персонал |  Май 2021

Как изменился рекрутинг после пандемии

Елена Морозова. Специалист по управлению персоналом, 20-летний опыт работы, сопровождение ресторана «Супра» (Владивосток) и сети ресторанов Delmar Family (Сочи)

Как изменился рекрутинг после пандемии

2020 год стал достаточно сложным как для российских рестораторов, так и для индустрии в целом. У каждого — от линейного сотрудника до владельца известного холдинга — есть теперь своя «пандемическая история». А HR-специалисты оказались в центре «баррикад», поскольку им пришлось много работать с запросами и от одних, и от других.

Так отчего же плачут рестораторы? Кто сегодня пришел в индустрию общепита? Нужны ли новым сотрудникам ориентиры на крепкие бренды? 

НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ

Елена, с какими реалиями вы, как HR-специалист, столкнулись в 2020 году?

Я помогала своим рестораторам вести коммуникацию с персоналом. Иногда приходилось трудоустраивать людей в другие компании и даже в иные сферы бизнеса (аутплейсмент). Мы многое меняли: заново строили оргструктуры, предлагали сотрудникам новые роли, задачи, функционал. И конечно, важно было успокоить каждого, кому было страшно, сохранив веру в светлое будущее индустрии.

Я также видела, как тяжело было рестораторам, столкнувшимся с необходимостью высвободить штат. Они буквально плакали от невозможности нести ответственность за сотрудников. Я помогала им принимать сложные решения и выполнять их.

Управление персоналом — это почти всегда про «личное касание». Как вам удалось адаптироваться к онлайну?

Современные технологии позволили оставаться в связке с сотрудниками и руководителями даже на удаленке. Я проводила прямые эфиры, благодаря которым многим удалось выбрать верную стратегию коммуникации друг с другом. Достаточное количество специалистов сменили работодателей, города, специализации! Я лично сопровождала два перехода из управляющих в HR-специалисты, чему очень рада.

А еще в пандемию завела свой бесплатный канал в Telegram, который поддерживал несколько сотен человек в эти сложные времена.

НЕ СТОИТ МЕНЕДЖЕРУ «СТРАДАТЬ» НА КУХНЕ

Пандемия — время принятия решений разного уровня. Приходилось ли вам принимать нестандартные?

Наверное, самое нестандартное решение — моя настоятельная рекомендация не ждать у моря погоды, а высвобождать 50% штата уже в апреле. И мне удалось убедить большинство своих клиентов. Это было лучше, чем копить задолженность перед сотрудниками или просить их из лояльности продолжить работать практически без заработной платы.

Те клиенты, которые не послушали моего совета, позже делились, что получили обратно достаточно ленивых и агрессивных работников, с претензиями вместо чувства благодарности. Многие рестораторы, которые за счет своих личных средств мужественно сохраняли оклады, хоть и уменьшенные, были изрядно этим удивлены и расстроены.

Как все эти процессы повлияли на портрет владельцев бизнеса и простых сотрудников?

Я считаю, что рынок освободился для настоящих рестораторов-профессионалов. Фанатов, которые работают в индустрии гостеприимства по призванию и по зову души. Все прочие игроки просто выбыли. Освободилось много прекрасных помещений для талантливых команд. То же самое могу сказать о чистке рынка труда. Удивительно и прекрасно, что строители, менеджеры по продажам, мастера по ремонту машин, специалисты сферы красоты ушли в свои ремесла и перестали «страдать» на кухне и в зале.

Еще более удивительно, что именно сейчас в ресторанный бизнес приходят сотрудники, например, из банковской сферы. Оказывается, есть много специалистов, которые хотят работать в заведениях общепита.

ХОРОШО, КОГДА ВЛЮБЛЯЮТСЯ В «ЧУЖИХ»

В этом году после перерыва на пандемию в Сочи вновь пройдет важное для ресторанной индустрии событие — Gastreet Restaurant Show. Насколько важно рестораторам участвовать в таком нетворкинге?

В вопросе управления персоналом очень важен бренд не только конкретного работодателя-ресторатора, но и индустрии в целом. Ивенты такого уровня есть во всех тех нишах, с которыми мы ведем конкурентную борьбу за кадры. Это знак серьезности отрасли. Значит, в ней есть и деньги, и все варианты карьерного роста. Шеф-повара и некоторые ресторанные директора зарабатывают больше топ-менеджеров в промышленности, на производстве, в ретейле и даже в сфере IT-технологий.

Надо ли рядовым сотрудникам посещать такие ивенты?

Все мои клиенты организуют годичные конкурсы эффективности для персонала, приз в которых — поездка на Gastreet. Знаете, чего не хватает нашим сотрудникам на самом деле? Ориентиров среди старших, среди тех, на кого хотелось бы равняться.

Кто-то после поездки еще больше влюбляется в своего руководителя, забывая о прошлых недовольствах. А бывает так, что сотрудники буквально очаровываются другими рестораторами, спикерами. И я считаю, это тоже очень хорошо для бизнеса. Люди понимают, что хотят двигаться дальше, что им уже тесно в своей компании.

Программу для тех сотрудников, которые едут на Gastreet, я всегда составляю нетривиально. Не только маркетолог — на маркетинг, а шеф — на шефскую улицу. Шефов нередко интересуют предпринимательские темы, например финансы. Знаете, как много признанных шеф-поваров не умеют обращаться даже с личными финансами?!

Для моих команд Gastreet — это не три дня тусовки. Это год работы с персоналом до мероприятия, ожидание события, сама поездка и еще несколько месяцев после: обсуждение идей, эмоций, внедрение.

Опубликовано:
29/05/2021

Рекомендуем

Рекомендации

Верить ли самым распространенным мифам о стейках

Павел Поцелуев. Бренд-шеф ресторана «Жажда крови»
Рекомендации

Нужно ли шефу слышать «мелодию» блюда

Влад Пискунов. Бренд-шеф ресторана «Матрешка»
Менеджмент

Чем может стать наставничество для развития вашего бизнеса

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto, автор онлайн-курса «Больше, чем PR», спикер образовательных программ, наставник
Рекомендации

Можно ли выйти из локдауна в плюсе

Евгения Качалова. Основатель ресторанной группы Bazar Family
Менеджмент

Как вовлечь сотрудников в увеличение прибыли

Виолетта Гвоздовская. Руководитель компании Welcomepro, специалист по управлению ресторанами и ресторанными сетями
Маркетинг

Каким стал event-маркетинг на постпандемическом рынке

Мария Тюменева. Партнер ведущего коммуникационного агентства России в ресторанном сегменте «Аппетитный маркетинг»