жизнь после комы |  Август 2020

Как ресторанная индустрия возраждается

Ресторанная индустрия оправилась от шока, но пока не восстановилась: у игроков есть сложности, и, возможно, на рынке еще будут потери

Как ресторанная индустрия возраждается

Олег Сужаев, основатель системы автоматизации кафе и ресторанов Restik, рассказывает, как отрасль возвращается к жизни.

Карантин застиг многие отрасли врасплох, ресторанная индустрия одной из первой попала под удар и пострадала больше многих. Мы, основываясь на данных нашей системы автоматизации, подготовили отчет и сейчас можем наглядно показать, как все угасало прямо на глазах, когда развивалась пандемия, и как теперь индустрия восстает из пепла. Нашей системой пользуются в Москве (39,40%), Санкт-Петербурге (12,41%), в Краснодарском крае, Московской и Ростовской областях, а также в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Иркутске.

РЕЗКО В НОЛЬ

Давайте сразу обратимся к цифрам. Первый фактор, который был для нас очень показательным и который мы взяли за основу анализа — это количество чеков. Эта цифра наиболее наглядно отражает реальный спрос.

Очень резкое падение началось в ресторанном бизнесе 28 марта. С этого дня все показатели начали снижаться. Практически до нуля они упали очень быстро: буквально за три дня. По факту осталось около 10% чеков, если сравнивать с докарантинным уровнем.

Весь апрель эта цифра колебалось: она составляла 10–20% от докарантинного уровня.

В мае (возможно, в связи с тем, что бизнес и люди поняли, что пандемия — это надолго и нужно приспосабливаться к новым условиям) многие заведения стали активнее работать на доставку. Этим занялись даже те, кто раньше этого не делал: стали подключаться к агрегатору, делать сайты, в том числе и с помощью нашей платформы.

За счет этого в мае уровень данного показателя чуть подрос и колебался в районе 25–35% от докарантинного. И примерно такая тенденция сохранялась весь май и немножко в июне: до 7 июня показатель держался на уровне примерно 40%.

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Где-то со второй недели июня все начало резко расти. К сегодняшнему дню количество чеков почти приблизилось к докарантинному уровню, а в некоторых регионах даже подросло, и теперь показатели даже выше (например, в Крыму). Хотя это неудивительно: мы предполагаем, что этот рост, во-первых, следствие начала туристического сезона, во-вторых, роста спроса на внутренний туризм, который наблюдается сейчас из-за закрытия границ.

Что касается количества заведений (динамики их прироста и сокращения рынка), то в мае, по нашим данным, работали навынос либо на доставку 40–50% (в зависимости от региона) заведений, зарегистрированных в нашей системе. Остальные не работали совсем. Сейчас все возвращается к докарантинному уровню, и все, кто мог открыться, — открылись. Но, конечно, многие игроки испытание пандемией не выдержали. По нашим данным, около 20% заведений в целом по России были вынуждены закрыться.

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ДОСТАВКИ

Как я говорил выше, большинство заведений начали работать с доставкой в мае, как только осознали, что пандемия и ограничительные меры затянутся.

В первую неделю мая спрос на доставку был неплохой, и каждую неделю этого месяца он продолжал расти. Связано это было и с ростом спроса, и с ростом предложения: все больше заведений выходили на этот рынок, люди стали поддерживать свои любимые заведения и заказывать еду из «своих» мест, по которым соскучились за время самоизоляции.

Последняя неделя мая стала пиковой. Но потом, когда в июне появились новости о снятии ограничений, люди стали заказывать еду из ресторанов домой все меньше и меньше. Не на руку доставке сыграла и отличная погода (в Москве и Санкт-Петербурге) — люди стали больше гулять, перестали брать такое количество еды из доставки или навынос, так как открылись веранды. «Летники» ворвались в жизнь россиян, как глоток свежего воздуха: изголодавшиеся по привычному времяпрепровождению люди хлынули за уличные столики. Для ресторанов плюсом стало то, что налог на землю, на которой располагается летняя терраса, был упразднен. Это позволило открыть веранды даже тем заведениям, у которых их никогда не было.

Спрос на доставку ожидаемо стал стремительно падать. Последняя неделя июня была на 50% хуже, чем последняя неделя мая. Но мы считаем, что в долгосрочной перспективе спрос будет расти, поскольку привычки людей изменились и продолжат меняться.

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ ПРОДОЛЖИТСЯ

Те же, кто пережил испытание пандемией и остался на рынке, продолжают бороться за существования. Многие до сих пор не зарабатывают и держатся на грани. Мы ожидаем, что в ближайшее время еще какое-то число игроков уйдет с рынка. Как много и кого именно это коснется, сказать сложно. Прежде всего в уязвимой ситуации находятся те, кто за время карантина набрали долгов и из-за этого не смогли восстановиться в короткий срок.

При этом, однозначно, на рынке будут появляться и новые игроки. А те, кто выжил в кризис, вовремя подсуетился с настройкой доставки, правильно настроил рекламу и урезал траты, сейчас имеют фору перед теми, кто этого не сделал или сделал, но некачественно.

Безусловно, картина печальная, но в то же время мы видим, что кому-то кризис принес новые возможности. Во время карантина ресторанный бизнес осознал, насколько важно присутствие ресторана онлайн на различных площадках, и со снятием ограничений его значение не снижается. Всем нужны и электронные меню, и программы лояльности, и выстраивание отношений с клиентами в цифровой среде. Все это нужно развивать быстрее, чтобы не упустить момент. Это позволит бизнесу не только остаться в живых, но и расти. Дальнейшие прогнозы я бы делать не торопился либо оставил бы их компетентным экономистам. Внутри отрасли необходимо еще понаблюдать за ситуацией, чтобы понять, куда в ближайшее время будут направлены векторы развития.

Источник: РБК

Опубликовано:
17/08/2020

Рекомендуем

Новости партнеров

Выставка продуктов питания и напитков InterFood Ural 2020

24-26 ноября состоялась выставка продуктов питания и напитков InterFood Ural 2020 в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО»
Новости

Будут ли введены ограничения на работу фудкортов в Москве

Фудкорты в торговых центрах Москвы дополнительно проверят на соблюдение антикоронавирусных мер. При этом планов по ограничению их работы нет
Новости

Какой новый ресторан открыл Холдинг Tigrus

Ресторан итальянской кухни Osteria Mario открылся на Мичуринском проспекте
Новости

Почему вода в картоне — актуальный тренд?

Зарегистрируйтесь и примите участие в вебинаре Tetra Pak. Дата и время проведения: 10 декабря, 11:00 (по МСК)
Новости

Какие рестораны переживут пандемию

Представители отрасли оценивают потери ресторанного бизнеса в Москве по итогам антиковидных ограничений к будущей весне на уровне 35%
Новости

Какая новая услуга появилась в ресторанах Васильчуков и Новикова

Новые реалии — бронь стола для удаленной работы