Что ждет ресторанный бизнес России в ближайшем будущем
Юрий Левитас. Основатель Black Star Burger и Free Company
Маски «сброшены»
Как выживает в пандемию ресторанный бизнес
Можно ли выйти из локдауна в плюсе
«Мир никогда не будет прежним» — сейчас эту фразу можно услышать от каждого, и только ленивый не строит прогнозов относительно того, каким же будет будущее. Давайте развеем некоторые мифы о ресторанном бизнесе и подробнее остановимся на трендах и реалиях нового времени.
МИФ 1: ДОСТАВКА ВЫТЕСНИТ КЛАССИЧЕСКИЕ РЕСТОРАНЫ
Пандемия коронавирусной инфекции, безусловно, внесла свои коррективы. Несмотря на то что на рынке уже достаточно активно развивались сервисы по доставке еды, в новых условиях некоторые рестораторы запустили собственные службы. Например, мы в Black Star Burger так и сделали. Это помогло нам сохранить рабочие места и существенно расширить зону доставки не только в Москве, но и в регионах нашего присутствия.
С одной стороны, у доставки есть свои плюсы. Благодаря ей клиенты могут заказать любимые блюда, не подвергая себя риску. Для ресторанов доставка — возможность покрыть часть расходов и подстроиться под новые обстоятельства.
Но стоит помнить, что это искусственное изменение спроса, вызванное пандемией. Люди идут в ресторан не только за вкусной едой, они хотят вырваться из рутины и абстрагироваться от серых будней. Данная потребность никуда не исчезнет.
МИФ 2: ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО…
Можно очень много фантазировать на эту тему. Допустим, выживет только фастфуд, так как у людей больше не будет хватать денег на поход в дорогой ресторан. Или выживут только дорогие рестораны, потому что у них более платежеспособная аудитория. Говорить о том, что выживет только какой-то определенный сегмент, не имеет смысла.
Я уверен: на плаву останутся те, кто сумеет быстро адаптироваться к действительности и обстоятельствам нового времени, те, у кого налажена доставка, те, кто ведет постоянную работу с лояльной базой клиентов и отстраивает онлайн-каналы продвижения.
МИФ 3: ВСЕ УЙДЕТ В ОНЛАЙН
Во время карантина каждый старался придумать что-то оригинальное для своих клиентов.
Некоторые рестораторы решили создать онлайн-рестораны. У людей появилась отличная возможность не только заказать свои любимые блюда, но и пообщаться с самим ресторатором или шеф-поваром, а также с другими гостями во время Zoom-конференций.
Прежде всего, это отличный способ поддержать связь с постоянными гостями. Однако вряд ли данное решение сможет стать самостоятельным продуктом, заменив обычные рестораны.
Конечно, часть каких-то бизнес- процессов уйдет в онлайн, например приложения и доставка. Но говорить о том, чтобы все перевести на удаленку, пока рано.
А теперь давайте порассуждаем, что же ждет ресторанный бизнес в России?
БУДУЩЕЕ — В ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ
Самое ценное, что есть у людей, — это их время. Поэтому потребители сейчас будут склоняться к выбору более простой пищи. При этом скорость обслуживания станет играть ключевую роль. На это ориентируются и сервисы по доставке еды. Чем быстрее доставка, тем легче быть лидером в сегменте.
Кроме того, сегодня людям тяжело представить нормальное существование без денег. Из-за пандемии за чертой бедности в России оказалось на 1,3 млн человек больше. Не у всех есть возможность удовлетворять даже базовые потребности, например в пище. Я создал новый проект Free Company, где каждый может получить еду бесплатно. Эта бизнес-модель называется Freemium. У нас уже открыты точки Free Dog (сеть по продаже хот-догов), скоро стартует Free Pizza. В разработанном мной приложении для Free Company гость может за считаные минуты ознакомиться с расширенным меню и получить QR-код на получение бесплатного продукта. Можно приобрести еду навынос, работают доставка и окна выдачи.
БУДУЩЕЕ — В НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
И здесь мы снова возвращаемся к скорости. Сейчас очень важно автоматизировать как можно больше процессов приготовления пищи — это позволит сократить время выдачи готового блюда. Если рестораторы не будут идти в ногу со временем, они потеряют свою целевую аудиторию из-за невозможности конкурировать с более динамично развивающимися заведениями.
БУДУЩЕЕ — В СОКРАЩЕНИИ ИЗДЕРЖЕК
Одна из основных проблем ресторанного бизнеса и общепита — уменьшение издержек за счет снижения арендной платы. На сегодняшний день аренда — едва ли не главная статья расходов бизнесменов, так как в период кризиса арендные платежи никто не снижает, а выручки сейчас очень маленькие. Однако преимущество нашего бизнеса в том, что мы можем его организовать на небольшой площади.
БУДУЩЕЕ — В ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Free Company — это зонтичный бренд, который объединяет сразу несколько сетей фастфуда (хот-доги, пицца, суши, кофе, шаурма и т. д.). Современный потребитель желает, чтобы его удивляли. Благодаря моему проекту теперь каждый может получать бесплатную еду.
Я считаю, что развитие отдельных направлений бизнеса под одним ресторанным брендом способствует росту компании, увеличению спроса и конкурентоспособности.
25/01/2021