Июль 2011

И тех, и этих…

Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов
С наступившим Новым годом, товарищи! Хотя входим мы в него, увы, со старым багажом…
Все так же, как и много лет назад, в редком кафе и ресторане выдают клиентам кассовые чеки. Может, если бы везде, как некогда в системе “Росинтер”, работало правило “не выдали чек – еда за счет заведения”, воровства и вправду стало бы меньше, а так… Эх!
Вот город Оренбург, ресторан “Н…”. Считается одним из самых крутых в городе. И действительно – все внутри вполне по-столичному. Правильный, располагающий, ненавязчивый дизайн, относящий куда-то в район Прованса, модная по исполнению и вменяемая по соотношению “цена – качество” еда, красивое, современное короткое меню… Обслуживание опять-таки отнюдь не провинциальное.
Но вот приходит момент расплаты за все эти удовольствия. Официант приносит пречек, я кладу деньги. Мне возвращают сдачу. “Простите, а где фискальный чек?” – “А у нас… У нас в обед чеков не выдают”. – “Как не выдают? А в ужин выдают?” – “В ужин выдают…” – “Пригласите тогда, пожалуйста, менеджера”.
Подходит девушка-менеджер. “Девушка! Милая! Ну что же такое ваш официант говорит! Что в обед у вас фискальных чеков ни выдают… Нарушеньице! А если мы (а мы втроем были) из налоговой инспекции?.. Мы же теперь вас штрафами замучаем… Что делать будем?”
Менеджер: “А что вы предлагаете?”
“Я предлагаю…” – я задумался, чего бы этакого потребовать за молчание: французскую любовь? миллион долларов? вечную молодость? “Я предлагаю, чтобы вы принесли нам в подарок еще одну бутылку того же самого вина, которое мы пили!”
И что бы вы думали? Принесли как миленькие! То есть ведь изначально прекрасно понимали, что нарушают законодательство, и все равно нарушали…
Естественно, бутылку мы не тронули (повторяю – мы втроем сидели, так что свидетели есть!), пожурив напоследок, но не думаю, что последнее на ребят из “Н…” подействовало. Вот как-то не показалось мне этого почему-то!..
Может, впрочем, невыдача чеков только где-то там, далеко за МКАД, происходит? Ответ через три секунды – оставайтесь с нами!
…26 ноября 2010 года. Вернувшись с утра из Киева и не заезжая домой, отправился с Киевского вокзала на Павелецкий, чтобы на аэроэкспрессе добраться до Домодедова – и дальше по стране. И по пути, то есть в 7.15 утра, зашел позавтракать в одну из многочисленных кофеен “К…”, что на Павелецкой.
В зале в такую рань нас всего двое; официантка Анастасия приносит меню. Красивое меню, с фотографиями, и такое симпатичное обращение на первой странице от руководства сети:
“Привет, я Влад! Рад встрече с Вами в “К…”… Наши кофейни открыты для Вас более 10 лет… За это время мы не раз становились свидетелями романтических признаний, деловых встреч и других событий, происходивших с нашими гостями… А что ждет сегодня Вас? Важная встреча?.. Первое свидание?..” Ну и так далее.
Заказал я свой завтрак “дуэт-лайт”, быстренько его умял (запеканка мне очень понравилась), официантка приносит пречек. Заплатил сто рублей. Несет рубль сдачи… А фискалка? Нету!
“А где фискальный чек?” (За этот вопрос меня когда-нибудь зарежут, наверное.) – “Какой?” – “Ну, вы должны приносить такой чек, пробитый по кассе… Я ведь владельцу пожалуюсь!..” И только тогда мне бармен, фигурирующий в чеке под номером 42, его пробил.
Вот я и жалуюсь, а точнее – докладываю. Привет, Влад, я Олег! Я рад, что уже 10 лет Ваша сеть живет одной жизнью с нашим городом. И нас действительно ждут и важные встречи, и первые и не первые свидания. А Вас, к сожалению, как и 10 лет назад, ждет воровство персонала… Потому что, разумеется, это они по своему собственному разумению не пробивают фискальные чеки, чтобы потом сделать простейшую операцию по “переносу стола” и вынуть из кассы украденные поутру деньги…
Но то – Россия-матушка, где не ворует только тот, у кого рук нет. А вот та самая Украина, из которой я 26 ноября приехал аккурат в объятия официантки Анастасии и бармена 42.
Киев, 24 ноября, ресторан “О…”. Центр города, национальная кухня, блюда из дичи из собственного охотхозяйства, не оскорбительные цены… Как результат – полный зал публики.
Не буду описывать всю последовательность нашего тамошнего пребывания – косулеедения и горилкопития. А дальше все, как и в предыдущих случаях. Главное, я еще сотрапезникам-киевлянам заметил: вот у нас, дескать, ни в жисть кассовый чек не принесут, а ваши ребята, наверное, честнее? Богобоязненнее?.. Все-таки Киево-Печерская Лавра рядом.
Ни фига не богобоязненнее!
Я спросил официанта: “Дружище! Вот смотри, мы тебе и чаевых дали, и вообще твои настоящие друзья. Ответь только честно, лады? Вы, когда чеки не пробиваете, кого обманываете? Хозяина, сделав впоследствии отмену блюда и положив полученную с нас сумму в собственный карман, или государство, скрыжив под руководством управляющего в конце дня общую выручку, дабы не платить налоги?.. Вот только честно! А мы тебе еще чаевых добавим…”
И знаете, что он ответил?
Потупив глаза, он смущенно улыбнулся: “И тех, и этих…”
Вот так и живем… Нет, государство мне не жалко, как это ни кощунственно с точки зрения гражданского общества звучит. Оно само нас имеет, как хочет. А вот владельцам заведений искренне сочувствую. Они силы, деньги, энергию, наконец, жар души своей отдают, а их потом так – цинично и бесфантазийно…

Источник: "Ресторанные ведомости", №1/2011
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3