на новом витке |  Октябрь 2020

Где найти лучших сотрудников ресторана

Нина Макогон. Основатель кадрового агентства rabotarestoran, директор информационной политики ФРиО, автор книги «Кого хотят рестораторы? Гид по карьере»

Где найти лучших сотрудников ресторана

По данным «Интерфакса», в 2019 году рынок общественного питания вырос на 5,1% по сравнению с показателем 2018-го. С каждым годом ресторанный бизнес предлагал все большее количество рабочих мест, что давало надежду сотрудникам на стабильное будущее. Но уже в 2020-м миллионы работников ресторанов в России лишились средств к существованию из-за COVID-19.

Не по своей вине выпавшие из обоймы сотрудники ресторанной индустрии по всей стране изо всех сил пытаются свести концы с концами, и нет никаких гарантий, что они смогут найти работу, поскольку государство в некоторых регионах так и не ослабило ограничения социального дистанцирования.

Но даже если человеку удастся отыскать вакансию, ему придется столкнуться с новыми трудностями. При нынешних экономических условиях высокооплачиваемые специалисты, лишившиеся своих должностей, вынуждены соглашаться на меньший заработок на новых позициях, чтобы просто иметь средства к существованию.

Казалось бы, идеальная ситуация для работодателя, когда можно выбирать сотрудников и назначать им более низкую заработную плату. Однако это не так.

КЕЙС 1

После объявления об открытии ресторанов в июне 2020 года один из столичных рестораторов вновь привлек всю команду к работе. Но уже в первую неделю объявил линейным сотрудникам, что сокращает им заработную плату на 40%. В течение следующих нескольких дней он потерял 95% персонала, и ему предстояло буквально за сутки найти новых работников на гораздо более высокие зарплаты.

И тогда ресторатор воспользовался телеграм-ботом RabotaRestoranBot, который разместил объявление более чем в тридцати закрытых чатах. Отклики пришли в течение часа.

Почему этот кейс сработал? Как и в любой другой отрасли, в интернете есть сайты, куда заинтересованный кандидат пойдет искать работу. Однако выбор ресурса во многом зависит от позиции. Квалифицированный старший менеджер, вероятно, не будет рассматривать вакансии в группах в социальных сетях, а трудолюбивый помощник официанта, скорее всего, не ожидает найти работу на сайтах по трудоустройству для шеф-поваров. Знание правильного места для размещения конкретной вакансии даст более быстрые результаты и неизбежно сэкономит вам деньги.

Существует ряд сайтов по трудоустройству (например, restojob.ru), посвященных сфере гостеприимства, которые могут помочь работодателям и соискателям найти друг друга даже в крупных мегаполисах. Они, конечно, больше подойдут для размещения высокооплачиваемых должностей, таких как шеф-повар, метрдотель или менеджер ресторана. Для поиска официантов и обслуживающего персонала эффективнее сообщества в социальных сетях и мессенджерах.

КЕЙС 2

Кассир-бариста работает днем в кафе- пекарне. В обед — ярко выраженный пик, большая очередь на кассе. В заведении всегда один продавец-кассир оформлял заказ и сам шел варить кофе. В это время с гостем никто не общался, не осуществлял дополнительные продажи. Посетитель 2–3 минуты видел лишь спину бариста, готовившего напиток. Нередко из пяти человек, стоявших в очереди, двое просто разворачивались и уходили, отчаявшись получить услугу.

И тогда ресторатор с помощью сервиса GigAnt (Uber линейного part-time- персонала) решил открыть в обеденное время дополнительную кассу со вспомогательным кассиром-бариста. Это нововведение позволило разгрузить очередь, увеличить пропускную способность точки вдвое, что ускорило отдачу заказов и сократило количество гостей, ушедших без покупки. Одним словом, повысило клиентский опыт.

ВАШИ СОТРУДНИКИ

Никогда не стоит забывать о стандартных методах, которые помогут найти сотрудников в ваш ресторан. Наиболее эффективный способ начать поиск новых кадров — поговорить с людьми, которые лучше других знают ваш бизнес. И это не кто иной, как нынешние сотрудники. У них уже сформировался правильный взгляд на то, что нужно для успешной работы с вами. На самом деле они так же сильно заинтересованы в вашем решении, как и вы. Ведь именно им придется работать с тем человеком, которого вы принимаете на работу. Поэтому члены вашей команды искренне заинтересованы в поиске достойного кандидата.

Однако речь идет не просто о том, чтобы найти кого-то, кто хорошо поладит с вашими сотрудниками. Необходимо, чтобы новый член коллектива выдержал бы свою часть нагрузки и не нарушил ход рабочего процесса. Вашим нынешним сотрудникам важно, чтобы рабочая смена проходила гладко, и это для них — отличный стимул помочь вам найти нужного человека для открытой вакансии среди своих друзей и знакомых.

Не менее весомый аргумент — материальный. Многие владельцы ресторанов предлагают небольшое поощрение сотрудникам, которые приводят соискателей. Конечно, кандидат должен быть квалифицированным и оставаться на позиции в течение определенного времени. Такие условия позволяют избежать любого злоупотребления системой и мотивируют ваш персонал к поиску надежных кандидатов.

ВАШИ ГОСТИ

Помимо сотрудников, никто не знает ваш бренд так же хорошо, как преданные гости. Разумеется, не нужно ходить от стола к столу и спрашивать посетителей, знают ли они кого-нибудь, кто ищет работу. Существуют более подходящие способы донести информацию до гостей.

Вы можете распечатать различные баннеры, чтобы известить посетителей, что вы находитесь в поиске новых сотрудников. Но будьте осторожны, формулируя текст промо. Распространенное объявление «Требуется работник» на двери заведения может показаться безобидным, но оно говорит вашим потенциальным гостям, что у вас не хватает персонала и качество ваших услуг снизилось.

Вместо этого подумайте о более позитивном подходе. Например, разместите тейбл-тенты с дружелюбным призывом «Присоединяйтесь к нашей команде!», а затем перечислите некоторые преимущества работы в компании. Позитив фокусируется гораздо больше на том, что вы можете предложить потенциальному сотруднику, а не демонстрирует насущную потребность. Таким образом вы повышаете заинтересованность среди ваших гостей.

КОЛЛЕДЖИ, ЯРМАРКИ ВАКАНСИЙ И ЦЕНТРЫ ТРУДА

Многие учреждения, такие как кулинарные колледжи, созданы, чтобы помогать своим студентам в трудоустройстве по мере того, как они завершают программу обучения. И в наши дни, когда поваров не хватает, обращение непосредственно к источнику новых необузданных талантов — прекрасная возможность как для вас, так и для нового поколения молодых поваров.

Вы также можете привлечь студентов на неполный рабочий день. Они с удовольствием станут выполнять работу, которая не требует наличия штатного сотрудника.

На ярмарке вакансий вы вряд ли найдете кого-то с достаточным опытом, чтобы возглавить вашу кухню. Но для более крупных заведений, в которых работают несколько помощников и су-шефов, поиск таких кандидатов — отличный вариант.

Полезной для вас будет также ссылка на общероссийскую базу резюме.

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ

Найдите время, чтобы поделиться знаниями о своем бизнесе, если это интересует конкретного сотрудника. Если вам повезет, вы сможете готовить членов своей команды к продвижению по службе, сокращать текучесть кадров и сводить к минимуму необходимость нанимать новый, более высококвалифицированный персонал.

И не забывайте о самом ценном ресурсе — о себе. Будьте готовы рассказать о своем ресторане и определите, почему талантливый человек должен захотеть работать на вас. Помните: прием на работу начинается с вас. 

Опубликовано:
10/10/2020

Рекомендуем

Рекомендации

С чего начать экологизацию ресторана (бара) в кризис

Юлия Барсукова. Специалист по развитию компании «Сфера Экологии» (Санкт-Петербург), выпускница РГСУ, магистр
Маркетинг

Как повысить спрос и продажи в кондитерской

Евгения Головкова. Управляющий партнер сети кондитерских Kuzina
Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto