяин обижается, если гость съел не все или не взял с собой гостинец. А уж если не попил чаю — пиши пропало!

  • Культура татар и ежедневные традиции строятся вокруг кулинарии. Женихов испокон веков знакомили с невестами через их блюда: девушки готовили свое коронное и прятались, а женихи пробовали и выбирали.

  • Аш — праздничное семейное застолье по любому поводу. Это традиция, когда вся семья собирается за столом и прекрасно проводит время за вкусными угощениями. А угощений на татарском столе немало!

Пандемия многим проектам дала идеальную возможность и время для старта. Например, был организован конкурс на получение гранта для разработки собственной республиканской службы доставки, которая удовлетворяла бы всем требованиям рестораторов, жителей и гостей Татарстана.

Запустилось и несколько новых проектов, которые были отложены в долгий ящик или вообще не могли бы быть осуществлены до кризиса. Я сейчас говорю о нашем проекте — кулинарной школе в онлайн-формате по татарской кухне. Мы назвали свою школу «АШ» потому, что в этих двух буквах сохраняется весь глубокий смысл гостеприимства татарского народа: гостей нужно сытно и вкусно накормить, каждому вручить подарок, а потом еще и кучтенеч — гостинец с собой.

Говорят, чтобы понять народ, нужно попробовать национальную еду. Я бы добавила: важно еще узнать, почему и как те или иные блюда стали главными в кухне разных регионов. Каждое яство окутано легендой, через которую раскрывается вся глубина кулинарных традиций и народной мудрости.

Казанцы начали путешествовать по Татарстану и заново влюбляться в свой родной край, пробуя простую и вкусную татарскую пищу в деревнях и отдаленных уголках республики. Еще для меня было неожиданностью, что у нас много слушателей, которые учатся на курсе, потому что, проживая за границей или в дальних регионах России, скучают по родному краю и его кухне. Так приятно осознавать, что на берегу Атлантического океана люди с теплом вспоминают эчпочмаки и чак-чак!

КНИГА СОКРОВИЩ

Еще один проект, созданный в этом году, приурочен к 100-летию со дня образования ТАССР. Наши друзья и партнеры — Ассоциация рестораторов и отельеров Казани и РТ совместно с Казанским инновационным университетом им. В. Г. Тимирясова, Фондом развития Старо-Татарской слободы и благоустройства озера Кабан — выпустили уникальную книгу «Сокровища татарской кухни». В ней соединяются история и кулинария. Книга вобрала в себя богатейший практический и теоретический опыт ученых и рестораторов республики. Исследователи приобщались к татарским традициям через призму таинства кулинарии, а владельцы заведений и шеф-повара раскрывали свои секреты приготовления. Авторы знакомят читателей с рецептами блюд, с историей Старо-Татарской слободы, с обустройством татарского дома, с правилами этикета, связанными с культурными и религиозными особенностями жизни народа.

Самое интересное, что рестораторы Казани с огромным энтузиазмом присоединились к созданию книги и внесли свой вклад в сохранение традиций татарской кухни. Конечно, многие блюда сейчас выглядят по- другому, получив современное звучание, но ведь в этом и есть развитие кулинарии!

ШКОЛА МАСТЕРОВ

Еще один очень важный момент в создании новой жизни для аутентичной кухни республики — подготовка к запуску кафедры Татарской национальной кулинарии им. Ю. Ахметзянова на базе факультета сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова.

Основная задача новой структуры — подготовка и практическая переподготовка, стажировка молодых специалистов, проявивших выдающиеся способности в сфере технологий и организации общественного питания, в том числе из мест с компактным проживанием татар. Для проведения мастер-классов планируется приглашать высококлассных шеф-поваров организаций общественного питания не только из Татарстана и России, но и из иностранных государств. Если все получится, то кафедра татарской кулинарии станет не имеющей аналогов на территории Российской Федерации площадкой для апробации и внедрения новейших технологий в сфере общественного питания, пропагандирующей богатые традиции татарской кухни и национального гостеприимства. А со временем — инновационной школой подготовки менеджеров национальной кухни по самым высоким стандартам.

Каждый уголок нашей страны может похвастаться чем-то необычным в гастрономическом плане — нужно только разглядеть свою «особинку» и развить ее. Внутренний туризм не стоит на месте, и важно успеть сделать так, чтобы, приезжая в ваш город или регион, каждый человек открывал для себя новое о своей стране, влюбляясь в нее сильнее и сильнее. А путь к сердцу туристов и гостей лежит через желудок! 

Опубликовано:
20/10/2020

Рекомендуем

Рекомендации

С чего начать экологизацию ресторана (бара) в кризис

Юлия Барсукова. Специалист по развитию компании «Сфера Экологии» (Санкт-Петербург), выпускница РГСУ, магистр
Маркетинг

Как повысить спрос и продажи в кондитерской

Евгения Головкова. Управляющий партнер сети кондитерских Kuzina
Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto