Ресторанная подача чая. Базовые принципы — вкус чая
Сейчас любое уважающее себя заведение предлагает гостям целую чайную карту, часто сопровождая ее рекомендациями по выбору десерта и советами...
Потеснит ли чай матча кофе в продажах современных кофеен
Может ли чай вытеснить кофе из ресторанов и кофеен
Как овладеть секретами китайских мастеров
· вкусным — иначе в нем вообще никакого смысла;
· оригинальным — неоригинальный чай гость может выпить и дома;
· удобным в приготовлении — не будем забывать о том, что ресторан — это не только место, в котором гости получают удовольствие, это еще и бизнес. И этому бизнесу должно быть удобно работать с чаем;
· ну и, конечно, он должен хорошо сочетаться с блюдами основного меню ресторана и вообще вписываться в его идеологию — в восточном ресторане, например, ароматизированный чай в пакетиках будет смотреться не очень органично.
Вопрос соответствия чая стилю и меню заведения оставим практически без внимания — этот вопрос решается по-своему в каждом конкретном случае (в идеале — при участии компании поставщика). А вот вкус, оригинальность и удобство приготовления и подачи чая предлагаем рассмотреть более подробно.
Вкус чая, подаваемого в ресторане, должен сочетаться с основным меню ресторана (или с частью его блюд), вписываться в идеологию заведения, быть стабильным и узнаваемым и, самое главное, нравиться подавляющему большинству гостей заведения — независимо от их «чайной подготовки». Если же гость «не понял чай» — это недостаток заведения (или чая), но никак не гостя. Самый простой пример неправильной работы со вкусом чая — это неправильная подача в огромном количестве ресторанов зеленого чая невысокого качества. Зеленый чай не должен горчить — разве что самую малость, почти незаметную. Он должен обладать нежным, мягким, немного сладким вкусом и «душистым», очень свежим ароматом. Зеленый чай, подаваемый во множестве заведений, чрезмерно терпкий, явно горький, в его аромате очень сильны пепельные ноты — короче говоря, он невысокого качества и плохо заварен. Из-за этого часто возникает странная ситуация. Многие люди пьют зеленый чай, потому знают о его модности и полезности — и ради этого готовы терпеть его откровенную невкусность. Или забивать ее сахаром. Ситуация часто усугубляется официантами, имеющими слабое представление о вкусе настоящего зеленого чая и убеждающих гостей в том, что зеленый чай, на самом деле, он такой и есть. Так вот. На самом деле, вкус чая не должен быть для гостей заведения неприятным сюрпризом, а официанту не нужно тратить драгоценное время на убеждение гостей в том, что поданная им микстура — это вкусно, только вкус у нее специфический. Чай должен нравиться сразу и безоговорочно. Вкус поданного гостям чая складывается из двух составляющих: сорта и качества напитка и правильного его приготовления в ресторане. И, соответственно, у чая в ресторане два «вкусовых риска»: сам чай и его заваривание. Первый «вкусовой риск» полностью зависит от поставщика чая в ресторан, второй — от действий персонала ресторана. Первый «вкусовой риск» является более управляемым, потому что выбор чая для закупки совершается, например, один раз в полгода — и ресторан имеет возможность уделить контролю качества закупаемого чая самое тщательное внимание. Тогда как второй «вкусовой риск» управляем в гораздо меньшей степени — за те же полгода чай в ресторане может завариваться несколько тысяч раз, причем делать это будут разные люди. Таким образом, для обеспечения стабильно высокого уровня подачи чая грамотный ресторатор должен найти такой чай, вкус которого, во-первых, будет нравиться гостям, а, во-вторых, будет в минимальной степени зависеть от действий персонала ресторана. На уровне производителей и поставщиков чая проблема вкусного чая решается двумя прямо противоположными способами: путем игры на понижение чайного вкуса гостей и путем игры на его повышение. В первом случае «вкусность» чая, чаще всего, достигается путем добавления в него сильных ароматизаторов, заменяющих собственные вкус и аромат чая на вкус и аромат приятных при понятных вещей: шоколада, земляники, вишни и т.п. Формирование чайной карты на основе сильноароматизированных чаев, в общем-то, устраивает всех — эти чаи удобны ресторану (как правило, они очень технологичны), удобны гостям (им не нужно напрягаться, выбирая между сложными вкусами и ароматами, можно выбирать между, например, земляникой и персиком) и более всего удобны компании-поставщику. Однако «сильноароматизированная» чайная карта это, если хотите, «низкий класс, нечистая работа» — то есть решение, вполне приемлемое для недорогого кафе, но совершенно неподходящее солидному заведению. Положение обязывает солидное заведение держать «чайную планку» чуть-чуть выше среднестатистического вкуса гостей — хотя бы для того, чтобы гости постоянно находились в состоянии легкого изумления и приятной эйфории получения нового и «вкусного» опыта. Ну и для того, конечно, чтобы, выпивая чашку чая, гости ресторана не только наслаждались вкусом и ароматом напитка, но и осознавали свою причастность к благородной чайной культуре. Короче говоря, уважающий себя ресторан в своей чайной карте, большей частью, должен оперировать чаями чистыми и качественными, приятными собственным вкусом и ароматом, а не вкусом и ароматом добавок. Это вовсе не означает, что от ароматизированного чая нужно отказываться совсем — но в чайной карте их должно быть относительно немного и подобраны они должны быть с особой тщательностью. Вкусных чистых чаев высокого качества на российском рынке сейчас не то чтобы очень много — но найти их можно, не затрачивая особенных усилий. Только вот поиск этот должен быть осмысленным. Можно «укомплектовать» чайную карту ресторана пятью прекрасными свежими дарджилингами с разных плантаций — на разницу между этими чаями найдет лишь специалист, а обычный гость ресторана, в случае когда ему доведется попробовать разные чаи из чайной карты, будет чувствовать себя обманутым. Чаи, выбираемые для ресторана, должны быть не только качественными и вкусными — они должны быть разными, причем гость заведения должен эту разницу ощущать и запоминать — чтобы иметь возможность осмысленно делать повторные заказы понравившегося ему чая. И, опять же, нельзя забывать о том, что «вкусность» выбираемого чая в минимальной степени должна зависеть от действий персонала заведения. То есть идеальная чайная карта ресторана высокого уровня должна быть составлена из чистых (с небольшим добавлением ароматизированных), качественных, вкусных, разных и запоминающихся чаев. Чаев, из которых можно составить такую чайную карту, очень немного. Поставщиков, на основании ассортимента которых можно составить такую чайную карту, и вовсе можно перечесть по пальцам одной руки. Что, впрочем, не удивительно. Хорошего чая, как, впрочем, и почти всех остальных хороших вещей, очень немного. Материал предоставлен компанией ЗАО «ИНТЭКС»//