Июнь 2011

Вертинский

Кто бы мог подумать, что через много лет собирательный образ «первого рыцаря шанхайской богемы» возродится для российских потомков в прекрасном ресторане с китайской кухней.

Вертинский

«Приют» великого Пьеро

Имя Александра Вертинского, великого певца, артиста, поэта и композитора, имевшего огромную популярность в дореволюционной России, навсегда вписано в историю эстрады и принадлежит отечественной музыкальной культуре. Созданный им при помощи костюма и грима Пьеро особый и артистический образ был очень созвучен эпохе русского декаданса. Советскую номенклатуру раздражало то, что его песни не были окрашены оттенком революционного пафоса. В силу этого певец был вынужден провести 25 лет на чужбине. Но даже в эмиграции успех его гастролей был ошеломляющим, а концерты проходили с аншлагами в кабаре и ресторанах во многих странах мира. Последними местами его эмиграции стали Шанхай и Харбин. И кто бы мог подумать, что через много лет собирательный образ «первого рыцаря шанхайской богемы» возродится для российских потомков в прекрасном ресторане с китайской кухней. Именно в память о годах, проведенных певцом в далеком и загадочном Китае, и был создан ресторан "Вертинский" - новый уникальный проект Степана Михалкова и Федора Бондарчука.

 

Похоже, что в процессе создания этого уникального объекта с его неповторимым интерьером авторы не искали легких путей, что отчасти позволило добиться впечатляющих результатов. Поскольку на территории, отведенной под строительство, располагались пекарня дореволюционного времени и заброшенный подвал, заведение изначально пришлось создавать буквально "с нуля". Помимо этого, поскольку в старых планах БТИ не были указаны технические особенности данной площадки и не были отмечены места стоков, серьезные сложности возникли и с гидроизоляцией. К тому же по злой иронии судьбы именно через это место проходила городская теплосеть, поэтому для освоения территории пришлось сделать проект по переносу коммуникаций. Несмотря на все эти трудности, потребовалось всего лишь девять месяцев, для того чтобы создать истинный образчик эксклюзивного ресторана, в котором имя, помноженное на традиции, в конечном итоге привело к превосходному результату.

"Вертинский" располагается на одной из самых респектабельных и "дорогих" столичных улиц, Остоженке, а потому и интерьер был выбран соответствующий - оригинальный, эксклюзивный, созданный с использованием антикварных предметов меблировки и натуральных отделочных материалов.

По замыслу идейного вдохновителя проекта Степана Михалкова, на суд избалованной столичной публики был предложен принципиально новый концепт - ресторан китайской кухни «Вертинский», атмосфера которого была призвана погрузить гостей в период Китая 1930 - 1940-х годов. Причем изначально было принято решение отказаться от точного воспроизведения национального колорита с характерными изображениями китайских пагод, красочных вееров с иероглифами, а также традиционных красных драконов, чем грешат интерьеры почти всех заведений китайской кухни в столице. С учетом того, что многие европейские нации привносили в культуру Поднебесной свое искусство и колорит, весь этот антураж авторы и попытались воплотить в интерьере ресторана, взяв за основу неоколониальный стиль, в котором европейская классика гармонично соседствует с восточными мотивами. Именно поэтому "Вертинский" напоминает утонченный и несколько европеизированный ресторан Шанхая середины прошлого века.

Это отразилось и на экзотической кухне для "Вертинского", которую с полным правом можно назвать "новой китайской" - древнюю кулинарную традицию здесь адаптировали к современным европейским вкусам. Для этого из Дубаи пригласили шеф-повара, который предварительно изучал меню в одном из лучших китайских ресторанов Лондона. В меню «Вертинского» представлен внушительный ассортимент блюд из птицы, мяса, морепродуктов, овощей и тофу, а также закуски, супы и десерты. В винной карте присутствуют лучшие сорта сливового вина и даже китайское пиво «Харбин».

