франшиза |  Сентябрь 2023

Россияне не готовы тратить на готовую еду, как раньше

Франчайзинговый бизнес, как и бизнес в целом, следует за потребительскими трендами.

Россияне не готовы тратить на готовую еду, как раньше
Фото: dzen.ru
Стремление россиян к экономии, повышенная тревожность, склонность к рациональным покупкам и минимизации расходов на товары и услуги не первой необходимости повлияли на популярность франшиз во всех сферах, в которых развивается франчайзинг.

В преддверии выставки BuyBrand Expo, которая пройдет 26–28 сентября в Москве, компания EMTG проанализировала показатели франшиз в сферах общепита, услуг и ритейла и выяснила, какие сегменты смогли воспользоваться меняющимися условиями, а какие, наоборот, оказались в минусе.

Так, общепит столкнулся с тем, что россияне больше не готовы тратить на готовую еду столько же, сколько и раньше. Один из самых популярных ранее видов фастфуда в России — пицца — упал в продажах, в то время как шаурма, наоборот, выросла. На этом фоне сети, специализирующиеся на этом продукте, начали активную экспансию за пределы своих регионов за счет продажи франшиз. Некоторые начали выходить за границу, констатируют в компании EMTG с более чем 20-летним опытом работы на рынке франчайзинга и проведения отраслевых выставок BUYBRAND.

Региональные франшизы также стали трендом на фоне ухода с рынка зарубежных ресторанных сетей и растущего интереса к местному специалитету. Больше всего франчайзеров, работающих в сфере общепита и выходящих на федеральный уровень, с Алтая, из Новосибирска, Иркутска и Ижевска. В свою очередь, петербургские франчайзеры начали поиск партнеров за Уралом — 23% из них работают в сфере пекарен и шаурмичных. А вот у пельменных темпы роста падают (минус 12% за год), вместо них на рынок выходят боозные.

Переключение потребителей на электронные сигареты и другие устройства потребления табака сильно подтолкнуло рост франшиз вейп-шопов. В статистике открытий за минувший год такие заведения занимают первые места по приросту количества магазинов и лавок. По состоянию на апрель 2023-го их число по всем регионам России выросло на 32%.

«Кризисные условия традиционно способствуют росту спроса на товары для вредных привычек»,— констатируют эксперты EMTG.

Одновременно с этим пандемия поспособствовала росту спроса на франшизы для заботы о здоровье. Четыре из десяти первых позиций в рейтинге франшиз BUYBRAND за 2022 год заняли сети клиник и лабораторий. Начал оживать франчайзинг в сфере фитнеса, которому пришлось «заморозиться» на время локдауна. Теперь клиенты снова хлынули в спортклубы, однако не в тренажерные залы и по абонементам. Теперь среднестатистический россиянин предпочитает платить за одну тренировку в фитнес-студии, а не за несколько часов в большом зале, говорят участники рынка. Соответственно, и бизнес подстраивается под такой формат.

В целом на состоянии рынка франшиз неминуемо отражаются как внешние, так и внутренние экономические обстоятельства. Притом что франчайзинг был и остается более безопасным способом открытия бизнеса, нежели старт с нуля, он чутко реагирует на запросы аудитории и отражает ее потребности.

Источник: "Ъ"


Опубликовано:
06/09/2023

Рекомендуем

Новости

Ошибки франчайзи разобрали участники Buybrand

Мультифранчайзи крупнейших сетей, работающих в сферах услуг, ретейла и общепита, в ходе сессии на форуме BUYBRAND.RU рассказали, какие ошибки оказались критическими в построении бизнеса, какие из них обошлись им дороже всего, а какие на первый взгляд казались катастрофой, а на самом деле были временными трудностями.
Новости

«Яндекс» установил, за что ругают и хвалят заведения общепита

Стало известно, за что хвалят и ругают кафе, рестораны, столовые, бары, пиццерии и другие заведения общественного питания посетители в сервисе «Яндекс.Карты». О результатах исследования сообщили в «Яндексе».
Новости

Новый «импортозамещеный» рыбный рынок Москвы

Рынок с преимущественно отечественной рыбной продукцией планируют открыть в Москве.
Новости

На ресторатора давят более 2 тысяч правовых норм

Профилактическая работа по верификации правовых норм эффективна и помогает «не попасть под удар» тысячам предпринимателей.
Новости

«Перекрёсток» запустил доставку готовой еды через «СберМаркет»

Готовую еду и напитки из кафе «Перекрёсток» теперь можно заказать на витрине «СберМаркета». Продукция из кафе сети доступна в более чем 200 супермаркетах по всей стране.
Новости

KFC не дадут уйти из России, пока он не заплатит в федеральный бюджет

Американская компания сначала искала покупателей для ресторанов, потом получила одобрение правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями, но сейчас сделка откладывается из-за требования сделать взносы в бюджет.