Июнь 2011

Джем

В Московском дворце молодежи открылся "ДЖЕМ-клуб". За полтора года запущенный подвал с техническими помещениями МДМ превратился в модный и стильный двухуровневый клуб

Джем


Клуб имени девушки, свалившейся с Луны

В Московском дворце молодежи открылся «ДЖЕМ-клуб». За полтора года запущенный подвал с техническими помещениями МДМ превратился в модный и стильный двухуровневый клуб с танцполом на 300 человек, рестораном на 50 посадочных мест и кафе на 20 персон. Для этого потребовалось провести обширный комплекс строительных работ, начиная с переноса коммуникаций и заканчивая планировкой помещений. Превращение разбитого подземелья в одно из излюбленных и модных мест для многих обитателей мегаполиса - во многом заслуга известного столичного художника Ивана Новоженова, который занимался его оформлением и дизайном.

 

- Сама идея интерьера родилась у меня из символа. Когда ко мне пришел известный фотограф Игорь Верещагин и просто ради интереса показал логотип будущего клуба, я решил предложить свой вариант с причудливо переплетенными английской буквой «j» и русской «ж». Как показало время, предложенный мною логотип оказался универсальным, поскольку у каждого потенциального посетителя вызывает свои ассоциативные вариации. Кому-то представляется джейм-сейшн, а кто-то считает, что в заведении делают ставку на сладкие блюда. Безусловно, в логотипе прочитываются буквы и DJ, указывающие на музыкальный формат клуба, что полностью подтверждается на практике. В заведении постоянно звучит самая разнообразная музыка, начиная от салонного джаза и заканчивая дискотечными ритмами в стилях евро-поп, диско, диско-хаус, R&B. Здесь проводятся концерты приглашенных музыкантов, а рядом со сценой даже предусмотрена DJ-стойка. Что касается «вкусового» варианта прочтения названия клуба, то оно, бесспорно, вызывает столь же приятные ассоциации, что и названия таких известных столичных ресторанов, как «Vаниль», «Грiльяжъ», «Шоколад». Кроме того, сам знак, работа над изображением которого заняла у меня две недели, очень напоминает восточный иероглиф, что наводит на мысль о стиле фьюжн, то есть о своеобразном смешении вкусов. Увидев мой графический вариант трактовки названия, владельцы клуба приехали ко мне в студию, где после ознакомления с другими моими проектами предложили придумать и воплотить в реальность всю интерьерную концепцию своего заведения. К этому моменту я уже накопил большой творческий потенциал и жизненный опыт и хотел высказаться в новом проекте по полной программе, подспудно отражая в каждом элементе дизайна идею о двухполюсности мира. Я задумал создать особый мир страны Джем со своим языком и стилем жизни. В процессе работы в моем сознании родился образ лунной девочки Джем, которая, попав на Землю, стала, пританцовывая, прогуливаться по крышам домов в ночное время вместе со своим другом котом Хасаном и заглядывать в окна горожан. На эту тему даже было написано несколько сценариев для съемок анимационных фильмов. По одному из них, компьютерный образ девочки должен был перепрыгивать через ущелья улиц и наблюдать в звездном небе битву ночных бабочек с аэробусом. Кстати, многим из этих сюрреалистических деталей нашлось место и в клубном интерьере, - говорит Иван Новоженов. от салонного джаза и заканчивая дискотечными ритмами в стилях евро-поп, диско, диско-хаус, R&B. Здесь проводятся концерты приглашенных музыкантов, а рядом со сценой даже предусмотрена DJ-стойка. Что касается «вкусового» варианта прочтения названия клуба, то оно, бесспорно, вызывает столь же приятные ассоциации, что и названия таких известных столичных ресторанов, как «Vаниль», «Грiльяжъ», «Шоколад». Кроме того, сам знак, работа над изображением которого заняла у меня две недели, очень напоминает восточный иероглиф, что наводит на мысль о стиле фьюжн, то есть о своеобразном смешении вкусов. Увидев мой графический вариант трактовки названия, владельцы клуба приехали ко мне в студию, где после ознакомления с другими моими проектами предложили придумать и воплотить в реальность всю интерьерную концепцию своего заведения. К этому моменту я уже накопил большой творческий потенциал и жизненный опыт и хотел высказаться в новом проекте по полной программе, подспудно отражая в каждом элементе дизайна идею о двухполюсности мира. Я задумал создать особый мир страны Джем со своим языком и стилем жизни. В процессе работы в моем сознании родился образ лунной девочки Джем, которая, попав на Землю, стала, пританцовывая, прогуливаться по крышам домов в ночное время вместе со своим другом котом Хасаном и заглядывать в окна горожан. На эту тему даже было написано несколько сценариев для съемок анимационных фильмов. По одному из них, компьютерный образ девочки должен был перепрыгивать через ущелья улиц и наблюдать в звездном небе битву ночных бабочек с аэробусом. Кстати, многим из этих сюрреалистических деталей нашлось место и в клубном интерьере, - говорит Иван Новоженов.