Если тщательно присмотреться к предметам, составившим интерьер, несложно понять, что все они приближены к понятию «высокого» уровня дизайна. Это касается повсеместного использования антикварной меблировки и уникальных материалов и тканей, специально заказанных в Европе и способных правдоподобно воссоздать картину колониальной жизни эпохи и передать ностальгию по давно забытому прошлому. Несмотря на то, что оформление двух залов заведения выполнено в различных стилях, композиционно они объединены общими декоративными деталями. В частности, особый акцент сделан на оформление стен, смотрящихся на редкость оригинально благодаря использованию довольно эксклюзивного материала - lincrusta, отличающегося экологичностью и долговечностью. При его изготовлении паста из специального состава (древесная мука, льняное масло, воск, мел и канифоль) наносится на бумажную основу, после чего поверхности придается рельеф, имитирующий фактуру дерева или лепнины. Особенностью lincrusta является то, что со временем при взаимодействии с кислородом материал становится все тверже и прочнее, а в процессе эксплуатации его требуется лишь перекрашивать по мере надобности. Достаточно отметить, что lincrusta использовалась при отделке многих уникальных зданий, включая Букингемский дворец и Карнеги-холл.

Постепенное погружение в особый мир и атмосферу с очарованием прошлого века происходит сразу при входе в ресторан, где располагается небольшой магазинчик дизайнерских аксессуаров и антикварной мебели, стилизованный под квартиру 1930-х. Большое роскошное зеркало в золоченой раме и антикварная стойка, расположенные в фойе, а также красивые тяжелые портьерные ткани, предваряющие вход в гардероб, - все это из разряда тех характерных дизайнерских изысков, с помощью которых удалось наиболее достоверно передать атмосферу респектабельного заведения того времени. 

Вдохновленный восточной эстетикой дизайнер предусмотрел колоритные детали во всех помещениях, включая места общего пользования. На стенах коридорчика, ведущего к ним, наклеены состаренные с добавлением металла обои, а при входе расположилось внушительное антикварное зеркало с массивным позолоченным обрамлением. Напротив кабинок висят фотографии Вертинского, мягко подсвечиваемые светом лампы. А сверху все неровности потолка (печальное наследие подвального помещения) удачно замаскированы с помощью полукруглой крыши из натурального бамбука - непременного символа благородства и стойкости духа. Акцент сделан даже на такие незначительные детали, как краны для раковин, необычная форма которых полностью соответствует своим старинным прототипам.

Путь в основной зал, рассчитанный на 60 посадочных мест и преимущественно оформленный в классическом стиле, лежит вдоль лестницы, освещенной огнями стоящих на ее ступенях красных фонариков. О декадентском Серебряном веке напоминает стальная люстра с 16 светильниками оригинального дизайна, обрамленная свисающей декоративной тканью – балдахином, являющаяся композиционным центром интерьера. Необычная световая конструкция с металлическими стержнями витиеватых форм, обтянутыми тканью, изготовлена по специальному заказу на оборонном заводе и помещена в центре стеклянного купола, являющегося днем источником естественного света. Для этих же целей в зале предусмотрено четыре окна из матового стекла, плотно закрытых деревянными жалюзи.

Необычную картину интерьера, передающую колорит времени, дополняют расположенные по всей площади помещения дорогие предметы меблировки, включая обтянутые черной кожей буковые стулья с изогнутыми ножками. Помимо них по периметру зала установлены прямоугольные столы, а на оставшемся пространстве - их аналоги с круглыми столешницами, расставленные для удобства размещения и обслуживания посетителей с учетом законов эргономики. Национальный колорит Поднебесной подчеркивают лежащие на столах напероны, выполненные в характерных для восточного стиля терракотово-красных тонах, а также задрапированные в темно-коричневый шелк стены с висящими на них видами Шанхая и Харбина начала прошлого века, специально подготовленными фотографом Владимиром Клавихо. 

Основной декоративный и функциональный элемент интерьера - барная стойка - выполнена из массива дуба и гармонично встроена в стенное пространство. Буфетная часть барной конструкции, отделанная резьбой и сделанная на манер старинной китайской аптеки с множеством маленьких ящичков и дверок, за счет эффекта состаривания дерева приобрела несколько потертый вид с патиной дорогих старинных вещей. Поблизости от стойки расположены антикварные столики, использующиеся не только в качестве декоративных аксессуаров, оживляющий интерьер, но и в роли предметов обихода, предназначенных для хранения посуды, столовых приборов и наперонов.

Принципиально в другом стилистическом ключе - с восточными мотивами - выполнен интерьер малого зала на 36 посадочных мест, напоминающий чилл-аут для расслабленного времяпрепровождения во время корпоративных вечеринок или семейных торжеств. Здесь можно полностью отдаться приятному отдыху в кругу близких друзей, на время оставив всю мирскую суету. Для создания комфортной атмосферы, располагающей к обильной трапезе и неспешной беседе, предусмотрен целый ряд дизайнерских находок. В первую очередь это касается низких буковых столиков эргономичных форм и небольших диванов, обитых специально состаренным велюром, невольно отсылающих к дизайну 1930-х годов. Колоритную картину дополняют беззвучные потолочные вентиляторы, неспешно вращающие своими большими лопастями, будто замешивая одурманивающий кислородный коктейль с добавленными в него ароматами восточных благовоний. Кажется, что сладкими запахами пропитано все окружающее пространство, включая стены, покрытые темно-красным шелком, с висящими на них рекламными плакатами, специально привезенными из Китая.

Поскольку в зале изначально не было предусмотрено оконных проемов для естественного освещения, то для создания ощущения комфорта и спокойствия с обволакивающей аурой таинственности используются настенные сдвоенные светильники, расположенные в промежутках между плакатами. Свою лепту в магическую картину бесконечной игры света и тени вносят и свечи, которые здесь можно встретить буквально повсюду, включая стоящие на каждом столике декоративные вазы с водой, гармонично соседствующие с обязательным восточным элементом сервировки - деревянными дощечками и палочками.

Для разграничения кухонной зоны от зального пространства в малом зале предусмотрена легкая стенная конструкция, покрытая сусальным золотом и состаренная художниками «Мосфильма». Рядом с ней находится декоративный столик с витиеватой резьбой, на котором воплощена некая световая композиция, созданная при помощи цветов и нескольких изящных свечек, отбрасывающих приглушенный теплый свет на окружающие элементы декора. В частности, на старинную изящную ширму с размещенными на ней оригиналами нот Вертинского. Дополняют интерьер высокие изящные керамические вазы с композициями живых цветов, профессионально составленными флористом. Подобные вроде бы не столь значимые при первом приближении декоративные детали на деле прекрасно успокаивают глаз и помогают расслабиться.

Пространство между залами разделено условной стенкой с двумя боковыми проходами и располагающимся в центре VIP-столиком для отдыха в тесной компании на 4 - 6 человек. При желании застолье можно отгородить с обеих сторон портьерами из плюша, создав иллюзию отдельного кабинета. При необходимости на этом месте не составит труда организовать небольшую сценическую площадку для живой камерной музыки. Для этого здесь предусмотрены все необходимые условия, включая смонтированные на потолке регулируемые лампы для локальной подсветки. Разделяющая залы стена украшена традиционными образчиками восточного искусства - старинными манускриптами середины XIX века, способными погрузить сознание в яркое и неожиданное мировосприятие загадочного Востока.

Для более эффектного погружения в восточную тематику во всех помещениях ресторана до 19 часов в качестве ненавязчивого фона звучит томная медитативная музыка, а затем можно услышать lounge-mix, составленный в том числе из таких популярных и грустных песен последней звезды на небосклоне Серебряного века России, как «Лиловый негр», «Минуточка» и «Маленький креольчик».

Несомненно "Вертинский" с его утонченной палитрой, продуманными перспективами и великолепной отделкой смело можно назвать художественным произведением, полным пластических аллюзий. Это исключительно красивое декадентское место, устроенное согласно всем правилам дорогого эксклюзивного заведения, в котором правят бал превосходная кухня и аристократическая атмосфера, получилось вполне гармоничным и концептуально завершенным. Поэтому можно не сомневаться, что "Вертинский" займет достойное место среди лучших столичных ресторанов и станет любимым местом для проведения досуга представителей русского бомонда.

Роман Хохлов

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />