Временные отношения

Ближе к лету, когда начинается сезон летних площадок, рестораторы сталкиваются с дефицитом рабочих рук и умных голов. Приходится либо увеличивать нагрузку на существующий штат, либо нанимать временных сотрудников. Очевидно, что второй вариант предпочтительнее. Но будут ли люди, пришедшие подработать на несколько месяцев, выполнять свои обязанности столь же качественно, как постоянный персонал?

Правила игры

— Наем сезонных работников выгоден работодателям: зачем платить зарплату сотруднику в течение календарного года, если он будет задействован всего несколько месяцев? — говорит Ирина Петоченко, главный консультант компании «Ресткон». — Но, к сожалению, нередки случаи, когда недобросовестные работодатели набирают на временную подработку молодых людей, не умудренных жизненным опытом, не заключая с ними трудового договора. Следствием этого являются безразмерный испытательный срок, отсутствие оговоренной на словах зарплаты и нормальных условий работы. Работодатели, не оформляющие должным образом трудовые отношения с персоналом, уверены, что так они  добиваются экономии средств, при этом забывая о том, что работники в таком случае тоже не несут никакой материальной ответственности за порчу имущества.

Не исключен и такой неприятный казус. Например, официанты, нанятые для работы на летних площадках, в случае плохих погодных условий не смогут выполнять свои функции. Из­за вынужденного простоя по причинам, не зависящим от обеих сторон, работодатель может в одностороннем порядке расторгнуть трудовой договор, отказавшись от услуг работников. Поэтому в договоре должны быть четко прописаны все особенности и нюансы сезонной работы, обязанности сторон, график работы и размер оплаты. В случае форс­мажорных ситуаций это гарантирует персоналу оплату труда, рассчитанную пропорционально времени простоя согласно тарифной ставке или должностному окладу. Наиболее разумный вариант — оплата по фактически отработанному времени. Это может быть фиксированная сумма (например, 500 рублей в сутки) или процент от дневной выручки заведения.

Согласно первой части статьи 59 Трудового кодекса с сезонными работниками должен быть заключен трудовой договор на период до шести месяцев. Испытательный срок для такого сотрудника не может превышать двух недель. Трудовой договор прекращается по основаниям, установленным статьями  77 и 79 ТК. По истечении срока его действия сотрудника следует предупредить письменно не менее чем за три календарных дня до момента увольнения, а в связи с ликвидацией предприятия или при сокращении должности — за семь дней. Причем при расторжении договора не по инициативе сотрудника ему полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. В числе прочих приятных моментов для работника значатся право на оплачиваемый отпуск, особый порядок исчисления непрерывного трудового стажа и реальная возможность попадания в штат ресторана на постоянную работу.

Персонал в аренду

Самым простым и экономичным вариантом поиска «временщиков» является размещение объявлений в специализированных изданиях и на интернет­сайтах. Определенный эффект также дает «сарафанное радио»: штатные сотрудники приводят для трудоустройства своих приятелей и знакомых. Правда, в этом случае возрастает нагрузка на кадровый отдел.

Чтобы избежать целого ряда проблем, связанных с планированием рекрутмента и расходами на поиски сезонного персонала, некоторые рестораторы и отельеры обращаются к посредникам. В роли таковых могут выступать менеджеры кадровых агентств и консалтинговые компании. Они подбирают кандидатов, основываясь на собственных базах данных и резюме, опубликованных в СМИ, а также проводят интервьюирование для оценки психологических и коммуникативных особенностей соискателей.

Более продвинутые услуги по найму кадров оказывают агентства­провайдеры, предлагающие различные схемы по предоставлению сотрудников в аренду. Согласно наиболее распространенной схеме лизинга персонала (staff leasing) агентство берет на себя все кадровые вопросы: подбирает персонал, оформляет его в свой штат и затем предоставляет заказчику на определенный срок. К услугам таких компаний все чаще прибегают ресторанные сети, а также отели, арендующие официантов и других сотрудников для обслуживания постояльцев в разгар туристического сезона.
Провайдер начисляет и выдает сотруднику заработную плату и отпускные, а также продумывает систему мотивации. Он полностью берет на себя риски, связанные с болезнями, производственными травмами и увольнением сотрудников, а также с решением конфликтных ситуаций и возможными судебными издержками.

Нанять и научить

Спрос на временный обслуживающий персонал существует постоянно, но особенно он высок в летний период. В основном вакансии низшего звена (официанты, кассиры, разнорабочие) закрываются соискателями без опыта работы, не имеющими специальных знаний и профессиональных навыков. Невысокие зарплаты не позволяют привлекать квалифицированный ресторанный персонал, и поэтому в числе основных претендентов на временную подработку фигурируют учащиеся вузов. Также среди «сезонников» встречаются люди, не сумевшие найти работу по своей основной (не ресторанной) специальности. Работодатели обращают внимание прежде всего на расторопность и порядочность соискателя, наличие санитарной книжки и желание работать.

