Пивной ресторан: между западом и востоком
Пивной ресторан — аристократический потомок немецких бирштюбов, английских рабочих пабов, испанских сервисэрий и иже с ними. Традиции его оформления уходят в глубь веков и национальных культур...
Бизнес-ланчи спасают «пивной» сегмент общепита
Дистрибьюторы пива создадут сеть эконом-пабов
Стереотип пивных заведений сложился на юге Германии, на севере Франции и в Чехии уже к XVI веку. Основная их клиентура — зажиточные горожане и постепенно богатеющее крестьянское население — требовала все более комфортабельных условий. Однако Карл V опубликовал указ, запретивший размещать пивные в густонаселенных районах и на городских площадях по всей территории Священной Римской Империи, а также выше, чем в цокольных этажах и подвальных помещениях. Отсюда два конструктивных принципа, дожившие до наших дней: предпочтение отдается либо подвалу, либо, что более характерно, первому этажу с подвалом.
В европейских пивных заведениях особое внимание уделяется прифасадному пространству, внутренним дворикам или даже целым скверам, как, например, в гамбургском Eulenkrug. Перестроившись в солидные рестораны, многие пивные так и оставались «на отшибе», дожидаясь уплотнения со своими садиками, беседками и клумбами.
Хорошим тоном считается если не воссоздать былое великолепие, то хотя бы намекнуть на него: пущенный по стенам плющ, уличные глиняные кашпо и кованые фонари — простейший, но эффективный «ассортимент» дизайнера.
Чешская и более поздняя русская традиции тоже имеют свои особенности. Расписные стены, часто даже масштабные панно, развертывающиеся по всему периметру зала, — давние отличительные черты хорошего пивного ресторана «средней руки». Пространство делится на несколько сходных по площади проходных залов. При этом узких арочных проходов и створчатых дверей стараются избегать даже в самых современных заведениях (как тут не вспомнить русский канон: «Обнявшись, в трапезную должна входить дружина из четырех-пяти бояр»). Потолки делаются с обнажением балочных перекрытий, деревянных стропил и ферм. Придать помещению архаичный колорит можно, положив на поперечные балки массивные неструганые доски из дуба, каштана или березы. Чем меньше их поверхность напоминает фабричный шпон, тем лучше. В некоторых ресторанах потолки искусственно занижают для воссоздания подвального антуража.
Светлый верх, темный низ
Как нельзя более уместно формирование пространства с помощью вертикальных уровней: этажность (если возможно), лестницы, площадки и просто декоративные балюстрады (это нетрудно реализовать и в весьма стесненных условиях) — очень важные «наследственные» черты, сохраняющиеся во многих, даже сверхсовременных, пивных ресторанах.
Стены примерно на высоту в 1/3, а в претенциозных заведениях чуть ли не до потолка обшивают деревом. Согласно колористическому канону тон помещения движется от светлого (потолок) к темному (пол). Интересного эффекта можно добиться, перевернув соотношение цветов «с ног на голову», особенно в небольших залах, где субъективное ощущение пространства формируется именно за счет пола и потолка.
Половой вопрос

Интересно смотрится лаковая керамика, начищенная медь — материалы, контрастирующие по фактуре и светоотражающим качествам с основными — деревом и камнем. Вытяжные трубы и барная фурнитура из начищенной или золоченой стали наравне с массивным металлическим оборудованием производят не менее «средневековое» впечатление, чем закопченный деревянный потолок в глубоких кессонах или трехметровый камин.
По преимуществу интерьер пивного ресторана можно охарактеризовать как декорированный крупными, бросающимися в глаза деталями. Однако остается традиция русских кабаков и пивных с их склонностью к изощренной резьбе по дереву. Сегодня деревянные «затеи» могут мирно сосуществовать с аскетичной каменной колоннадой a la германский замок, а расшитые полотенца на подоконниках — с панорамными окнами или окнами-фонарями.
Не по правиламНайти общие черты, архитектурные «рифмы» между славянской и североевропейской архитектурой не составляет большого труда. Выгодно подчеркнут вертикальный характер организации интерьера типично славянские притолочные полки по периметру помещения, которые можно декорировать и орнаментом, и с помощью предметов быта. Формы сундуков, кладезей и палатей намного интереснее и полнее зазвучат в пивном ресторане, чем в рамках очередной стилизации под Древнюю Русь.
Задумываясь над окнами, скорее всего, стоит остановиться на одной из двух крайностей: вставлять рамы либо с частой расстекловкой, либо без нее вообще. Первый тип будет отсылать гостей к средневековому северу Европы, второй — к современному скандинавскому и немецкому дизайну. Если ресторатору посчастливилось устраивать ресторан в собственном помещении, колоритной чертой могут стать квадратные мансардные окна в широких окладах или же просто с массивными рамами. Впрочем, пивной ресторан вполне может существовать и без естественного освещения, что, безусловно, является его выгодной чертой и позволяет реализовывать оформительскую концепцию в самых «экстремальных» местах, в том числе в небольших подвальных помещениях. Стенные ниши — изобретение, напрямую связанное с пивными погребами, и если в других условиях они служат лишь средством декорирования помещения и «облегчения» стен, то в пивном ресторане в самый раз сделать их поглубже и разместить там столы и стулья (или лавки) для гостей.
Война и мир
Переходя к предметному декору, нужно сказать, что здесь открывается целое пространство для творчества: убранство пивных заведений некогда сплошь состояло из военной атрибутики — трофеев, знамен, оружия, щитов, доспехов. Вполне концептуально будут смотреться некоторые музыкальные инструменты типа лютни или цимбалы; в славянском варианте подойдут гусли. Задача дизайнера — выгодно обыграть различные архаичные элементы и включить их в контекст современного интерьера.
Стиль ресторанов, занимающих пивную нишу, никоим образом не исчерпывается набором вышеперечисленных признаков. Есть попытки полностью уйти от средневековой эстетики, сохранив лишь сам ее дух. Используя современные материалы — стекло, пластик и металл, произвольно организуя пространство в залы различных форм и площадей, дизайнеры таких ресторанов делают упор на предметность обстановки, широко разрабатывают экстерьеры и входные группы, ненавязчиво «цитируя» устоявшиеся формы стрельчатых арок, потолочных конструкций, стенных углублений и другие сложившиеся за столетия черты «пивной» обстановки.
Источник: Ресторанные ведомости, май 2007
Автор: Ольга РОЗЕТ.
//