Июль 2011

По-настоящему хороший ресторан держится на официанте

Профессия и вправду не мед — весь день на ногах, работа нервная, полная неожиданностей и сюрпризов, далеко не всегда приятных. Славы никакой — вся она достается шеф-повару; ну, может, похвалят интерьер заведения, а кто напишет доброе слово про официанта?..

Пересматривала я недавно старый французский фильм с Ивом Монтаном в главной роли — «Garqonl» называется: бывший чечеточник на склоне лет в силу непростых жизненных обстоятельств работает в одном парижском брассери старшим официантом. И хотя фильм совсем про другое, вся кухня нелегкой этой работы показана в нем очень хорошо.

Профессия и вправду не мед — весь день на ногах, работа нервная, полная неожиданностей и сюрпризов, далеко не всегда приятных. Очень быстрый темп, неудобный график — трудовая вахта до позднего вечера и в выходные. Капризные клиенты и требовательные работодатели. Славы никакой — вся она достается шеф-повару; ну, может, похвалят интерьер заведения, а кто напишет доброе слово про официанта?

А ведь именно они, работники зала, формируют образ заведения. Согласитесь, впечатление от даже самых изысканных и виртуозно приготовленных блюд может быть смазано холодным, равнодушным приемом или постным выражением лица, не говоря уже об ошибке в счете, долгом ожидании блюда или перепутанном заказе... По-настоящему хороший ресторан держится не только и даже не столько на поваре — на официанте.
Суть профессии — быть вежливым, доброжелательным, внимательным, расторопным, аккуратным. И за эти же качества некоторые (если не сказать многие) называют эту работу лакейской. «Что, тяжело, поди, целый день наклоняться перед клиентом и угождать?» — снисходительно спрашивает героя фильма один из гостей на дружеской вечеринке. «А вы сами где, простите, работаете?.. Делопроизводителем в офисе? Наверное, частенько вызывает вас начальник и говорит: а ну-ка, милейший, быстренько принесите мне вон то досье. Что, еще не готово? Ах, да у вас там ошибки! И вы ведь, небось, послушно бежите переделывать досье, а?» — срезает «сердобольного» наш бравый гарсон. Профессии он своей не стыдится ничуть — держится с достоинством, очаровывает своим шармом, и прекрасным француженкам разных возрастов и социальных уровней вовсе не претит его работа официанта. Право, Ив Монтан в этой роли просто великолепен!

По статистике, во Франции более 50 процентов предложений работы в сфере ресторации адресованы официантам. Знаете, какие качества профессии наиболее ценятся молодежью? Широкий выбор типов заведений на любой вкус — от крошечных кафе до grands restaurants, а также стилей работы. Одному по душе уютный семейный ресторанчик, другого манит блеск пафосного трехзвездочного заведения, посещаемого особами королевских кровей, третий — тот вообще стремится в наводненный веселыми нимфами в купальниках бар на побережье. Ведь официант может работать и одновременно путешествовать, и не только по Франции, но и по всему миру! Зарплата, изначально скромная, может увеличиться в разы за счет чаевых: 1500 налогонеоблагаемых евро за 10 дней — это не предел. Наконец, можно сделать и карьеру: вырасти до старшего официанта, метрдотеля, самому открыть ресторан. Или, на худой конец, стать знаменитым актером. Прецеденты, как известно, есть.
Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?