Бизнес по франшизе: какие трудности ждут ресторатора?
У ресторанного бизнеса по франшизе есть свои подводные камни, а на российском рынке — ряд особенностей, о которых нужно помнить, открывая ресторан. Опытом делится бизнес-консультант Ирина Авруцкая
Читайте также
Покупать или продавать франшизу? Обо всём расскажем в Сколково!
До 20 ресторанов «IL Патио», «Планета суши» и «Шикари» планируется открывать ежегодно в РФ и СНГ
В жилых кварталах Новой Москвы начинается ресторанный бум
Да, благодаря франчайзингу будущему ресторатору не нужно решать такие задачи, как разработка концепции заведения, подбор помещения, планирование меню. По сути, покупая франшизу, предприниматель приобретает готовый бизнес-план. А, кроме того, если речь идет об известном бренде, нет необходимости тратить средства на раскрутку.
И конечно, сегодня дела во франчайзинговой сфере обстоят лучше, чем несколько лет назад, но сложностей все равно хватает. За рубежом отношения между франчайзером и его партнерами прозрачны, есть определенный пакет документов, регулирующих эти отношения, есть юридическая практика по данному вопросу. То есть человек, купивший франшизу, идет шаг за шагом по четкому сценарию к созданию собственного бизнеса. С момента начала переговоров о покупке франшизы до открытия ресторана обычно проходит всего несколько месяцев, а франчайзи может быть уверен, что владельцы бренда будут поддерживать его столько, сколько будет существовать его проект.
В России все не так просто. Начнем с того, что юридического термина «франчайзинг» в нашей стране не существует. Законодательством предусмотрена лишь коммерческая концессия, форма передачи прав на объект интеллектуальной собственности по коммерческому договору. Она не соответствует франчайзингу в полной мере, не удовлетворяет потребности в полном раскрытии информации, которое обязательно при заключении франчайзинговых сделок, а также не всегда обязует владельца бренда поддерживать франчайзи по всем вопросам. Откровенно говоря, как бы участники сделки ни усложняли существующий у нас договор, заменяющий франчайзинговый, он все равно не сможет полноценно защитить ни одну из сторон.
Конечно, опыт значит многое, я могу помочь своим клиентам составить договор, максимально защищающий их интересы. И все же изначально стоит выбирать такого партнера, с которым будет комфортно сотрудничать. Можно сказать, что в России франчайзинг — это в первую очередь человеческие отношения. А чтобы понять, как они будут складываться и вообще стоит ли иметь дело с тем или и иным лицом, требуется немало времени. Вот и получается, что в условиях российского рынка запуск франчайзингового заведения может занимать не несколько месяцев, как на Западе, а несколько лет.
Еще одна большая сложность заключается в том, что многие предприниматели, желающие купить франшизу какой-либо известной сети, не учитывают условия ведения бизнеса в том или ином регионе. Это как раз та ситуация, когда деньги и энтузиазм есть, а опыта в ресторанном бизнесе не хватает.
На успешность заведения общественного питания влияет множество факторов. Потенциальные франчайзи или владельцы брендов, к сожалению, часто учитывают только один: уровень благосостояния в том или ином регионе. Да, востребованность проекта может оказаться очень высокой, но это не отменяет других трудностей, с которыми придется столкнуться.
Одна из главных проблем связана с логистикой, условиями перевозки и климатическими особенностями: пока необходимые продукты будут доставлены в ресторан, они могут потерять или изменить свои вкусовые свойства и даже вид, что неизбежно скажется на качестве блюд. Во-вторых, не во всех регионах можно найти квалифицированный персонал, который мог бы поддерживать бизнес-процессы на том уровне, который необходим владельцу бренда. Наконец, в случае возникновения проблем не во все города франчайзер сможет добраться оперативно. И это только небольшая часть проблем, которые могут помешать развитию бизнеса и которые, безусловно, нужно учитывать при покупке или продаже франшизы.
Сегодня идея масштабирования бизнеса с помощью франчайзинговой модели крайне популярна и привлекательна. Очень многие владельцы ресторанных сетей и одиночных заведений приходят ко мне с просьбой разработать предложения по продаже франшизы. Но часто предприниматели думают лишь о раскрутке собственного бренда и о получении роялти, не понимая, какая ответственность перед партнерами ляжет на их плечи.
Очень важно понимать, что создание франчайзингового предложения — это не способ быстро и легко заработать деньги. Скорее это возможность развития и популяризации бренда, возлагающая на собственника очень большую ответственность. И чем интереснее ваш проект, чем больше вы готовы помогать своим франчайзи, тем лучше будет продаваться франшиза, тем более высокую и скорую прибыль она может принести.
Опубликовано:
27/05/2015
27/05/2015
По теме
Покупать или продавать франшизу? Обо всём расскажем в Сколково!
До 20 ресторанов «IL Патио», «Планета суши» и «Шикари» планируется открывать ежегодно в РФ и СНГ
Рекомендуем
Менеджмент
«Учебник Бармена» стал ещё полезнее и ещё интереснее
«Ресторанные Ведомости» рады представить вторую редакцию официального учебника Барменской Ассоциации России «Учебник бармена».
Рекомендации
Как продлить жизнь посуды в ресторане?
Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент
Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки
В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент
Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания
Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации
Отель как экстремальный аттракцион
Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации
Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора
Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
https://www.high-endrolex.com/3