рынок кофеен |  Март 2013

Как открыть мобильную кофейню

Открыть передвижную кофейню «с нуля» вполне возможно, пока эта ниша в нашей стране практически незанята.

Как открыть мобильную кофейню
Передвижные кофейни – это относительно новое явление в нашей стране. Первые подобные кофейни появились в Европе: в Дании и в Великобритании. Наиболее успешной оказалась английская компания «Bikecaffe» («Велокафе»), которая использовала так называемые трициклы – трехколесные велосипеды с установленными на них мощными кофе-машинами с высокой производительностью (до 500 чашек кофе в день).

Эта мобильная кофейня мало чем отличается от обычной: широкий ассортимент из нескольких десятков сортов кофе, приготовление напитков в соответствии с классическими рецептами, опытный бариста. Разве что посидеть попить кофе здесь негде. Английские передвижные кофейни пользуются большим спросом. Они устанавливаются на центральных улицах, в крупных торговых центрах и на городских рынках. Все эти места имеют высокую проходимость.

Этот бизнес не мог не заинтересовать предпринимателей со всего мира. Внешний вид кофеен может меняться, но в большинстве случаев это все тот же велосипед или скутер с кузовом, на который устанавливается кофе-машина. Такая кофейня намного удобнее грузовика, так как она более маневренная, занимает меньше места, и ее можно поставить на обочине дорогие или даже на тротуаре. Помимо кофе здесь можно приобрести кое-что из выпечки и кондитерских изделий.

Британская компания «Bikecaffe» продает франшизы по всему миру. В минимальной комплектации она обойдется в сумму около 500 тысяч рублей (сама мобильная кофейня, оборудование, обучение баристы и консультации по открытию и ведению бизнеса). По утверждениям продавца, ежедневная выручка составляет около 400 фунтов стерлингов при удачном выборе места. В таком случае все капиталовложения можно вернуть за 2-3 месяца. Конечно, эти данные оптимистичны и не очень соответствуют российской действительности. Но то, что такой бизнес перспективен, сомневаться не приходится.

Впрочем, франшизы можно купить и поближе. Да и открыть такой бизнес «с нуля» тоже вполне возможно, пока эта ниша в нашей стране практически незанята. В странах СНГ первые мобильные кофейни появились в Украине. Особенно много их в Киеве. В других городах этот бизнес только начал развиваться. Украинские компании также предлагают франшизы.

Одна полностью укомплектованная и брендированная машина обойдется франчайзи в $35 тыс. Кроме того, франчайзер проводит обучение персонала, оказывает рекламную поддержку на территории страны и услуги по обслуживанию машины. Срок окупаемости по данным украинских коллег составляет около года (при стоимости одного стаканчика кофе 7-12 гривен).

Плюсы мобильных кофеен очевидны: для их открытия не нужны какие-либо помещения и нет необходимости в оформлении большого количества бумаг (хотя с документами тоже не все так просто). Стоимость одной такой кофейни намного ниже стоимости обычной стационарной торговой точки, которая реализует напитки и продукты быстрого приготовления. Передвижную кофейню легко транспортировать и хранить (для этого подойдет обычное гаражное или небольшое складское помещение). Из-за небольших затрат на организацию кофейни (покупка транспортного средства, расходы на бензин, заработная плата работникам, кофе и другие продукты) она отличается более высокой рентабельностью, нежели у обычных заведений общественного питания

Итак, если вы собираетесь открывать собственную передвижную кофейню, вам понадобится, в первую очередь, транспорт – велосипеды или мотороллеры. Велосипеды обойдутся дешевле – около 15-20 тысяч рублей за каждый, но у них есть определенные ограничения по весу, скорости и маневренности. Большинство небольших фирм используют мотороллеры. Борта каждого скутера обшиваются, на них наносится изображения логотипов, устанавливаются автоматические кофе-машины. Более крупные компании используют под мобильные кофейни грузовички.