— Повышенный спрос на вакансии официантов прослеживается в традиционное время новогодних праздников и отпусков, — отмечает Юлия Бурая, руководитель HR­отдела компании «Веста­центр интернешнл». — В числе претендующих в основном студенты из Москвы, а также из других городов России и стран СНГ, откликающиеся на наши объявления в специализированных изданиях. От кандидатов не требуется опыта работы или профильного образования, поскольку все сотрудники проходят обязательную стажировку и обучение. Все трудовые отношения с ними оформляются согласно ТК РФ.

— В связи с открытием в мае летних веранд повышается спрос на сезонных официантов, — развивает тему Елена Большакова, руководитель департамента управления человеческим ресурсом компании «Арпиком». — Подбор сотрудников (а это, как правило, студенты, желающие подработать во время каникул) начинается за две­три недели до открытия. Неплохую отдачу дают размещение информации на досках объявлений в вузах, модульная реклама в СМИ, информационные штендеры около ресторанов, в которых открыты вакансии, а также работа со службами занятости. Если у кандидата есть опыт работы — хорошо. Но в принципе ему достаточно иметь позитивный настрой, желание трудиться в команде и быть готовым к обучению в корпоративном университете, где профессиональные тренинг­менеджеры помогают разобраться в стандартах сервиса, умении общаться с гостями и прочих вопросах. При обоюдном согласии сторон временному сотруднику могут предложить перейти в штат и занять место в действующем или открывающемся ресторане. 90 процентов сотрудников, работавших в прошлом году на наших летних верандах, остались у нас и трудятся в ресторанах «Арпикома» уже на постоянной основе.

Интересная технология работы с временными со­трудниками реализована в ресторанах быстрого обслуживания «Прайм Стар» (Группа компаний Аркадия Новикова). Средняя ежедневная проходимость каждой из 13 точек сети бутербродных составляет порядка 500 человек. Вакансии для соискателей: кассиры и повара, а также курьеры по доставке продукции в офисы.

— Основной приток кандидатов приходится на конец зимы — начало весны и на конец лета — начало осени, — комментирует Ирина Бабакова, управляющий ресторанов «Прайм Стар». — Для поиска линейного персонала задействуются объявления в СМИ и на интернет­сайтах. Услуги кадровых агентств больше подходят для поиска персонала узкой специализации со стажем работы, например, бухгалтера или финансового директора. Летом, когда у студентов каникулы, большую отдачу дает «сарафанное радио». Наши сотрудники приводят своих друзей или знакомых, и поскольку эти люди уже заранее хорошо осведомлены обо всех нюансах и особенностях будущей работы, то именно они чаще всего остаются у нас на постоянной основе. Помимо достойной оплаты труда и солидного социального пакета для многих из них определяющим фактором является комфортный психологический климат в коллективе. Никаких специальных навыков от соискателей не требуется. Мы их обучаем непосредственно на самих торговых точках, не делая никаких различий между штатным персоналом и теми, кто приходит на сезонную подработку. Оформление «сезонников» производится согласно законодательству с заключением договора и занесением данных в трудовую книжку.

Также на них распространяется система премиальных поощрений и материальных взысканий. Многие из тех, кто изначально планировал поработать у нас несколько месяцев, со временем переходят в штат ресторана. В учебный период для каждого временного сотрудника­студента разрабатывается индивидуальный график с учетом расписания его занятий и экзаменационных сессий. Единственное условие: если сотрудник вышел в смену, то должен отработать не меньше четырех часов. Как правило, временные кадры задействуются порядка трех месяцев по три дня в неделю. Оплата производится по фактически отработанным часам.

В сети действует определенная технология ввода потенциального сотрудника в должность. Сначала соискателя знакомят с его местом работы, рассказывают об обязанностях, а затем прикрепляют к нему инструктора, под чутким руководством которого он в течение пяти дней получает практические навыки. В случае взаимного соглашения соискателю в отделе кадров выдают список документов, которые необходимо собрать для трудоустройства. После заключения годового трудового договора новичок проходит испытательный срок (два месяца), за время которого он понимает, насколько ему подходит данное место работы. В течение трудового дня один сотрудник может выполнять различные функции  (кассира, повара) или же заниматься выкладкой продукции на витрины. По иллюстрированным учебным пособиям каждый сможет согласно принятым в сети стандартам сделать из готовых ингредиентов сэндвич или салат­рулет. Регулярно проводится аттестация персонала, по результатам которой принимается решение о пересмотре уровня оплаты.

Текст: Роман ХОХЛОВ
Фото: Юрий ЛУКИН

Источник: Ресторанные ведомости, 05 (121), май 2008 г.

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3