SERVICEMAN |  Май 2011

Особенности сибирского ресторанного бизнеса

Что нужно делать для того, чтобы Гость, однажды посетивший ваш ресторан, возвращался к вам снова и снова? Каковы рыночные тенденции в ресторанном бизнесе? Об этом рассказал известный бизнес-тренер, руководитель направления "РЕСТОРАН" компании SERVICEMAN Александр Мусатов.

Александр Мусатов

Бизнес-тренер, руководитель направления "РЕСТОРАН" компании SERVICEMAN Александр Мусатов.

- С какими проблемами сталкиваются управляющие персоналом в ресторанном бизнесе? Каковы особенности управления персоналом в ресторанном бизнесе?

- Начну со второй части вопроса. Принципы управления схожи во всех бизнесах: правильный поиск, подбор, мотивация, наставничество, карьерные возможности, личный рост внедрений дисциплинарной политики, работа с персоналом в условиях текучести кадров. В тоже время есть своя специфика в сравнении, к примеру, с гостиничным бизнесом или ритейлом.

- А кого лучше подбирать на различные позиции в ресторане?

- На позиции рядовых сотрудников лучше студентов, не имеющих образования в ресторанном бизнесе. Это имеет свои плюсы и минусы, но плюсов больше. У менеджера есть возможность обтесать и сделать из сотрудника того, кого надо. Это подтверждает опыт Москвы.

Не каждый молодой человек или девушка могут работать на этой должности. Обязанности подразумевают работу с людьми. Гости разные бываю, ситуации случаются специфические. Важно провести правильный отбор. В противном случае могут быть негативные последствия. Если сотрудник не сможет качественно выполнять свои должностные обязанности, то это влияет на гостей, а далее на финансовые показатели учреждения.

- Высока ли текучесть кадров в ресторанном бизнесе? Ее причины и способы борьбы?

- В Москве ситуация нехватки кадров на рядовые позиции не катастрофическая, но близкая к ней. В Сибири, насколько я успел узнать, проблема также стоит остро.

Причины текучести лежат в той категории людей, которых набирают на эти позиции. Студенты очень мобильный контингент. Чтобы нивелировать проблему, рекомендую набирать на эти позиции людей которые не уйдут, минимум год. Этого времени достаточно для того чтобы сотрудник успел принести компании прибыть и неоднократно окупить затраты на обучение, подбор и низкую эффективность на начальном этапе.

- Насколько быстро в ресторанном бизнесе происходит карьерный рост? Где это происходит быстрее?

- Я не вел статистики, сколько людей работавших на рядовых позициях перешли на менеджерские но по опыту могу сказать что это достаточно обычное дело. Есть примеры, когда за четыре года человек вырастал от посудомойщицы до директора успешного ресторана. Или мой пример. Я начинал барменом, за короткое время дорос до бизнес-тренера. Причем, не ставя себе такой цели. Если бы поставил, добился этого бы наверняка гораздо быстрее.

Быстрее рост в ресторанах быстрого питания. Там выше ритм жизни и соответственно текучесть персонала.

- Существует ли возрастной ценз для низших позиций?

- Все зависит от работодателя. Он определяет того, кого он хочет видеть в своем ресторане: молодых людей до 25 лет или более солидную публику. В зависимости от этого и нанимается персонал. Четких возрастных критериев нет. Хотя, к примеру, в Америке люди работают барменами всю свою жизнь, не становятся менеджерами или бизнесменами.

- Как часто случаются переходы с позицию на позиции между разными ресторанами?

- Это очень частое явление. Регулярно возникают ситуации, когда человек отработавший на позиции официанта полгода, приобретал необходимый опыт и переходил в другой ресторан либо на более высокую зарплату, либо на более высокую позицию. Я думаю, что и в вашем городе выделится лидер, который станет для города тем же чем стала компания ?Росинтер? для Москвы ? кузницей кадров.

- Какие новые тенденции наблюдаются на рынке ресторанного бизнеса, в Москве?

- Очень много японских ресторанов. Развивается сегмент тематических национальных ресторанов. Растут сети.

В тоже время не стоит ожидать бурного развития каких-то определенных кухонь. В Москве неоднократно предпринимаются попытки открыть тематические концептуальные с выдержанной национальной кухней рестораны. Но ни один из них не приобрел такую бешенную популярность которую завоевали японские заведения. Ни одна концепция не добилась таких успехов. К примеру, появилось несколько качественных грузинских ресторанов с хорошей едой, но такого буйного развития, как японские они не получили. Был на протяжении года-двух бум кофеен. Их стало очень много, но сейчас они практически пустуют. Сложно делать точные прогнозы, какая именно кухня грузинская, арабская будут в следующем году наиболее востребованы. Одно можно сказать если какая-то концепция не выстрелила сразу, есть основания полагать что этого не случиться и позже. У них будет свою ниша, своя целевая аудитория, они могут благополучно существовать, но много их не будет.

- Как появляются новые рестораны? Что идет впереди ? спрос или предложение?

- Я думаю, что сначала предложение, за счет его востребованности формируется спрос плюс необходима, PR-раскрутка и политика продвижения продукта. Как развивались японские рестораны. Появился слух что японская кухня это круто, это модно, что Суши это что-то. Потом уже поняли что это еще и здоровая экологически чистая, полезная пища и к тому же экзотика. Но предварительный толчок для развития направления был нужен. Сейчас ажиотажа уже нет, хотя очереди в японских ресторанах есть до сих пор.

- Есть ли определенные правила относительно того, на сколько гостей должен быть рассчитан ресторан?

- У этого вопроса есть две стороны: техническая и маркетинговая. Техническая заключатся в том что открывая ресторан вы создаете его концепцию. Что это будет тематический ресторан, ресторан быстрого питания, кофейня. Подсчитываете среднее время обслуживания одного столика, какую ожидать выручку? Если это будет ресторан или кофейня куда будут приходить вдвоем, понятно что не нужно открывать ресторан на 200 мест. Вступает маркетинговая сторона: пить кофе в большом зале с любимым человеком. Даже если кругом такие же парочки не очень-то уютно. У ресторана быстрого питания задачи другие ? там должна быть высокая проходимость, средний счет небольшой, поэтому вместимость должна быть солидной.

- Есть рестораны модные, а есть те, в которые ходят покушать. От чего это зависит?

- От атмосферы. Приведу пример из свой практики. Я работал в ресторане на Пушкинской. Это демократичный ресторан, там было очень много гостей из "золотой" молодежи, тратившей родительcкие деньги. Они были очень лояльными посетителями, приносили солидный доход, потому что просто жили в нашем ресторане. Вдруг рядом с этим рестораном открывается еще один супермодный ресторан, куда ходит вся Москва. Мы думали, что потеряли наших ребят, но через некоторое время они начали возвращаться. Спросили, что случилось, и получили ответ: "Я туда пойду обязательно, там вся тусовка, но сначала зайду к вам. Здесь по-человечески, такая демократичная дружеская атмосфера".

Так что создавая тот или иной ресторан нужно решить чего вы хотите, в чем будут ваши конкурентные преимущества. Но если вы хотите быть модным то должны отдавать себе отчет, что мода проходит, она скоротечна. Если вы хотите установить долгосрочные отношения с гостями, нужно создавать атмосферу, хорошую кухню.

- Каков срок жизни ресторана?

- У меня нет точных статистических данных. По опыту скажу что есть рестораны живущие по 10 и 12 лет, а есть такие которые работают полгода максимум. Они закрываются на их место приходят новые владельцы, но и здесь срок жизни может ограничиться четырьмя месяцами.

- Место выбрано неправильно?

- Я не склонен наделять то или иное место неким мистическим духом. Я думаю дело в другом. У людей есть деньги, есть желание открыть ресторан, но при этом нет ни малейшего понятия как им надо управлять.

- И как же нужно управлять рестораном?

- Внести что-то новое в управление ресторанным бизнесом сложно. Так сложилось что все новинки, весь опыт приходят к нам из-за границы. Я лично не люблю западный менеджмент, не люблю американский менеджмент. И тот и другой очень алгоритмичный, узкий и я бы сказал зашоренный. Тем не менее он работает, в некоторых случаях, даже в наших условиях на 100%. Поэтому не нужно ничего придумывать. Нужно брать то что есть в западных учебниках и адаптировать под ваш конкретный бизнес.

- Как будет развиваться ресторанный бизнес дальше?

- В целом, вероятно будет продолжаться монополия крупнейших сетевых компаний. Сколько их будет сказать пока сложно ? рынок бурно растет. В тоже время частные небольшие заведения не исчезнут. Они занимают свою нишу, у них есть своя целевая аудитория. Возможно, их будет меньше чем на Западе, там все таки не было перерыва на 70 лет в развитии частного бизнеса. Количественно бизнес будет расти. Об этом можно судить потому, что сегодня очень часто в ресторанах можно встретить детей. Люди идут семьями с детьми, а это будущие гости, потенциальные клиенты. Прав тот менеджер, который организует в своем ресторане досуг для детей. Это правильная долгосрочная политика.

 - В Москве для работающих жителей становится обычной практикой дома только завтракать, а обедать и ужинать в ресторанах. Велика ли вероятность того, что и в городах типа нашего домашняя кухня уступит место общественному питанию?

- Не думаю, что это будет настолько актуально где-либо, кроме Москвы. В вашем городе темп жизни на порядок ниже, чем в столице. В Петербурге жизнь тоже размереннее, чем в Москве. Так что если такой образ жизни и будет принят, то не очень большим количеством людей.

- Появится ли когда-нибудь в России аналог престижного кулинарного справочника ?Мишелин Ред Гайд?? Нужно ли это отечественным рестораторам и любителям ходить в рестораны?

- Я думаю, если это и произойдет, то нескоро, не в ближайшее время. У нас такая страна, что все взаимоотношения строятся на личных связях, знакомствах. Самая эффективная реклама в России, касаемо ресторанного бизнеса "из уст в уста". Если авторитетное лицо посоветует мне сходить в какой-либо ресторан, то, да, я пойду. Если же среди моих знакомых никто не одобрил заведение, то вероятность что я решусь на обед или ужин в нем очень мала.

У владельцев ресторанов и тех, кто только собирается заняться ресторанным бизнесом появится возможность познакомиться лично с Александром Мусатовым на практическом семинаре "Менеджмент ресторана", который он проведет в Иркутске 13 - 14 октября.

Источник: http://itg.irkutsk.ru

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3