Помимо этого, понадобится сырье (кофейные зерна, чай, сахар, молоко и пр.), одноразовые стаканчики для кофе с крышечками, ложечки для размешивания. На одной торговой точке работает от одного до трех человек, в зависимости от размера точки, проходимости места, где она расположена, дня недели (например, в деловом центре города проходимость, соответственно, будет намного выше в будние дни, а не в выходные), проводимых поблизости мероприятий и пр. Оптимальное количество – два человека на точку. Именно столько нужно, чтобы не создавать очередь из покупателей перед кофейней. Один сотрудник варит кофе, а второй осуществляет расчет с ними. Хотя в большинстве случаев поток клиентов не столь большой, и оперативно обслуживать их вполне может и один продавец (он же выполняет функции водителя кофейни).

Ежедневная зарплата бариста составляет около 5% от дневной выручки. На эту должность лучше всего подходят молодые люди. В летнее время года поиск работников не представляет труда: многие студенты не прочь заработать на каникулах, поэтому работодатели размещают объявления в учебных заведениях города. Рабочий день бариста начинается рано утром – в 7-8 утра. Чем раньше, там лучше, так как обычные кофейни начинают открываться в 8.30-9 часов. Поэтому все любители кофе в это время дня будут покупать его у вас.

Для стажировки и обучения нового сотрудника достаточно двух дней. А вот найти работников в период с октября-ноября по март намного сложнее. Студенты в это время учатся. Да и желающих стоять целый день на морозе, забегая время от времени погреться в ближайший магазин, не так уж и много. Отчасти это компенсируется большими зарплатами на осенне-зимний период. Даже с учетом этого прибыль с продажи кофе зимой значительно увеличивается.

Особое значение имеют рецепты, по которым вы готовите свой кофе. Как правило, каждый производитель держит их в строгом секрете. Компоненты, которые входят в состав напитка, и их сочетание определяют вкусовые качества кофе. Если кофе будет невкусный (и что еще хуже – растворимый), то не стоит рассчитывать на успех вашего предприятия.

При ограниченном стартовом капитале вся работа по открытию, работе и развитию торговой сети ложится на предпринимателя. Если вы собираетесь работать в первое время самостоятельно, то для разработки рецептуры напитков, которые вы будете продавать, лучше обратиться к специалистам. Хотя некоторые бизнесмены даже специально проходят обучение по специальности бариста. Опытные владельцы передвижных кофе-машин предупреждают: рассчитывать на прибыль в первые полгода работы не стоит. Необходимо время, чтобы покупатели заметили ваши кофейни, «распробовали» кофе и стали постоянными клиентами. Но при должном уровне и качестве вашей продукции и обслуживания количество лояльных клиентов будет расти с каждым месяцем.

Тщательно выбирайте сотрудников. Они должны обладать должной квалификацией, опытом работы в сфере продаж и соответствующими знаниями. Опыт работы в качестве бариста, как правила, не является определяющим условием. Образование в этой области стоит недешево, и зарплата у специалиста с опытом работы слишком большая. При этом в мобильных кофейнях готовят всего около десяти напитков, включая чай и шоколад, поэтому обучение продавца не займет много времени.

Минимальное количество проданных порций в день составляет около 70 стаканчиков. В выходные дни, во время народных гуляний, праздничных мероприятий объем продаж возрастает до 200-250 порций кофе в день.

Оптимальное место для расположения кофе-автомобилей – возле подземных переходов, выходов из станций метро, поблизости от автобусных остановок. При этом часто менять место расположения кофейни не рекомендуется: покупатели должны знать, что они смогут в любое время прийти сюда за вкусным кофе. Как правило, в начале работы кофейня выбирает место расположения, торгуя каждый день на новых местах в разных районах. Постоянное место расположения мобильная точка получает в том районе, где продажи были самыми большими. Рентабельность этого вида бизнеса, по словам самих предпринимателей, составляет около 30%. При этом первоначальные инвестиции можно окупить за полтора года.

Главная проблема, с которой сталкиваются владельцы мобильных кофеен, заключается в сложности юридического оформления этого бизнеса. В законодательстве, которое касается предпринимательской деятельности, этот формат ведения бизнеса никак не прописан. В связи с этим возникают и иные проблемы, которые значительно усложняют жизнь предпринимателей. Открытым остается и вопрос парковки, оформления официального разрешения на продажу продовольственных продуктов с машины и других необходимых документов. Процедура согласования для открытия очередной мобильной кофейни занимает много времени, сил и денег. Дополнительная статья расходов – регулярные штрафы представителям санитарных служб. Как признается совладелец самой крупной украинской сети передвижных кофеен, даже при соблюдении всех санитарных норм и требований, им приходится платить штрафы каждый квартал.

С одной стороны, кофе – сезонный продукт. Его употребление резко падает в летнее время года. В первую очередь, это касается южных регионов. При температуре в тени 40 градусов Цельсия желающих выпить горячего кофейку будет, по понятным причинам, немного. Казалось бы, оптимальный вариант – сменить ассортимент и предлагать в период с мая по август не кофе и шоколад, а холодный чай и другие прохладительные напитки.

Однако, во-первых, конкуренция здесь очень высока, и теряется главное преимущество кофеен – качественный продукт, обладающий хорошим вкусом и приготовленный по особой рецептуре. А, во-вторых, для установки холодильных камер нужно больше места, нежели под кофе-машину. Поэтому передвижные кофейни, которые работают круглогодично, больше подходят для городов в Центральной России. Но здесь возникает другая трудность, связанная с сильными морозами. При окружающей температуре ниже 18-20 градусов Цельсия вода в кофе-машине замерзает, и продажи останавливаются.

В российских городах конкуренция среди кофеен такого типа отсутствует. Но не стоит рассчитывать, что такая благоприятная для бизнеса ситуация продлится долго. Будете ли вы «поднимать» свою сеть с нуля или же приобретете франшизу – большой роли не играет. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. В первом случае расходы на ведение бизнеса могут быть больше, нежели вы заплатите за франшизу. Вам придется самостоятельно искать средство передвижения, разрабатывать логотип, приобретать кофе-машины, придумывать или покупать рецептуры приготовления натурального кофе.

Прибавьте к этому расходы на рекламу и продвижение. Наружная реклама, реклама на радио и телевидении, создание собственного сайта, на котором будут указаны адреса ваших торговых точек,– на все это требуется немало средств. Заметим также, что украинские или, тем более, европейские мобильные кофейни в России пока неизвестны, поэтому и чужой, и свой бренд вам придется продвигать самостоятельно (а деньги лучше все же вкладывать в собственную компанию).

Преимущества работы под франшизой заключаются в чуть меньшем стартовом капитале (но разница не столь критичная), отсутствии необходимости набивать собственные «шишки» и возможности обратиться за советом к более опытным коллегам.

Перспективы развития этого бизнеса, по мнению участников рынка, более чем благоприятные. Даже в Киеве, где на настоящее время существует свыше 150 различных мобильных кофеен, спрос на качественный кофе, который можно купить в удобном месте, по-прежнему не удовлетворен полностью. Хотя есть и такие предприниматели, которые в скором времени после открытия сворачивали свой бизнес, не получив прибыли, на которую они надеялись. Связано это, в основном, с низким качеством продукта, который они предлагали (например, растворимый кофе вместо более дорогого и сложного в приготовлении натурального), с выбором неудачного места для торговли и невысоким уровнем обслуживания покупателей.

Подведем итоги: самый дорогой автомобиль для мобильной кофейни обойдется в 500-600 тысяч рублей (можно в первое время использовать более бюджетные варианты: например, мотороллеры), двухпостовая кофе-машина и электрооборудование стоит около 100 тысяч рублей. Около 10 тысяч рублей потребуется на закупку первой партии сырья (кофейные зерна, сахар, вода), а также на стаканчики, крышечки к ним, трубочки, салфетки и пр.

Брендированная продукция (то есть с нанесением вашего логотипа) обойдется дороже. Расходы на рекламу зависят от вашего региона и рекламоносителей, которые вы планируете использовать. Многие молодые компании обходятся и без рекламы. Единственные их расходы на нее – разработка логотипа и нанесение его на машины. Ежегодный доход с одной точки (после выплаты расходов, заработных плат, налогов и т. д.) составит около 250 тысяч рублей.

Автор: Лилия Сысоева
Источник: www.openbusiness.ru
Опубликовано:
20/03/2013

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.