японская кухня |  Март 2015

Мунечика Бан: шеф по призванию

Мунечика Бан родился в Японии в очень обеспеченной семье, обеды и ужины для которой готовил домашний персонал. Однако с детства мечтал стать профессиональным кулинаром и, вопреки уговорам близких, поступил в кулинарное училище...

Мунечика Бан: шеф по призванию
Сменив несколько престижных ресторанов и отелей в Японии, Мунечика Бан понял, что хочет совершенствовать свои кулинарные навыки в другой стране. Его, уже известного японского повара, приглашали в Австралию, США, Канаду, Францию и Грецию. Но Бан-сан выбрал Россию и в 2007 году переехал в Москву, чтобы возглавить кухню ресторана «Мисато», где проработал до открытия ресторана GINKGO, шефом которого является сегодня.

— Что такое японская кухня сегодня и можно ли по отношению к ней употреблять слово «современная»?

— Японское кулинарное искусство достаточно древнее. По сравнению с динамикой других национальных кухонь наша веками не меняет вкусовых сочетаний. В ее основе лежат небольшое количество ингредиентов, отменное качество продукта, максимально простой способ обработки и приготовления. Я думаю, Нобу Матсухиса, всемирно известный шеф-повар и владелец ресторана Nobu, стал первым, кто осмелился смешать традиции с новыми веяниями и привнести в японские блюда южноамериканский колорит. С появлением Nobu style на нашу кухню обратили внимание во всем мире. Вместе с тем трудно поверить, что Нобу мало знают непосредственно в Японии.

Себя я тоже могу назвать адептом нового стиля, но это не эксперимент ради эксперимента, а скорее наблюдения за тем, что нужно гостям. Например, я заметил, что в Москве соевый соус очень активно используют вместе с суши, иногда даже «забивая» вкус рыбы. Поэтому изобрел собственную вариацию, которую подаю к роллам: это микс мисо и нежной сметаны, сочетание которых не портит блюдо. Для роллов «Калифорния» и «Филадельфия» использую креветочный соус.

— Вы проработали в ресторане «Мисато» шесть лет. Как изменились вкусы москвичей за это время?

— Когда я только начал работать в российской столице, то сразу понял: москвичи очень любят суши, но именно их американскую разновидность — с сыром «Филадельфия» и другими нетрадиционными наполнителями. На тот момент, несмотря на повсеместную распространенность, японская кухня была изучена гостями довольно поверхностно. Сейчас ситуация изменилась практически кардинально. Гости, приходя в наш ресторан, спрашивают рекомендации шефа, а не выбирают блюда из меню. Раньше они опирались на свой вкус — теперь доверяют шеф-повару.

— Каких ингредиентов вам не хватает в Москве?

— В первую очередь свежей рыбы, а еще настоящего корня васаби. У вас практически везде используется порошок этого «хрена», и гости полагают, что это очень жгучая японская приправа. На самом деле васаби обладает легким ароматом и постепенно раскрывающимся вкусом: сначала он горький, затем сладкий и, наконец, острый.


— Как правильно называть блюда японской кухни?

— Суши — это кусочек рыбы на рисе, роллы называются маки, если водоросли нори находятся снаружи, а когда сверху оказывается рис, то это урамаки. Гунканы — роллы, которые делаются вручную без специального коврика, а начинка кладется сверху риса.

— С какими напитками лучше сочетать блюда японской кухни?

— С сашими и суши лучше всего звучит саке, а наиболее универсальный напиток — водка. Благодаря нейтральному вкусу она хорошо сочетается и с острым, и с кислым, и с копченым. Я заметил, в России популярно сопровождать японскую кухню чаем и сливовым вином. У нас чай употребляется после еды, а сливовое вино — на аперитив.


— Вы едва ли не единственный в России шеф, имеющий лицензию на приготовление рыбы фугу. Она действительно очень вкусна или ее приготовление — просто зрелищный аттракцион?

— В Москве только два шефа имеют подобную лицензию, один из них — я, а второй — повар японского посольства. Фугу на самом деле невероятно вкусная и опасная рыба: всего несколько граммов ее яда приводят к летальному исходу. Поэтому готовится она очень тщательно, важно правильно разделать тушку, а затем как следует промыть. Практика показывает, что, несмотря на опасность блюда, желающих отведать его меньше не становится. Кстати, сейчас сезон этой рыбы, рекомендую попробовать!

— Нож для повара — профессиональное «оружие». У вас есть целая коллекция…

— Всего у меня 50 штук, есть довольно дорогостоящие экземпляры, но при покупке я смотрю на качество, а не на стоимость. Самый ценный подарила мне бабушка — этот нож переделали из самурайской катаны моего деда.

— Среди японцев много долгожителей — это результат особой диеты?

— Моя бабушка дожила до 108 лет, а 100 лет — нормальный возраст для нашей нации. Думаю, дело в совокупности факторов: японцы не нервничают и не раздражаются, а сохраняют самурайское спокойствие и самоконтроль. Также мы едим много свежей рыбы и водорослей, они являются источником питательных элементов и железа. И, наконец, в японской кухне мало используются масло и соль.

— Что такое суши по-московски? Можно ли говорить, что у нас сложился свой стиль?

— Пока москвичи только еще формируют свой вкус к японской кухне, поэтому популярны сложные сочетания ингредиентов и сливочный сыр. В некоторых ресторанах позволяют себе менять рецепт и добавлять более дешевые продукты, к примеру, крабовые палочки вместо крабов. Это недопустимо.

Недавно мне пришла идея сделать роллы, посвященные российским городам, по аналогии с «Аляской», «Филадельфией» и «Калифорнией». Так что на подходе вариации «Москва», «Владивосток» и «Санкт-Петербург».



Опубликовано:
18/03/2015

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3