Птица вещая
«Додо Пицца» о достижениях и планах на будущее

Мастер-класс по приготовлению неаполитанской пиццы «Пепперони»
Ломаем стереотипы
Маркетинг ресторана с доставкой пиццы
Эта российская компания с успехом конкурирует на рынке фудсервиса с международными гигантами и является сетью пиццерий №1 в России. О том, что удалось достичь за прошедший год, и о нюансах развития бизнеса по франшизе поговорили с Антоном Дерягиным, ведущим консультантом по франчайзингу «Додо Пицца».
Год назад открылся офис компании в Москве, и в планах была серьезная экспансия в столицу. Все ли получилось?
Сейчас в Москве открыты 34 пиццерии, еще 45 работают в Подмосковье. У нас большие планы на столичный рынок.
Развитие бизнеса в столице отличается от того же бизнеса в регионах? Конкуренция сильнее, а значит, нужны и несколько иные инструменты продвижения?
Конкуренция сильная, но это не уникальная ситуация: столь же сильная она и в некоторых других регионах. Благодаря присутствию более чем в 200 городах России мы уже накопили опыт продвижения на самых разных локальных рынках, в том числе конкурентных, он позволяет нам и нашим партнерам добиваться результата в любых обстоятельствах. И мы понимаем, что чем больше будет открываться наших пиццерий в Москве, тем эффективнее будет наш столичный маркетинг. Мы — единственная сеть пиццерий, которая присутствует по всей России: вы можете встретить «Додо Пиццу» и в Калининграде, и на Сахалине. Это позволяет нам проводить федеральные рекламные кампании на телевидении — первую мы провели весной этого года. Узнаваемость бренда на национальном уровне усиливает эффект от локального маркетинга, в том числе и в Москве.
Как, по-вашему, изменился за этот год рынок фудсервиса, и пиццерий в частности?
Опытные международные игроки после многих лет относительного спокойствия перешли в стадию агрессивного развития. Одновременно с этим на рынок выходят новые отечественные претенденты и довольно стремительно набирают обороты. Это, безусловно, позитивная динамика. Растущая конкуренция мотивирует улучшать продукт и сервис и повышать планку для всего сегмента в целом.
В столице развиваете бизнес по франшизе или же открываете собственные точки?
Из 34 московских пиццерий 6 принадлежат нашей корпоративной сети. Остальные — это франчайзинг. В Москве, как и в других крупных городах, мы сотрудничаем только с уже действующими франчайзи, которые на практике подтвердили, что способны успешно работать в рамках наших жестких требований и готовы к условиям высокой конкуренции столичного рынка.
Сейчас вы предлагаете три вида франшизы. Расскажите о нюансах каждого проекта.
Это три основных формата заведений, которые мы предлагаем для франчайзи. Формат «Доставка» размещается на меньшей площади в недорогой локации, и основной его канал продаж — это собственно доставка. Запуск в этом формате требует меньше всего инвестиций (порядка 5–6 миллионов рублей), и им легче управлять. Сейчас данный формат является для нас вспомогательным, и мы, как правило, предлагаем его рассматривать в тех случаях, когда уже открытая пиццерия с залом не в состоянии покрыть доставкой весь город.
Формат «Семейная пиццерия» рассчитан на доставку и обслуживание клиентов в зале. В нем предполагается наличие детской игровой зоны. Он ориентирован на семейный досуг. Пиццерии такого формата мы предлагаем для спальных районов крупных городов либо для центрального размещения в небольших городах. Объем инвестиций в этом формате, как правило, составляет 10–13 миллионов рублей.
«Городской формат» предназначен для центральных районов крупных городов. Площадь зала для гостей тут часто меньше, чем в семейной пиццерии, с расчетом на большую проходимость. Работает и доставка. Сумма для открытия такого формата сейчас примерно 13–14 миллионов рублей.
Также у нас есть субформат для фудкортов торговых центров — «Додо Пицца Экспресс». Он не работает на доставку и предлагается только для уже действующих франчайзи.
Что входит в пакет франчайзи?
Все, что необходимо для успешного ведения бизнеса: на этапе открытия — обязательное обучение в нашем учебном центре в течение 18 дней, дизайн-проект, сопровождение строительства. На этапе работы — собственная информационная система «Додо ИС» вместе с приложением и сайтом и единым телефонным номером, система менеджмента, система контроля качества, база знаний, федеральный и локальный маркетинг.
Как выбираете партнеров? Готовы сотрудничать с новичками фудсервиса или же выбираете тех, кто уже имел опыт работы в ресторанном бизнесе?
Многие наши партнеры, которые добились больших успехов и теперь управляют несколькими пиццериями «Додо Пицца», прежде не имели никакого опыта в ресторанном бизнесе.
У вас есть система контроля франчайзи — тайные покупатели и открытый рейтинг всех точек. Но все ли франчайзи готовы на это?
Наша сеть построена на принципах открытости и прозрачности. Мы работаем только с теми, кто разделяет эти ценности.
Вы разработали уникальную систему управления «Додо ИС». Все франчайзи получают доступ к ней? Почему решили разрабатывать свой софт, а не воспользоваться готовым?
Наша информационная система — это ядро франшизы «Додо Пицца». Поэтому невозможно управлять нашей пиццерией, не используя «Додо ИС».
Мы верим, что собственная система, разработанная специально для управления пиццериями и глубоко интегрированная в бизнес-процессы компании, дает колоссальные конкурентные преимущества.
Как при такой разветвленной сети франчайзи удается поддерживать стандарты качества по доставке?
Сегодня хорошая доставка начинается с удобного мобильного приложения и качественного сайта. Мы, конечно, стремимся предложить лучшие решения на рынке. В успехе доставки немалую роль играют и эффективность кухни, и слаженная работа команды пиццерии, и дисциплина. Наша информационная система позволяет постоянно анализировать и улучшать процессы на кухне в рамках всей сети. Федеральная система контроля качества через тайных покупателей и выездные проверки помогает поддерживать качество продукта. А ограниченная зона доставки и правило «60 минут или пицца бесплатно» позволяют выстроить работу так, чтобы доставлять пиццу клиентам горячей и неотразимой.
Что такое инвестиционная программа «Додо Пицца»?
Мы помогаем нашим партнерам найти инвесторов. Для этого франчайзи должны сначала открыть минимум одну пиццерию на свои деньги и показать достойные результаты: получить прибыль, соблюдая наши высокие стандарты качества. «Додо ИС» позволяет любому инвестору объективно оценить финансовые результаты работы каждого партнера и уровень менеджмента в пиццерии. А наши открытые рейтинги качества, составляемые по результатам еженедельных проверок тайных покупателей, — оценить качество продукта и сервиса.
В чем плюсы программы для франчайзи?
Не имея большого капитала, но показав результаты работы, партнеры могут привлекать финансирование для роста бизнеса.
Вы запускали первую пиццерию еще в условиях полного доступа к основным продуктам для приготовления пиццы — хорошей итальянской муке, сыру… Велика была доля российских производителей в списке поставщиков и как менялся пул поставщиков в последние годы?
До санкций мы использовали европейский сыр, так как российской моцареллы просто не было. Но в последние годы мы локализовали практически все ключевые ингредиенты, за исключением пицца-соуса. За время действия санкций наши производители сделали большой прорыв в качестве, воспользовавшись окном возможностей и инвестировав в производство. Сейчас у нас долгосрочные контракты с ведущими российскими производителями, и мы довольны качеством и ценой.
Договор франшизы обязывает партнеров работать с вашими поставщиками или же у них есть выбор?
Все ингредиенты поставляются централизованно, через нашу логистическую структуру, и никакой свободы выбора у франчайзи нет. Для нас принципиально важно единое качество во всех наших точках, а для этого необходимо использовать наш продукт. Такой подход позволяет управлять качеством, быстро внедрять новинки по всей сети, а также добиваться лучшей цены — вся закупочная сила консолидируется.

Интерес к франшизе «Додо Пицца» держится на высоком уровне. Мы близки к полному покрытию географии в России и Казахстане. Уже год назад практически закончились неподписанные города с численностью населения свыше 100 000 человек.
В этом году за первые 6 месяцев мы заключили 16 договоров с новыми франчайзи против 36 договоров за аналогичный период 2017 года. С учетом сложившейся ситуации (дефицита вакантных территорий) этот результат нас полностью устраивает.
Сейчас мы делаем фокус на выборочном подписании маленьких городов, в которых видим хорошую перспективу для «Додо Пиццы». Таких городов в России и Казахстане осталось немного, но они еще есть.
Доходы управляющей компании от франчайзинга за последний год выросли более чем вдвое: с 21 894 000 рублей за июнь 2017- го до 48 874 000 рублей за июнь 2018 года.
04/09/2018
По теме
Маркетинг ресторана с доставкой пиццы
Пицца-2018: тренды настоящего и будущего
Итальянский фастфуд в России: пинса вместо пиццы и еда навынос