Несмотря на, казалось бы, весьма причудливую атмосферу, царящую в придуманном художником мире, непривычная обстановка помогает гостям гармонично вжиться в окружающее пространство, принимая предлагаемые правила игры и ощущая себя неотъемлемой частью какого-то фантастического действа.

Оказавшись в «Джем-клубе», невольно отказываешься верить, что находишься под землей, - настолько здесь просторно и уютно. Изначально двухъярусное клубное пространство было разделено на несколько функциональных зон, в каждой из которых, оформленных в придуманном художником стиле «джем» по всем законам жанра, создан свой особый мир. Но поскольку во всем интерьерном пространстве незримо прослеживаются композиционно объединяющие характерные детали, не возникает ощущения никакой стилистической разобщенности. 

По словам Ивана Новоженова, он придерживался правила, в соответствии с которым если от каких-либо конструктивных деталей нельзя избавиться, то их участие в общем интерьерном ансамбле следует максимально грамотно обыграть. Поэтому из-за необходимости подстраиваться под несущие элементы конструкции возникла идея создания на верхнем ярусе разноуровневого потолка. Кроме того, было решено придать несущей колонне, пронзающей все клубное пространство, эллипсовидную форму и выкрасить ее в золотистый цвет, сделав таким образом акцентный центр интерьерной композиции. Кстати, в подтверждение идеи о противостоянии мужского и женского начал на этой колонне изображены две тянущиеся друг к другу ладошки - мужская черная художника и белая женская его модели. Необходимая с технологической точки зрения круглая колонна, поддерживающая верхний ярус, для скрашивания банальности своего образа снизу подсвечивается лампочками. Благодаря такому элементарному ходу создается иллюзия парящей в воздухе конструкции.   

По словам художника, для того чтобы преднамеренно разрушить идею об излишней рафинированности и утонченности интерьера, по всему клубному пространству на стенах были вывешены изделия из грубо сваренного металла - брутальные дизайнерские находки, наполняющие интерьер особым содержанием.

Изначально гости, спускающиеся по лестнице, попадают в небольшой холл, из которого открывается вид на верхний ярус. Здесь в углублении предусмотрена статичная диванная зона, где в порядке образования стиля на стене выстроен своеобразный видеоряд, состоящий из черно-белых фотографий с необычными фрагментами ландшафта, напоминающими по форме части человеческих тел. По краям яруса сформированы два посадочных участка со светлыми прямоугольными столами и темными стульями из краснодарского дуба. Дизайнерское решение родилось на стыке двух полностью противоположных стилей – хай-тека и барокко. Это подтверждают размещенные на стенах светильники из нержавеющей стали с тремя горизонтальными прорезями и двумя галогенными лампами, отбрасывающими на столики призрачный оранжевый свет. Эти оригинальные светильники, формирующие вертикально ориентированные концентрированные световые потоки, являющиеся авторской разработкой, чередуются с итальянскими зеркалами в стиле барокко, напоминающими по форме «солнышко» с круглой зеркальной сердцевиной и отходящими от нее витиеватыми золотыми лучиками. Поблизости на примыкающей стене «прописались» обрамленные красными рамками постеры с мужскими и женскими фигурами, застывшими в самых причудливых динамичных позах. Кстати, данная световая композиция обыгрывается и на стенах нижнего этажа клуба, вид на который открывается с верхнего яруса.

Ресторанный зал отгорожен от ярусной зоны стеклянными дверьми с изображенными на них символами «джем-алфавита». В стену, предваряющую вход в зал, встроены динамики, поблизости от которых рассредоточились любопытные бронзовые ящерицы и жабы. Пол в зале сделан из французского ламината под дубовую доску, а стены имеют светлую глинисто-песчаную фактуру. В потолочные перекрытия, выкрашенные в черный цвет, вмонтированы бамбуковые стебли, к которым прикреплены металлические плафоны, подсвечивающие расположенные вдоль стен столики. В одной из стен прорублены световые ниши, где выставлены старинные предметы, приобретенные на специальных вернисажах: флейта, кларнет, зонтик, безмен, трость. Между нишами предусмотрены окна, закрытые матовыми стеклами, на которые в свою очередь прикреплены массивные прозрачные линзы. Если в них посмотреть, то можно увидеть одну и ту же картину - черную космическую мглу, то есть бесконечность.     

В «прописавшейся» по соседству с ресторанным залом VIP-зоне используются очень необычные светильники, также являющиеся авторской разработкой. Раскрой металлических абажуров для них был подсмотрен художником у самой природы – по телевизору однажды показывали, как хитрый жук, перед тем как свернуть листочек, огрызает его край. В итоге на свет появились необычные металлические плафоны, напоминающие по форме свернутые кульки без основания. 

