Рынок доставки готовой еды в России: цифры, тенденции, прогнозы
О рынке доставки готовой еды в РФ рассказал Юрий Ситников, руководитель доставки и технологический партнёр Ginza Project, эксперт проекта «Консалтинг для региональных рестораторов» Яндекс Еды, спикер конференции «Тема Еды».
Яндекс Еда проведет собственную конференцию «Тема Еды» для рестораторов в Красноярске
«Яндекс Еда» запустила бесплатный сервис для российских рестораторов: это консалтинг с консультациями
«Яндекс Еда» выпустила ресторанный гид с 50 лучшими заведениями Санкт-Петербурга
Как доставляют еду в России сегодня и как будут доставлять в ближайшем будущем. Большие города VS регионы
В 2024 году доставка готовой еды на дом — не роскошь. Люди заказывают завтраки домой, обеды — прямо на работу и накрывают целые праздничные столы, даже не включая плиту. Увеличивается ценность времени на приготовление еды или поездку в ресторан — гораздо проще, быстрее и чаще всего выгоднее сделать заказ онлайн.
Рост популярности доставки очевиден — если сейчас объем рынка готовой еды составляет 3,8 трлн руб., то в перспективе этот рынок может вырасти в четыре раза, до 14 трлн.
По данным Яндекс Еды, которые озвучил на конференции «Тема Еды» СЕО сервиса Евгений Анищенков, за последние три года количество заказов в год на одного пользователя выросло на 33%. Активно растет рынок в столице — за четвертый квартал 2023 года число заказов в Москве увеличилось на 38%, но еще более внушительные цифры в регионах — там отмечается прирост в 60%.
Можно сказать, что в больших городах тренды устоялись, а регионы наверстывают — за счет этого наблюдается активный рост рынка. При этом в мегаполисы услуги приходят заранее, там и так всего много — приходится упрашивать пользователя, а маленькие города сами стремятся к развитию и ищут поставщиков услуг. По мнению эксперта, на сегодняшний день примерно 60% заказов приходится на мегаполисы, а 40% — на регионы. Сейчас самые развитые — Урал, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара.
Инструмент для масштабирования бизнеса
Доставка становится эффективным инструментом масштабирования бизнеса — онлайн-витрины и офлайн-точки могут очень плодотворно взаимодействовать. Так, ресторан в офлайне рассказывает гостю, о том что появилась доставка — в тот момент, когда гость не готов идти в ресторан, бренд готов держать с ним связь через продукт в онлайне. Можно сказать, что в хорошем ресторане, который активно работает с доставкой, на нее приходится около 40% выручки.
Конверсия двусторонняя — по данным Ginza Project, около 25% пользователей сервисов доставки потом посещают сам ресторан. Потому что доставляя продукт, заведение привозит клиенту рекламные материалы. Таким образом ресторан рассказывает о “живой” точке, показывает интерьеры через онлайн-витрину, заманиваем гостя бонусами, промокодами.
Доставка — это в том числе и репутация ресторана. На странице заведения формируются отзывы, копятся фотографии пользователей — по внутренним данным Яндекс Еды, при выборе ресторана для похода в оффлайне 58% пользователей ориентируются на отзывы других гостей, 38% — изучают фотографии интерьера ресторана, а 29% — смотрят на готовые подборки заведений. К тому же, рано или поздно у человека появляется эмоциональная связь с рестораном — он может идти по улице, увидеть знакомую вывеску, вспомнить свой заказ и зайти пообедать.
Как доставлять: самостоятельно или через агрегатор
Когда ресторан сам занимается доставкой, появляется ряд непростых бизнес-процессов — нужно самостоятельно выстроить логистику, привлекать курьеров, заниматься автоматизацией. К тому же, нужно понимать, что заказывают доставку конкретного ресторана в основном те, кто там уже был — то есть база пользователей ограничена.
Но в самостоятельной доставке есть большой плюс — возможность обработки персональных запросов. Условно, попросить приготовить бургер без лука гораздо легче, заказывая конкретно в ресторане, чем с помощью агрегатора. К тому же, есть категории пользователей, которые, очевидно, не целевая аудитория агрегаторов. Например, клиенты старше 50 лет. Им обычно важнее традиционный контакт с оператором и колл-центром конкретного заведения.
Если же передать доставку в руки агрегатору, придется платить комиссию, но появляется более обширная база потенциальных клиентов, которые просто зашли в приложение и захотели попробовать что-то новое. К тому же в этом случае ресторану будут доступны хорошие аутсорс-сервисы, программы лояльности и участие в большой экосистеме.
По статистике, 9 из 10 пользователей, попробовавших заказ через агрегатор, к доставке напрямую из ресторана не возвращаются. Но это не значит, что стоит сразу отказываться от собственной доставки. При возможности ее стоит развивать, потому что она остается популярной у некоторый категорий пользователей. Однако про агрегатор тоже не следует забывать — здесь нужно бороться за “своего” пользователя. Это рефлекторный процесс — обычно агрегаторы встроены в огромную экосистему, в которой пользователь контактирует и с другими продуктами. Тандем собственной доставки и работы с агрегатором — лучший вариант для увеличения клиентской базы, ведь так можно охватить максимально широкую аудиторию.
Горячие тренды на рынке готовой еды
Чтобы понимать тренды, нужно разобраться, кто чаще всего заказывает готовую еду. По данным аналитиков, доставка готовых блюд на дом популярна преимущественно в возрастном разрезе — среди россиян в возрасте от 25 до 44 лет. Поэтому в тренде все, что нравится молодым:
- Скорость доставки — без лишних комментариев. На сегодняшний день самая быстрая доставка еды — у онлайн-ритейлеров. Однако агрегаторы и доставка из ресторанов не сильно отстает — уже давно можно получить полноценный обед всего за 30-40 минут.
- Автоматизация — доставка не только с помощью человеческого ресурса, но и роверами. Здесь мы подсматриваем за рынком Китая, где роботизация операционных процессов хорошо развита.
- Геймификация — внутренняя система лояльности, в которой активно участвует сам пользователь. В приложениях, например, есть “уровни” пользователей — чтобы достигнуть определенного “уровня” и получить бонусы или скидку, нужно совершать целевые действия. Получается что-то вроде игры, где геймер набирает баллы.
- Использование искусственного интеллекта — пока этот тренд только развивается. ИИ работает с огромными объемами данных и постоянно обучается, поэтому его можно использовать практически для любой задачи. С помощью нейросетей проще заполнять карточки описаний, обрабатывать фото блюд, отрисовывать визуалы — иногда это заменяет живые съемки. Пользователь сегодня довольно избирателен и обращает внимание на эстетическую составляющую. Проще говоря — скорее закажет то блюдо, у которого есть хорошее фото.
- True meal — использование натуральных фотографий. В тренде все естественное, поэтому людям хочется видеть реальные фото блюд.
- Коллаборации — как в офлайне, так и в онлайне. Раньше среди ресторанов было больше конкуренции, когда каждый продукт отвечал только сам за себя. Сейчас всем нравится дружить — мы понимаем, что конечный продукт может быть полезен обеим сторонам. К тому же люди любят, когда их любимые бренды объединяются. Сейчас фудтех работает и с финтехом, и с продуктами, одеждой, бьюти-товарами, посудой.
Популярность доставки уже близка к популярности оффлайн-посещения заведений. К апрелю этого года доставка готовой еды оказалась востребована у 74% россиян, годом ранее показатель был ниже — 62%. Если отрасль будет развиваться такими темпами, а доставка будет уходить дальше в регионы, рынок вырастет до огромных масштабов и может достичь прогнозируемых 14 трлн.
16/08/2024
По теме
Яндекс Еда проведет собственную конференцию «Тема Еды» для рестораторов в Красноярске
«Яндекс Еда» выпустила ресторанный гид с 50 лучшими заведениями Санкт-Петербурга