Оптимизация процессов в ресторане: как увеличить выручку на 166%
Как поднять выручку в ресторане, который уже работает на пределе своих возможностей? Кейс с чек-листом
Ресторанный бизнес без потерь
4 способа контроля за расходами на алкогольные напитки
5 правил оптимизации расходов в ресторане
Расскажу вам о своем опыте, который позволил мне максимально ускорить все рабочие процессы в ресторане и, как результат, существенно увеличить прибыль.
Некоторое время назад наша компания оказывала консалтинговые услуги небольшой сети. В одном из ресторанов (это был первенец сети) благодаря его удачному расположению в торговом комплексе дела шли очень успешно. В пятницу, субботу и воскресенье все столики заняты, запись в листе ожидания на час вперед. И при этом вполне неплохая для его площади и уровня цен выручка.
Задача стояла такая — поднять максимум выручки, чтобы ресторан приносил больше прибыли за один конкретно взятый день.
Но как это сделать? Ведь, еще раз отмечу, с посещаемостью полный порядок, и создается впечатление, что он работает на пределе своих возможностей.
5 правил оптимизации расходов в ресторане
РОСТ ВЫРУЧКИ БЕЗ ПОВЫШЕНИЯ СРЕДНЕГО ЧЕКА
Первыми в голову пришли две стандартные мысли: поработать над повышением среднего чека или поднять цены.
Однако увеличение цен в этом случае не выход, поскольку ресторан сетевой и присутствует определенное пересечение клиентской базы в разных точках. К тому же другие точки сети находятся в стадии развития, и синхронное повышение цен может их убить.
Что касается среднего чека, то в заведении работал неплохой тренинг-менеджер, и мы лишь немного подкорректировали существующее предложение. Увеличивать продажи можно было только агрессивным способом, но в долгосрочной перспективе это негативным образом сказалось бы на работе ресторана.
Как увеличить загрузку ресторана с помощью столов на двоих
УВЕЛИЧИТЬ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ СТОЛОВ
Остался единственный способ — ускорить оборачиваемость столов (то есть повысить скорость обслуживания).
В первую очередь мы сосредоточили внимание на работе официантов.
- Увеличили их количество, для того чтобы на одного работника приходилось меньше столов и не было задержек с приемом заказа и обслуживанием.
- Поменяли более медлительных по природе людей на более быстрых.
- Поставили дополнительный официантский терминал, чтобы исключить малейшие задержки с пробитием заказа.
- Расширили зону раздачи на кухне, дабы избежать толкотни и неразберихи в этой точке.
- Добавили подносов и инвентаря, чтобы официант не терял драгоценное время на ожидание, пока нужная ему вещь освободится, или бежал через весь зал за подносом, который он оставил на мойке.
- Взяли помощников официантов для работы в зале, на уборку грязных столов, пепельниц и пр., чтобы официант в первую очередь заботился о скорейшем принятии и выносе заказов, не отвлекаясь ни на что другое.
- Добавили дополнительную официантскую станцию.
- Поставили вторую хостес, чтобы поднять эффективность работы со столами, ни в коем случае не давая им простаивать пустыми.
Все эти меры позволили поднять максимальную дневную выручку на 23%.
Выручка в ресторане: как ее считать?
ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ В БАРЕ
Казалось бы, все, поставленная цель достигнута, но давайте посмотрим, что можно сделать дальше.
С ростом скорости работы в зале бар начал немного отставать.
- Тогда мы убрали из барного меню трудоемкие позиции, приготовление которых отнимало массу времени.
- Максимально увеличили число барменов — ровно до того количества, которое еще позволяло им свободно помещаться за барной стойкой, не мешая друг другу.
- Оптимизировали процесс приготовления трудоемких позиций, обязательно необходимых в меню. Например, сделали так, чтобы все ингредиенты для приготовления «Мохито» были под рукой в подготовленном для закладки в стакан виде.
- Приобрели льдогенератор для фраппе, избавившись от необходимости дробить лед вручную с помощью мельниц.
- Ввели график заготовки фрешей, просчитав дневную проходимость и нагрузку по часам, — сок теперь выдавливали шесть раз за смену, он был свежим и не застаивался, при этом в часы пик не требовал много времени на отдачу.
- Поставили бас-боя на посуду.
В итоге выручка поднялась еще на 13,5%.
Как увеличить прибыль в часы пиковых нагрузок?
ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ НА КУХНЕ
Далее отправились на кухню. С ней пришлось поработать гораздо больше.
- Мы заменили часть оборудования более производительным. Например, установили мощную фритюрницу вместо маленькой настольной, так как из-за специфики кухни много блюд готовилось именно в ней.
- Внесли изменения в расстановку оборудования — теперь каждый повар в процессе приготовления блюда совершал минимум лишних движений.
- Поменяли часть холодильников с непрозрачными дверями на прозрачные — благодаря этому повар мог заранее видеть, где стоит нужный ему продукт, а не шарил судорожно по разным углам, вынимая и переставляя гастроемкости.
- Подогнали товарное соседство продуктов на полках так, чтобы повару не приходилось бегать в разные углы кухни для приготовления одного блюда.
- Оптимизировали заготовку, рассчитав количество необходимых полуфабрикатов.
- Упорядочили работу шеф-повара и су-шефов, выведя их из горячего цеха на общее регулирование производственного процесса. Ведь они должны управлять всей командой, а не уходить с головой в один цех, не имея достаточной возможности увидеть, что происходит в других.
- Улучшили взаимодействие между поварами.
- Увеличили количество посуды и инвентаря, чтобы поварам не нужно было ждать, когда помоются недостающие тарелки или нужная сковородка.
- Убрали из меню блюда, на приготовление которых требовалось длительное время.
Благодаря всем перечисленным изменениям максимальное время отдачи горячих блюд сократилось с 40 минут до 20, а итоговая выручка возросла еще на 19%.
А теперь заметьте: благодаря всей проделанной работе мы увеличили максимально возможную выручку ресторана на 166%, с исходных 300 тысяч до полумиллиона рублей в день. Хотя изначально казалось, что ресторан является заложником своей малой площади и больше на этих квадратных метрах заработать не получится. Кстати, все затраты на оптимизацию окупились достаточно быстро.
Из книги Сергея Миронова «Гость платит дважды. Техники повышения продаж в ресторане».
28/03/2016