Ноябрь 2011

Ужин с придурком

Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов
Наивные все-таки люди наши рестораторы. Не все, конечно, но очень многие. Почему-то им кажется, что если они открыли заведение, то в него обязательно пойдут люди. Пойдут по определению, потому что, выражаясь словами героев фильма «День выборов», «если израильская — то военщина, если космонавт — то запустили…». Соответственно, если ресторан, то должен быть забит народом.

А народу плевать на их заведения. В одних дорого, во вторых невкусно, в третьих непонятно, а иногда — все сразу.

Но наивный (используем эвфемизм) ресторатор смириться с этим не может. Ему кажется, что просто он какую-то мелочь упустил, какую-то последнюю кнопочку не нашел, которую только нажми — и шлюзы клиентской любви тут же откроются, публика хлынет к нему бурным потоком…

И тут от кого-то он (наивный ресторатор) узнаёт о неком Назарове, который умеет раскручивать рестораны с полпинка. Книг он моих не читал, но вроде люди так хорошо отзываются… То есть остается всего ничего — раздобыть телефон этого товарища, пригласить в гости, пусть махнет своей волшебной палочкой, и ресторан наконец заполнится весело гудящей голодной толпой гостей.

Лет семь уже как меня регулярно приглашают в рестораны — прийти, пообщаться. И шесть первых лет я охотно отвечал на такие приглашения. Приходил, часами разговаривал с хозяевами, пробовал еду и (как без этого обойтись?) напитки, частенько впадал под действием напитков в творческий кураж, что-то изобретал, не сходя с места, сам радовался, когда удавалось придумать нечто достойное (так, очевидно, радуется математик, доказав трудную теорему), и покидал гостеприимный дом пьяненький и с чувством глубокого удовлетворения, что помог очередному хорошему человеку найти выход из тупика…

А примерно год назад меня вдруг торкнуло: вот хожу я, хожу по ресторанам, придумываю им что-то, придумываю — а что после моих консультаций меняется? Ни-хре-на! Изменился только я сам — поправился на 12 килограммов и посадил печень. Ни один — я подчеркиваю — ни один из приглашавших меня владельцев ресторана не озаботился претворением задуманных идей в жизнь.

То есть им, наивным рестораторам, действительно кажется, что кому-то достаточно махнуть платком и сказать «Сим-силабим!», чтобы пришло в ресторане Счастье. А то, что любой консультант может только задать направление, составить программу продвижения, придумать эффективные ходы раскрутки, но потом все равно придется вкладывать собственные силы и средства, — это упорно остается за гранью их понимания. От того же, что я бесплатно подарил им идеи, за которые понимающий человек готов заплатить немалые деньги, ценность самой консультации сводится к стоимости съеденной мной в ходе беседы котлеты и выпитой бутылки вина. В результате даже появляется разочарование. Вот пришел, мол, Назаров, поговорил, а ничего не изменилось…

Короче, год назад я принял волевое решение — перестал ходить по подобным приглашениям бесплатно. Хотите, мол, пообщаться — платите деньги. Для вас это бизнес, для меня — работа.  А поесть в ресторане я смогу и за свои деньги. Причем не в вашей пустой тошниловке, а в приличном месте у друзей и с хорошей скидкой.

И знаете, так сразу комфортно стало!

Во-первых, моментально отсеялись халявщики и те, кто собирался пригласить меня, что называется, «для галочки». Запомнился недавний случай на выставке. Подходит женщина: «Я управляю кафе «К…». Давайте дружить!» «Давайте!» — отвечаю. «Приходите к нам в кафе! Мы с хозяйкой так вас любим и уважаем! Пообщаемся, может, посоветуете что-то…» — «Приду, посоветую, готовьте десять тыщ рублей за советы». — «Да, конечно, я вам завтра перезвоню и согласуем время…» До сих пор жду звонка. Что-то желание дружить у  девушек рез ко поубавилось.  Но и я в гробу видал такую одностороннюю дружбу.

Случаются и совсем занимательные беседы. «Здравствуйте. Я представляю ресторан «К…». Наш хозяин приглашает вас на ужин». — «Спасибо. А с чего вдруг такая честь?» — «Ну, он наслышан о вас. Просто хочет познакомиться». — «Знаете, если человек хочет познакомиться, он обычно звонит сам, а не через посредника. Так как-то поэстетичнее будет. А во-вторых, я не строю себе иллюзий в целях знакомства и подозреваю, что наш ужин закончится вопросами, как вам раскрутить свое заведение. А может, и начнется с них. Так вот — такие ужины я воспринимаю как работу. Которая будет стоить вам 10 тысяч рублей за два часа беседы». — «Хорошо, я передам нашему хозяину»… Через неделю снова звонок: «Это я, из ресторана «К…». Наш хозяин предлагает такой вариант — 5 тысяч и ужин с бутылкой хорошего вина». Я аж заржал от умиления: «Не-не-не. Мы, Назаровы, за троллейбусами не бегаем и за хавку с выпивкой не продаемся…». Через неделю опять звонок: «А за 7 тысяч?..» «С этой недели, — говорю, — цены выросли. 15 тысяч». Слава Богу, прекратились звонки.

Во-вторых, резко увеличилось количество контактов с рестораторами не наивными, а «правильными». Потому что если владелец заведения понимает, что любой труд должен быть оплачен, а особенно творческий и почти бескорыстный, то и с рестораном у него, как правило, все в порядке. Недавно, к примеру, позвали в ресторан «Б…» на Профсоюзной. Прихожу, сажусь, поджидаю пригласивших меня товарищей, изучаю меню… «Надо же, какое грамотное заведение, — думаю, осматриваясь. — И чего они меня позвали? Вроде у них и так все хорошо». Тут владельцы подруливают. А они вдобавок не просто слышали про меня — они на самом деле книги мои читали. И, открывая свой «Б…», не наделали тех самых ошибок, которые описаны, в частности, в «Как загубить ресторан».

Мы посидели, выпили, поболтали… Ушел я, отказавшись от всяких денег. «Общение с нормальными рестораторами и адекватными людьми — вот мой лучший гонорар», — заявил, крякнув лимончелло на ход ноги…

Ну  а третье преимущество выбранной «жесткой» тактики индивидуального консультирования — в том, что резко снизилось количество тупых и бессмысленных обжираловок. В результате я снова обрел свой первоначальный вес, постройнел и помолодел. В чем и предлагаю всем лично убедиться. Равно как и в том, что злой и непримиримый я только по отношению к идиотам, скупцам и халявщикам, а что касается людей адекватных и реальных, то тут ваш покорный слуга — зайчик и лапочка, готовый им весь мир на ладони подарить.

Опубликовано:
11/11/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3