алкоголь |  Ноябрь 2022

Как общепит влияет на производство пива

Объёмы производства пива в России растут. Однако петербургским пивоварам приходится варить меньше из–за падения продаж в общепите

Как общепит влияет на производство пива

В Ассоциации производителей пива рассказали, что в III квартале текущего года произведено, по данным Росстата, 232,4 млн дал — это примерно столько же, сколько и во II квартале. Всего же в январе–сентябре 2022 года российские пивовары сварили, по данным того же источника, 648,8 млн дал. Это на 2,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В ассоциации предполагают, что итоговые объёмы производства в 2022 году останутся примерно на уровне предыдущего года, а именно 816 млн дал.

Впрочем, и.о. президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев добавил, что по объёмам продаж наблюдается негативная динамика: по данным Росалкогольрегулирования, за 9 месяцев они сократились на 4,2%, до 557,4 млн дал. Эксперт считает, что это обусловлено инфляционными процессами и повышением цен, которые отмечались во всех сегментах FMCG–рынка России.

По данным руководителя НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максима Черниговского, цены на алкоголь в целом в этом году выросли. Так, на начало сентября по сравнению с декабрём 2021 года водка подорожала на 5,5%, коньяк — на 6,5%, вина игристые — на 8%. Эти показатели относятся к алкоголю российского производства, естественно, импорт подорожал сильнее. Объёмы импорта по состоянию на 1 октября сократились на 35%. Вместе с этим в ассоциации производителей пива со ссылкой на данные Nielsen отметили, что доля иностранного пива в ассортименте сократилась с 15% в январе до 9% в сентябре текущего года, а доля в объёмах продаж в натуральном выражении — с 6 до 2,5%.

«За год цены выросли на 13%. Основное повышение пришлось на март и апрель, когда рушились логистические цепочки и наблюдался резкий рост инфляции. Кроме того, сказался рост цен на сырьё и материалы, который начался ещё в 2021 году и связан с пандемией. Дорожали и продолжают дорожать стекло, пластик и алюминий, палеты и картон», — поделились в АПП.

«Ценовые эскалации на рынке материалов начались ещё в период пандемии, а в этом году экстремальный рост цен на сырьё усугубился. Несмотря на это, мы делаем всё возможное, чтобы наш потребитель мог продолжать покупать любимые бренды по доступным ценам», — заявил Ораз Дурдыев.

Импортозаместились

Ассортиментная матрица в категории пива и пивных напитков в этом году также претерпела сильные изменения. Ораз Дурдыев отметил, что благодаря эффективной работе оставшихся на рынке игроков продукция брендов, ушедших с рынка, была оперативно замещена в том числе за счёт локализованных сортов. Так, на фоне сокращения импортной категории, которое происходит с начала года, растёт доля локальных продуктов (+3%) и лицензионных брендов (+1%).

В АПП также со ссылкой на Nielsen сообщили, что среднее количество SKU на полках магазинов в сентябре 2022 года не изменилось по сравнению с сентябрём прошлого года. Сократившись в начале весны, уже в мае этот показатель восстановился до 108 позиций и с тех пор удерживает этот уровень каждый месяц.

Сидр течёт рекой

Игроки рынка считают, что из–за санкционного давления возможна переориентация с европейского рынка на азиатский, но массового тренда нет. Ораз Дурдыев говорит, что локальные производители покрывают спрос, а на внутреннем рынке продолжают появляться новые марки. Так, AB InBev Efes в этом году запустила ряд новинок, в том числе бренд пива в мексиканском стиле и яблочный сидр.

С начала года на рынке происходит продолжающаяся поляризация спроса, которая характерна для ситуации падения покупательной способности: Ораз Дурдыев поделился, что растут сегменты как премиум, так и эконом — на 13 и 2% соответственно. «На рынке наблюдается продолжающийся рост интереса потребителей к категориям вкусового (+15%) и нефильтрованного пива (+2%), в то время как безалкогольная категория, которая долгое время росла, сейчас показывает околонулевую динамику. Одна из самых быстрорастущих категорий среди алкогольных напитков — сидр. В III квартале его продажи в России выросли на 6%. Рост категории сидров в том числе обусловлен тем фактом, что в 2022 году на рынок вышло несколько новых игроков. Мы запустили в начале года новый бренд, и он всего за 8 месяцев продаж смог занять уверенное второе место в сегменте», — добавил он.

В исследовании Nielsen указывается, что доля пива на алкогольном рынке составляет 84% в натуральном выражении и 44% в денежных продажах. Пиво является ключевым драйвером роста индустрии как в литрах, так и в рублях.

Не на что выпить

Пивоварни, которые в основном были ориентированы на продажи продукции для сегмента Horeca, отмечают, что спрос в общепите сильно упал. Сооснователь петербургской пивоварни «Бакунин» Александр Романенко рассказал, что объёмы производства их продукции сократились вдвое. Потому что бренд в основном работает на молодую аудиторию, которая по разным причинам сейчас сократила потребление, а также на общепит.

«По итогам года мы, скорее всего, выйдем на показатели 2019 года, так как летом объёмы производства и продаж росли. Себестоимость производства у нас также выросла на 40–50%, поскольку наше пиво делается исключительно из импортного сырья. Прямые поставки рухнули, и в данный момент сырьё возят обходными путями — через Турцию и другие направления. Многие компании замораживают контракты, приходится находить поставщиков в других странах и ввозить сырьё уже через них. Также из–за энергетического кризиса в Евросоюзе сырьё сильно подорожало. И это всё, конечно, отражается на себестоимости и влияет на конечную цену в меню бара и на полке ретейлера», — говорит он.

Александр Романенко также добавил, что пришлось сократить и ассортиментную матрицу бренда. Но в целом спрос на российскую продукцию растёт, это видно по всему каналу FMCG. «Мы производим импортозамещающую продукцию, отчасти поэтому летом у нас были хорошие показатели, но в данной ситуации уже ничто не спасает и ситуация критическая», — заметил он.

Максим Черниговский добавляет, что действительно объёмы, связанные с розничными продажами, в общепите сильно сократились в России, потому что реальные доходы населения снизились и люди стали меньше ходить по кафе и ресторанам. А в последние годы большой объём разливного пива реализовывался именно там.

Источник: ДП

Опубликовано:
17/11/2022

Рекомендуем

Новости партнеров

Представители кейтеринга и ивента Сибири объединяются в поиске решений

Компании в сфере кейтеринга (выездного питания) и ивента (событийного бизнеса) 6 апреля обсудят актуальные проблемы развития и взаимодействия в рамках форума «Кейтеринг Сибири-2023».
Новости партнеров

ГАСТРОТУР в Новосибирске состоится 6 апреля

Стань частью самого сочного комьюнити рестораторов! Приглашаем вас хорошо провести время среди коллег!
Новости

Как оформить место под летник всего за 1 день?

В Московской области благодаря новой услуге удалось уменьшить время оформления летних кафе.
Новости

РЖД запустили собственную сеть кофеен «Вокзалы России»

Компания «Российские железные дороги» занялись развитием сети кофеен под названием «Вокзалы России».
Новости

Более 120 объектов общепита будут включены в гастрономическую карту Томской области

В Томской области будет разработана гастрономическая карта с информацией о кафе и ресторанах.
Новости

Жил да был «Черный кот» на Тверском

Новый проект Maison Dellos на Тверском бульваре: Гранд-кафе «Шануар».