Март 2010

«Не надо конкурировать с гигантами рынка»

Лекция главы корпорации «Ростик Груп», одного из самых успешных российских рестораторов Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко – самый успешный на данный момент ресторатор России, возглавляет корпорацию «Ростик Груп», в которую входят две лидирующие компании на ресторанном рынке России и СНГ: ОАО "Росинтер ресторантс Холдинг", управляющая  сетью семейных  ресторанов под торговыми марками IL Патио, Планета Суши, T.G.I.Friday's, 1-2-3- кафе, Сибирская Корона и другие. На сегодняшний день Холдинг управляет 215 ресторанами, в 2006 году оборот компании составил 218 млн. долларов. "РОСТИК'С-KFC" - сеть предприятий быстрого обслуживания, на сегодняшний момент около 130 ПБО. Оборот сети в 2006 году составил 100 млн. долларов.


29 октября Ростислав Ордовский посетил Государственный университет управления и прочитал лекцию для слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии», попечителем которой он является с момента ее запуска в 2006 году. Речь на занятии шла о стратегическом маркетинге. Кроме того, Ростислав Ордовский презентовал всем присутствовавшим на лекции по подписанному экземпляру своей только что вышедшей книги «Мечта о России. Как ее осуществить?» Ниже мы приводим наиболее интересные фрагменты выступления господина Ордовского.

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о маркетинге: «Если следовать классическому определению, то маркетингом принято называть совокупность действий, позволяющих продвигать на рынке те или иные товары или услуги. Однако я предпочитаю придерживаться менее академичной, но, с моей точки зрения, гораздо более точной формулировки, гласящей, что маркетинг это наука о способах завоевания потребительского сознания. Соответственно, как и во всякой другой науке в маркетинге существуют постоянно действующие законы, о которых я и расскажу вам сегодня».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе лидерства»: «Лидерство на том или ином рынке вовсе не подразумевает того, что товар или услуга, предлагаемая лидером, является объективно лучшей по качеству. Лидерство подразумевает, что таковыми эти товары и услуги являются в сознании потребителей, что та или иная группа товаров или услуг в их головах ассоциируется с определенным брендом или брендами. В связи с бурным ростом современного рынка, возникновением огромного числа новых компаний – производителей и, соответственно, брендов, достичь такого эффекта становится все сложнее. Приведу простой пример: во времена моей молодости слово «компьютер» ассоциировалось у всех исключительно с брендом IBM, а понятие «автомобиль представительского класса» - с Mercedes Benz. Теперь прежние безоговорочные лидеры утратили свои позиции: на пятки IBM наступают Apple и Macintoсh, а Mercedes не может позволить себе роскоши действовать без оглядки на BMW и Lexus. В связи с этим, вновь выходящим на рынок производителям товаров и услуг, я советовал бы не вступать в конкуренцию с уже давно воцарившимися на нем гигантами, а стараться вычленить тот сегмент, который еще не охвачен ими, и добиваться успеха именно в этой нише. Все сказанное в полной мере относится к ресторанному бизнесу».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе сегментации рынка»: «Когда в 1984 году я впервые приехал в Россию (Ростислав Ордовский Таневский – Бланко родился и провел свою молодость в Венесуэле – RMA), меня поразили две вещи: что здесь негде проявить фотопленку и абсолютно негде поесть. То есть какие-то кафе и рестораны здесь, конечно, имелись и тогда, но они постоянно были «закрыты на обед» или «санитарный час», либо в них просто не было свободных мест. Увидев это, я понял, какие возможности таит здешний рынок общественного питания и, вернувшись в Венесуэлу, предложил проект «завоевания России» руководству популярной в этой стране сети ресторанов быстрого питания Tropic Burger. По моим расчетам, мы могли бы стартовать сразу в нескольких республиках Союза – в России, на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, в Армении. Однако люди из Tropic Burger посчитали этот проект неподъемным и посоветовали мне обратится в другую сеть – Burger King. С ними мы уже почти обо всем договорились, однако в 1989 году компанию купили англичане: им «поход в Россию» показался рискованным, в связи с чем, проект так и остался неосуществленным. Лишь спустя четыре года после этого я открыл в России первый «Ротсик’c». Я подчеркиваю: я нашел свой сегмент рынка, в котором мне не надо было конкурировать с McDonald’s. Да, они были и остаются абсолютными лидерами на «большом» рынке фаст-фуда. Но если говорить о «курином фаст-фуде», тот тут – первопроходцы и лидеры именно мы. Если говорить о других примерах удачного поиска и развития собственных рыночных ниш, можно припомнить историю появления и восхождения к вершинам популярности бренда Tinkoff, создателям которого удалось застолбить лидерство в до тех пор пустовавшем сегменте «элитного отечественного пива».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе сфокусированности»: «Хороший маркетолог должен понимать, что под одним и тем же брендом невозможно выпускать продукцию, ориентированную на разные группы потребителей. Такой подход почти наверняка будет обречен на неудачу. Недаром Андрей Деллос, открывая новый элитный ресторан, никогда не назовет его «Му-Му», хотя эти заведения весьма и весьма популярны среди потребителей со средним достатком. Неспроста компания Toyota, чья продукция всегда ассоциировалась с надежными автомобилями для среднего класса, решив конкурировать с Mercedes, создала бренд Lexus, а Nissan– Infinity. С другой стороны, большой ошибкой может стать стопроцентный ребрендинг популярной марки, купленной новым владельцем у ее создателей. Понимая это, компания Yum!Brands (управляет 34 тысячами ресторанами по всему миру, владеет брендами KFC, Pizza Hut, Taco Bellи другими – RMA), купив у нас бренд «Ростик’c» (сумма сделки, совершенной в 2005 году, оценивается в 15 миллионов долларов – RMA), не стала переименовывать действующие рестораны, а просто присовокупила к старому бренду название одного из своих, так что теперь заведения сети называются «Ростик’с KFC». Такой же политики придерживается и компания Uniliever, скупающая по всему миру популярные бренды мороженого: известные населению каждой конкретной страны марки продукта остаются неизменными, но на обертке рядом с ними появляется фирменное «сердечко» - логотип Uniliever».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе чутья и риска»: «Необходимо понимать, что маркетологи работают не с объективной реальностью, а с представлениями об этой реальности конкретных людей, что далеко не одно и то же. Соответственно, для того, чтобы формировать эти представления, им надо обладать хорошо развитым коммерческим чутьем и уметь определять, какой тренд в настоящее время может принести успех, а какой – нет. Сформулировать, как действует это чутье невозможно, оно либо есть, либо его нет. Могу сказать лишь одно: это чутье маркетологу не заменят никакие изучения общественного мнения, никакие hard facts, которым так доверяют члены советов директоров крупных компаний. Приведу пример из собственного опыта: несколько лет назад, вернувшись из Италии, я дал бренд-менеджерам Il Patio указание ввести в меню свежие мидии. Почему я так решил, я и сам не скажу, просто я почувствовал, что это может пойти. И мидии пошли. Другой пример: сеть точек быстрого питания «Крошка-картошка». Как вы думаете, откуда ее владельцы почерпнули идею фаст-фуда на основе картофеля, из опросов общественного мнения? Да нет, конечно. Они просто интуитивно поняли, что это – перспективное направление. Они рискнули. И победили, фактически создав свой сегмент рынка и став на нем безоговорочными лидерами. Кстати, о риске и праве на ошибку. Я считаю, что успеха способен добиваться только тот, кто ошибается. Поэтому, как ни странно это прозвучит, ошибки можно и даже нужно поощрять. Поощрять нельзя только их повторение».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе скромности»: «Те, кто пренебрегают этим законом, обретают свой бизнес на деградацию и умирание. Нельзя думать, что ты самый крутой и пренебрегать рынком. Нельзя презирать конкурентов. Нельзя ощущать себя «единственной Coca-Cola в пустыне». Надо каждый день думать о том, что необходимо сделать для развития своей компании, своего бизнеса, своего бренда. Стоя на месте, не двигаясь вперед, бизнес умирает. Яркий пример: компания Pan American Airlines. Она была лидером не только на американском, но и на мировом рынке авиаперевозок. А теперь ее нет не только среди лидеров, ее нет вообще. Другой пример, конечно, менее масштабный: судьба бренда Tinkoff, проданного его основателем новым владельцам. Они не предприняли действий для его дальнейшего продвижения и развития, не сделали необходимых для этого вложений. И бренд, еще недавно такой успешный, умер».

Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко о «законе неподражаемости»: «Очень многие компании, стремясь достичь успеха, ограничиваются тем, что слепо копируют действия лидеров своего рынка. Я не думаю, что это верный путь. На мой взгляд, следить за лидерами, изучать их опыт, несомненно, нужно. Но лишь для того, чтобы понять, чем вы можете от них отличиться. В свое время компания White Castle, всесторонне изучив опыт McDonalds, стала продавать в своих заведениях квадратные бургеры. И это, в сущности, пустяковое отличие, позволило ей войти в американскую тройку лидеров среди предприятий фаст-фуда. Впрочем, если кому-то нравится строить рестораны ala Новиков, Деллос или Ордовский, то в этом нет ничего плохого. Я даже думаю, что эти рестораны могут иметь некоторый локальный успех. Однако рассчитывать на то, что действуя такими методами, можно стать лидером рынка, по меньшей мере, наивно».

Ростислав Ордовский о своей книге «Мечта о России. Как ее осуществить?»: «Десять лет назад один мой хороший знакомый написал книгу «Мечта о Венесуэле». Прочитав ее, я прослезился и с того момента загорелся идеей написать свою «Мечту о России»… Это мечта о той России, которой я мог бы гордиться и о которой мог бы с гордостью говорить. О той России, в которой скорая помощь приезжает вовремя и где в больницах действительно безвозмездно помогают людям. О той России, в которой беременная женщина получает полную поддержку от государства, а общество ее всячески лелеет и помогает во всем. О той России, которая заботится о детях, понимая, что в них – ее будущее. О той России, где уважение к старости – не пустые слова. И, наконец, о той России, которую все достойно воспринимают и как партнера, и как конкурента, и всячески ей пытаются подражать.
Эта книга – мой скромный вклад, мое скромное видение того, что нужно сделать, чтобы добиться вышесказанного. Очень хочется надеяться, что этот труд поможет раскрыть наш потенциал, разбудить нашу совесть; поможет привести Россию к тем вершинам и тому успеху, которые она по праву заслужила и которые много лет тому назад были ей предсказаны. Я верю в Россию!» 

Материал предоставлен компанией RMA

Источник: Restoranoff.ru



Опубликовано:
02/03/2010

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?