К чему еще готовиться общепиту с приходом маркировки
Эксперты Контур.Маркета рассказали, какие требования уже действуют, а к чему еще предстоит подготовиться заведениям
Государство усиливает контроль за общепитом: эксперт Контур.Маркета ответил на самые горячие вопросы на «ПИРе»
Как сервис Контур.Маркет помогает общепиту учесть ошибки ковидного 2020 года и развивать бизнес с учетом тренда на автоматизацию и онлайн-управление
Маркировка постепенно «захватывает» новые группы товаров и отрасли бизнеса. Раньше с маркировкой работала только розница, но сейчас новые законы коснулись и общепита.
В 2021 году на заводах начали маркировать воду в бутылках и молочную продукцию. С этими продуктами тесно работает общепит, а государству нужно контролировать их оборот. Вода и молочка нужны для приготовления блюд, а еще некоторые кафе, столовые, рестораны, кофейни и бары продают эти продукты в нераспакованном виде, как в магазине. 1 сентября 2022 года маркировка пришла в общепит, и предприниматели этой отрасли начали работать по новым правилам.
Вот что должны сделать заведения общепита, чтобы работать с маркировкой.
-
Зарегистрироваться в Честном ЗНАКе. Через эту информационную систему государство мониторит оборот подконтрольных товаров. Чтобы зарегистрироваться, получают сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП). Еще он будет нужен, чтобы подписывать электронные накладные.
-
Подключить ЭДО. Это нужно, чтобы получать накладные на маркированные товары. ЭДО можно подключить отдельно, или он может быть встроен в учетную систему.
-
Подготовить кассовое ПО. Кассу нужно подготовить заведениям, которые продают воду и молочку в упаковке. Сотрудник на кассе считывает сканером код маркировки, касса формирует чек и отправляет данные оператору фискальных данных, а ОФД передает данные в Честный ЗНАК. После этого система выводит код маркировки из оборота.
Для каждого из этих пунктов есть свой срок, когда общепиту обязательно это сделать. Вот какие даты указаны в постановлении правительства.
Если используете воду и молочку для приготовления блюд
Если маркированную продукцию вы закупаете для собственных нужд, в качестве ингредиентов — выводит из оборота эти товары поставщик, с которым вы работаете.
С 1 декабря 2023 года заведения должны быть зарегистрированы в Честном ЗНАКе и обязаны работать с ЭДО и самостоятельно выводить из оборота маркированные товары. Для этого продавец сканирует код Data Matrix на упаковке.
Если продаете воду или молоко в упаковке через кассу
Иногда в заведениях молочку и воду продают на кассе в упакованном виде — например, мороженое или йогурты. Из воды это может быть минералка, питьевая вода с газом и без.
С 1 сентября 2022 года для молочки и с 1 ноября 2022 года для воды — подтверждайте через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированный товар в потребительской упаковке от поставщика.
С 1 сентября 2022 года для молока и с 1 марта 2023 года для воды — выводите продукцию из оборота через кассу.
Как работать с маркировкой проще
Сервисы для учета помогают автоматизировать работу по всем нормам. В Контур.Маркете в одном окне можно принимать и подписывать электронные накладные и отчитываться в госсистемы, а еще система считает остатки ингредиентов в заведении. Так не придется переключаться между сайтами контролирующих органов, владелец заведения не будет путаться в разных форматах документов и всегда будет знать, когда пора сделать заказ у поставщика.
Кассовая программа Контур.Маркета напомнит сканировать код Data Matrix, если продаете молочку или воду через кассу. ОФД Контур.Маркета автоматически получает данные с кассы и сообщает о продаже в Честный ЗНАК. Если используете маркированные продукты для приготовления блюд, акты вывода из оборота можно отправлять из Контур.Маркета без перехода в личный кабинет Честного ЗНАКа.
ЭДО можно подключить без привязки к сервисам, но удобнее, если он встроен в товароучетную систему для общепита. Например, Контур.Маркет получает электронные документы от Контур.Диадока — не нужно переключаться между двумя сервисами.
С 3 октября 2022 года действует Постановление Правительства от 30.09.22 № 1733: теперь можно подписывать универсальный передаточный документ о приемке уже после того, как выставили маркированную молочку на продажу. УПД нужно подписать в течение трех рабочих дней с момента фактической приемки. Напомним, что УПД приходит в организацию через оператора ЭДО, и организация должна подписать его с помощью сертификата КЭП. Это нужно, чтобы в Честном ЗНАКе право собственности на партию товара перешло от поставщика к получателю, то есть заведению общепита. Работе Контур.Маркета обновленные требования не мешают: наши клиенты продолжают принимать УПД через Диадок и подписывать их. А затем Маркет автоматически создает на основе УПД товароучетные накладные, чтобы пользователям не приходилось делать это вручную.
08/11/2022