«Тайный гость»: как наладить систему проверки сервиса
Фрагмент из книги Ольги Курочкиной «Ресторан: работа над ошибками. Книга для неидеальных рестораторов»

Сервис, с которым ваш ресторан всегда будет в Топе
Ростелеком щупает ХОРЕКУ
10 катков в Москве с классными ресторанами и кафе в 2023 году
Если вы хотите проверить качество сервиса и соблюдение стандартов в ресторане, стоит использовать «тайного гостя».
Сейчас на рынке даже существует много компаний, которые предоставляют такую услугу. Однако проверку можно проводить и с помощью друзей, знакомых или даже постоянных гостей, имеющих карты лояльности. Последние будут максимально объективны, так как они ходят к вам достаточно часто и заинтересованы в качестве ваших услуг.
Вопросы нужно составить таким образом, чтобы на них можно было ответить объективно.
Ответ должен быть прямым — «да» или «нет» — либо подразумевать измеримые показатели времени, веса, штук и т.д.
Кроме того, «тайный гость» обязан давать подробные комментарии к большинству вопросов.
Анкета для него должна быть пошаговой, чтобы потом можно было проанализировать все детали и аспекты сервиса.
Самые информативные вопросы для выявления наиболее актуальных проблем:
-
Проблемы с выручкой — проверьте стандарты сервиса и предложения блюд и напитков (средний чек). Скорость обслуживания. Вопросы расчета без чека.
-
Стало ходить меньше гостей — дело в атмосфере, качестве сервиса, блюд и напитков, времени приготовления, доброжелательности персонала.
-
Увеличилось списание и отказ блюд — обратите внимание на скорость приготовления блюд и напитков, правильность пробития заказа в чеке, качество приготовления.
Пример вопросов для «тайного гостя»:
1. Вас поприветствовали у входа? — Комментарий: кто приветствовал.
2. Вас проводили к столику и дали меню? — Кто проводил.
3. Меню подали в открытом виде?
4. Меню было чистое? — Если грязное, описание, где и что было замечено.
5. Вам предложили блюда из специального меню? — Какие блюда.
6. Через сколько минут принесли напитки? — Точное время.
7. Через сколько минут принесли закуски? — Точное время.
8. Через сколько минут после того, как вы попросили счет, его принесли? — Точное время.
9. Вам принесли пречек? — Вопрос для того, чтобы проверить факты воровства.
10. За соседним столом при принятии заказа озвучивали специальное предложение (акцию)? — Если есть возможность увидеть и услышать, что происходит за соседними столиками.
11. Уровень освещенности соответствует стандартам? — «Тайный гость» должен знать стандарт уровня освещенности днем и вечером.
12. В туалетах чисто? Бланк проверки чистоты туалета заполнен?
Если вы используете «тайного гостя» для оценки деятельности сотрудников, необходимо установить целевой показатель. Можно брать его как итоговый результат всей анкеты, а можно разбить анкету на разделы и ставить цели по разделам либо делить их между разными сотрудниками.
Цель выражается в баллах или в процентах. Если сумму всех вопросов считать как 100 процентов, то количество положительных ответов, выраженное в процентах, является показателем, который вы будете анализировать. Считается, что в месяц необходимо иметь 15–20 анкет на ресторан, чтобы показатель был объективным. Но если у вас маленькое заведение и количество гостей небольшое, можно использовать и меньшее количество. Баллы по одинаковым вопросам суммируются, и в итоге получается месячный показатель. |
Например, у вас есть три мини-анкеты за месяц:
№ 1 2 3
Встретили ли вас у входа? да да нет 66%
Проводили ли вас за столик? нет нет нет 0%
Официант представился по имени? да да да 100%
Напитки принесли до закусок? да нет нет 33%
Горячие блюда были горячими? да да нет 33%
Вам принесли сдачу и чек? да да да 100%
С вами попрощались у выхода? нет нет нет 0%
Итого: 71% 57% 29%
Анализировать эти анкеты и, соответственно, ставить цели можно по-разному. Это очень удобный и гибкий инструмент, поскольку вы видите процент за каждую анкету в отдельности.
Допустим, вы определили проходной балл по анкете в 90 процентов, и, если это показатель для оценки работы менеджеров, нужно разбирать с конкретным сотрудником, почему в его смену он не был достигнут. Оценивая работу директора, необходимо суммировать цифры всех анкет и анализировать месячный показатель по каждому вопросу.
Если есть вопросы, которые стабильно имеют показатель 100%, их можно убирать из анкеты и заменять другими.
Если у вас большой и подробный опросный лист, вопросы лучше распределить по разделам и, соответственно, оценивать и ставить цели по каждому из них отдельно.
Разделы:
-
Вход и прилегающая территория
-
Атмосфера
-
Чистота
-
Уровень сервиса
-
Качество блюд и напитков
-
Прощание с гостем
Если вы проводите проверку своими силами, просто чтобы понять, как обстоят дела в ресторане, можно это делать однократно по каждой конкретной проблеме. Однако не менее пяти человек в разное время дня и недели в течение месяца должны проводить ее на постоянной основе, а также проверять разные разделы по ежемесячному плану.
04/09/2015
По теме
Сервис, с которым ваш ресторан всегда будет в Топе
10 катков в Москве с классными ресторанами и кафе в 2023 году