С верхнего яруса, обрамленного по краям изящными перилами, открывается обзорный вид на танцевальную зону с танцполом и сценой, над которой на стене располагается большой проекционный экран для демонстрации клипов и музыкальных программ, а поблизости прикреплен светящийся логотип клуба. Недалеко от сцены предусмотрены небольшие круглые столики, за которыми располагаются компактные изящные итальянские стулья с красными, черными и белыми вариантами расцветок. 

Изображенный на полу нижнего этажа символ бесконечности, обрамленный стилизованными римскими цифрами VI и XII, имеет глубокий философский смысл. В результате этой оригинальной дизайнерской задумки даже родился слоган: «ДЖЕМ-клуб. Ночь бесконечна». Над центром танцзоны на уровне верхнего яруса оборудована специальная шина с вмонтированными в нее световыми приборами и звуковыми колонками. А прямо из центра этой композиции свешиваются старинные весы с двумя чашами, лишний раз подтверждая идею о противостоянии света и тьмы, мужского и женского начал. По словам Ивана Новоженова, у всякого художника в процессе творчества должно быть внутреннее ощущение своеобразных весов, помогающее поддерживать зыбкое равновесие и не позволяющее ему скатиться в безвкусицу.

Напротив сценического пространства предусмотрена режиссерская кабинка с профессиональной аппаратурой, откуда и осуществляется управление всеми светозвуковыми постановками.

- Поблизости на белоснежной стене кистью с черной краской я без предварительных эскизов и карандашных набросков воплотил мимолетный образ танцующей безликой девушки Джем, являющейся своеобразным духом этого клуба. Причем правой рукой она как бы подпитывается энергией от встроенного в стену светильника, а ее левая рука под влиянием стробоскопического эффекта будто раздваивается. Поскольку я считаю, что любое творение нельзя полностью заканчивать самому и следует в решающий момент довериться природе, то в качестве завершающего штриха метнул в созданный образ кисть с краской. В итоге на стене появилась серия хаотических брызг, придающих изображению элемент динамики и ритма, - говорит Иван Новоженов.

Далее, по мере продвижения в глубь клубного пространства, посетители обнаруживают барную стойку. Так как одним из доминантных интерьерных цветов является оранжевый, были заказаны оригинальные барные стулья с сиденьями, обитыми кожей аналогичной расцветки. Эти предметы клубной меблировки располагаются как напротив стойки, так и вдоль стен, примыкающих к сцене.

- Ошибка некоторых дизайнеров заключается в том, что они уделяют слишком большое внимание фасону ламп и светильников, абсолютно забывая о комфортном пребывании посетителей. На самом же деле гости должны видеть друг у друга блеск в глазах, а не акцентировать внимание на причудливых плафонах или ярких лампочках. Лично я в первую очередь исхожу из того, что нужно убрать из поля видимости источники света, сформировав только в нужных местах световые участки, выступающие в роли своеобразных центров притяжения. В частности, подобный подход мною реализован у барной стойки, над которой свешиваются хай-тековские металлические трубки-абажуры цилиндрической формы со скрытыми внутри них лампочками, проецирующими концентрированный свет на гостевую столешницу стойки, - отмечает художник.

Следующей «клубной остановкой» является кафе «Морская часовня». Пол здесь поделен на подсвечиваемые снизу ярким желтым цветом стеклянные (триплекс) квадраты, а потолок отделан зеркальными фрагментами, которые отражают потоки света. В результате оригинального оптического эффекта посетители кафе словно купаются в теплых световых лучах. По периметру кафе имеются диваны нежного персикового цвета, а на остальной площади расставлены столы на металлических ножках со стеклянными столешницами и стулья из просвечиваемого оранжевого пластика. Прозрачная мебель, идеально способствующая беспрепятственному проникновению света, вносит свою лепту в создание радужной картины.

Поскольку в кафе изначально было решено сделать акцент на морской тематике, стены выкрашены в синий цвет, который способствует созданию двуединого ощущения зыбкости воды и прозрачности неба. На одной из стен кафе согласно оригинальной задумке художника создана своеобразная инсталляция, проникнутая глубоким философским содержанием. Центром настенной композиции является подушка вульгарного розового цвета, являющаяся своеобразным символом фрейдизма и противостояния мужского и женского начал. В центре подушки зияет черным бархатом распоротое отверстие в форме креста со слегка разлохмаченными краями, обрамленными линейкой маленьких жемчужин, а на один из ее уголков надеты ажурные белые кружева. Поблизости по прихоти автора вывешена дюжина круглых часов, количество которых после отражения в зеркальном потолке удваивается, и таким образом каждый час в сутках оказывается задействованным. Но так как в клубе не принято спешить, все хронометры показывают свое собственное произвольное время, тем самым перекликаясь с часовым символом на танцполе. Так как действие в кафе должно происходить вроде бы под водой, слева от подушки гармонично «прописались» сделанные из сварного металла зонтик и тринадцать рыбок, одна из которых в силу суеверных предубеждений имеет номер 12а. С противоположной стороны композиции, поблизости от часовой коллекции, расположилась акула – пожирательница вечности, прошитая металлическими заклепками. Дополняет этот ассоциативный видеоряд постер, на котором изображен маяк с накатывающимися на него волнами.

Установленные в примыкающей стене кафе необычные иллюминаторы с причудливо изогнутыми контурами, очень напоминающими сырные дырки, закрыты зеркальными тонированными окнами, поэтому через них невозможно заглянуть в расположенную по соседству с кафе зону релаксации - чилл-аут. А вот заглянув в иллюминаторы со стороны этого центра медитации, всегда можно узнать, что происходит в морском кафе. По периметру чилл-аута располагаются обитые тканью, имитирующей коричневый шелк, диваны, идеально гармонирующие с бежевой замшевой стенной обивкой. В центре помещения имеется подобие маленького бассейна, в дно которого встроен проектор, проецирующий образы на вогнутый экран, прикрепленный к потолку. На экране протекает своя медитативно размеренная жизнь с неспешно проплывающими рыбками или парящими в небесном своде облаками. Благодаря тому, что края «бассейна» облицованы керамогранитом, а его дно выложено черной блестящей плиткой, у гостей создается иллюзия присутствия виртуальной воды. На дне бассейна покоится довольно неожиданный предмет - камень внушительного размера, напоминающий обломок скалы. По соседству с ним хаотично рассредоточено семь небольших округлых булыжников. По первоначальной задумке художника, количество камней, выкладываемых в «бассейне», должно было соответствовать дням недели. 

- В каждом клубном помещении мною предусмотрен свой энергетический центр в виде какого-то доминантного предмета, являющегося загадкой, интригующей воображение посетителей. В морском кафе это дюжина часов и разорванная малиновая подушка, а в чилл-ауте - огромный камень, в форме которого заключено противоречие. С одной стороны, он кажется кораблем, плывущим по бурному морю, а с другой - больше напоминает айсберг, несущий неминуемую гибель судну, - отмечает Иван Новоженов. 

Несмотря на довольно неожиданный контраст «произрастающей» на полу искусственной зеленой травы, невольно ассоциирующейся с уличным ландшафтом, и уютных диванов, более располагающих к домашней обстановке, не возникает никакого ощущения дисгармоничности окружающего пространства. Наоборот, присутствует волшебная и удивительная иллюзия сказочности и нереальности всего происходящего. В соответствии с правилом, гласящим, что, если не можешь избавиться от каких-то конструктивных деталей, поставь их себе на службу, прямо на пожарной двери чилл-аута тоже «выросла» трава, а в углу вполне естественно расположились грабли и газонокосилка.   

На стенах чилл-аута, так же, как и в других зонах клуба, повсюду развешаны оригинальные образы из сварного металла. Самой невинной кажется причудливая фигурка сидящего человечка, из рук которого поднимается пламя. Это лишний раз указывает на то, что здесь всегда можно выкурить кальян. С фрейдистской тематикой перекликается образ заключенной внутри яблока незнакомки, стоящей на коленях, изображение трех спешащих по своим делам сперматозоидов и даже аэробус со смайликами иллюминаторов, атакуемый бабочками с огромными хоботами. Все эти чудесные сюрреалистические метаморфозы, порожденные безудержной фантазией дизайнера, получили право на то, чтобы быть художественно воплощенными в реальной жизни.

- Для того чтобы все авторские задумки воплотить в реальность, требуется определенный временной резерв. При серьезных финансовых вложениях не составит труда сделать дорогой интерьер и за месяц, но это совсем не гарантирует того, что в заведение будут активно ходить посетители. Напротив, я знаю немало ресторанов, в дизайн которых были вложены большие средства, но это никак не сказалось на их посещаемости. Необходимо, чтобы людей тянуло в заведения, как магнитом, чтобы они чувствовали потребность периодически возвращаться туда, где смогут ощутить комфорт и уют. Помимо того, что для этого дизайнер должен досконально продумать и принять во внимание любые, казалось бы, незначительные на первый взгляд планировочные аспекты, требуется время на поиск или изготовление необходимых интерьерных предметов. И неудивительно, что реализация всех моих задумок в «ДЖЕМ-клубе» общей площадью около 800 кв. м заняла около года, - говорит Иван Новоженов.   

Роман Хохлов

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />