Матюхин Алексей |  Декабрь 2014

Конкурентное преимущество

Понимание этого словосочетания, как правило, сводится к хорошему местоположению, новизне концепции, низкой стоимости арендной платы, административному ресурсу — вот, пожалуй, и все... Неужели нет других преимуществ?

Конкурентное преимущество
Матюхин Алексей
Финансовый директор сети ресторанов «Территория», Москва

Есть! Есть ресурс, которым обладают все. Это менеджмент в значении «структура», «коллектив», «организация», «созидание» и «развитие».

Уникальные модели созидания в менеджменте организации — вот что становится основным конкурентным преимуществом компаний, и эти технологии постепенно приходят в общепит. Инновации в менеджменте выводят предприятия в лидеры отрасли.

Алексей МАТЮХИН,
финансовый директор
сети ресторанов «Территория»
Москва
В современном мире уже невозможно долго сохранять в тайне ноу-хау; интернет сократил расстояния и время — уникальные технологии доступны всем; опции мобильных приложений позволяют рассказать о продукте всем желающим. Концепции, на которых раньше были основаны преимущества, развеялись, как туман, а поиски готовых решений занимают считанные секунды — достаточно ввести фразу в строку поиска в интернете.

Инновационный менеджмент и креативное мышление становятся локомотивом создания преимуществ.

Современные инновации — это возможность адаптации компании к быстро меняющимся потребностям рынка. Мировые лидеры по стоимости капитализации возглавляют рейтинг самых инновационных организаций: Google, Apple, Amazon, Ebay и др. На первый взгляд может показаться, что перечисленные бренды действуют на стремительно развивающемся рынке IT-технологий, где остается много неизвестного. Однако аналогичные проекты мы видим на любом рынке, и ресторанная отрасль не исключение: Novikov Group, Ginza Project, «Му-Му», Subway и др.

Novikov Group развивает новые смежные направления — кейтеринг, тепличный комплекс, снабжение авиарейсов, Novikov TV. Это ли не инновации в чистом виде? У Ginza Project есть проект по уходу за животными, собственная кулинарная школа с уникальными методиками обучения, услуги в сфере аренды и заказа частных самолетов для различных целей, Ginza Prime — аналог известной службы консьержей. Рестораны Ginza Project — это инновации ощущений, восприятия, каждый проект — пример адаптивности, востребованности потребителем, а зачастую создание новых потребностей и их удовлетворение.

Концепция сети кафе «Му-Му» вот уже более 15 лет успешно существует на рынке Москвы, сочетая в себе как место для быстрого обеда, так и уютную атмосферу вечерних посиделок с друзьями.

Чтобы оценить свои новаторские возможности, оглянитесь назад и ответьте на вопросы: сколько идей попадает к вам на стол; существует ли инновационный комитет в вашей компании; ощущаете ли вы острую потребность в изменениях?

Оцените потенциал вашего персонала. Пирамида Маслоу, отражающая личные потребности, была переработана Гэри Хэмелом с точки зрения мотивации и уровня вовлеченности сотрудников в работу компании. Теперь она выглядит следующим образом:
• увлеченность;
• творческое отношение;
• инициативность;
• компетенция;
• трудолюбие;
• послушание.

Каково распределение персонала по данным типам в вашей компании? Скорее всего, выше второй строчки вряд ли кто-то поднялся, а если такие люди и есть, то они больше похожи на «белых ворон»…

А где взять новые идеи, если люди трудятся, а не творят? Современная модель менеджмента должна вовлекать сотрудников в развитие компании. Зачастую персонал, работающий с конечным потребителем, лишен возможности участия в принятии решений, оценки предлагаемых методов, анализа и изучения потребностей клиентов.

Существует множество способов повышения вовлеченности персонала. Они могут быть основаны как на простых методах «на бумажке» (например, мозговые штурмы с участием неруководящего состава и др.), так и на более технологичных — специальных программных продуктах. Среди них, скажем, создание электронной приемной для оценки работы вспомогательных служб, качества формы и обучения персонала, акций и спецпредложений.

Важно ставить перед персоналом различные цели: краткосрочные и среднесрочные. Современные кадры не мыслят пятилетками, но им будет интересно играть в короткие мотивационные программы (месячные, квартальные, полугодовые). Сотрудникам необходима информация о работе предприятия для принятия даже простых (не управленческих) решений. Понимая сложную ситуацию в организации, часть персонала станет более экономно относиться к расходным материалам и инвентарю. Словом, надо создать такую систему, в которой любой официант может выйти с предложением по улучшению работы, и оценить работу других служб.

Наиболее часто встречающаяся модель менеджмента: ОРГАНИЗАЦИЯ — ЧЕЛОВЕК — ПРИБЫЛЬ

Компания нанимает людей, которые производят товары и предоставляют услуги, что в свою очередь должно приносить прибыль акционерам. Человек подчиняется организации и творчески не влияет на ее функционирование. Современные темпы изменения окружающего мира, в частности экономики предприятия, отрасли, толкают на создание адаптивных организаций, где основой системы становится человек: ЧЕЛОВЕК — ОРГАНИЗАЦИЯ — ВЛИЯНИЕ (ПРИБЫЛЬ)

Это не означает, что компания должна подстраиваться под человека и превращаться в благотворительный фонд. Однако адаптивность организации достигается тогда, когда обеспечивается максимальная вовлеченность персонала в ее деятельность. Иными словами, необходимо построение системы менеджмента, основанной на следующих принципах:
• общность превыше иерархии;
• прозрачность принятия решений;
• ответственность руководителей перед подчиненными;
• вознаграждение должно соответствовать вкладу сотрудников, а не их полномочиям и должностям;
• постоянное повышение уровня самостоятельности сотрудников.

Мы живем и работаем в мире, который находится в состоянии непрерывной трансформации, где не бывает пауз, а состояние равновесия — роскошь. Сегодняшние перемены непрерывны, многополярны, порой революционны и неожиданны.

Самый важный вопрос для любой организации состоит не в том, как изменились потребности. Он переходит в новую плоскость реагирования: меняемся ли мы так же быстро, как и мир вокруг нас? Успех современных компаний — результат их бунтарства: Google побеждает Microsoft, Hyundai — Chrysler, Apple — Nokia и т.д. Еще никогда успех не был столь скоротечен и ненадежен.

Развитие многих брендов напоминает полет ракеты по параболической траектории. Взмыв вверх резко и молниеносно, они угасают и падают, как обломки космического корабля.

Продукт должен создаваться «вблизи» клиента/гостя: аналитика анкет и отзывов не дает понимания потребительских предпочтений. Официанты, бармены, менеджеры, хостес должны быть тесно вовлечены в процессы принятия решений. В нашей отрасли именно этот персонал обладает тем инновационным потенциалом, который может создать конкурентные преимущества.

Создание фокус-групп, участие в мозговых штурмах, интерактивное общение сотрудников позволят нам получать уникальные знания. Повышение доверия к персоналу путем предоставления ему некоторой финансовой информации обеспечит сопричастность и вовлеченность в работу.

Невозможно достичь адаптивности компании без вовлеченности людей — таким образом, именно индивид становится движущей силой инноваций.



Опубликовано:
08/12/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.