чемпионат мира |  Сентябрь 2018

В игре и вне игры

Сергей Миронов: С каким счетом российские рестораторы подошли к финалу Чемпионата мира?

В игре и вне игры
Миронов Сергей
Владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт»

Его ждали, к нему готовились, его боялись: а ну как посрамим Россию-матушку, ведь «все флаги в гости будут к нам». При этом на кону была не только честь, но еще и экономика страны.

Финальный свисток Чемпионату мира дан. Умолк рев трибун. И теперь уже можно сказать: Москва и другие города-участники сдюжили. Хоть и было непросто: по данным столичного Департамента спорта и туризма (по сообщениям ria.ru), только златоглавую в дни мундиаля посетили свыше 3 миллионов человек. И 1,2 миллиона из тех, кто больше суток провел в московских гостиницах, — иностранцы. К такому «нашествию» рестораторы и отельеры готовиться стали загодя. Еще в марте провели масштабную конференцию «Чемпионат мира 2018: как не остаться «вне игры», где обсудили, стоит ли «прогибать» меню под «заграницу», как украшать рестораны, чего ждать по прибыли и как не потерять постоянных гостей (не все же больны футболом и готовы терпеть в соседях за ужином ликующую или, напротив, раздосадованную иностранную толпу с пивом и бургерами). За те же пару месяцев до ЧМ многочисленные журналисты и эксперты прогнозировали, как чемпионат принесет ресторанному рынку дополнительные 13 миллиардов рублей и тот совершит наконец скачок. Особенно в Москве и Петербурге. Но и тут с оговоркой: речь, мол, идет про те заведения, где средний чек — в пределах тысячи рублей, а упор — на пиво и закуски.

Потом (в дни игр) пошли совсем другие факты. Рестораторы сетовали на то, что поток гостей вырос, а средний чек — нет! А 40 процентов баров и ресторанов в городах-миллионниках хоть и установили экраны для трансляций, но барышей у них больше не стало. Ведь иностранцы деньгами не сорили. И даже большой компанией тратили «по-маленькому». Вот средний чек кое-где и упал, а где-то ушлые поставщики вообще задрали цены кухне, и он (средний чек) вырос процентов на 20–30, но вовсе не из-за гиперактивности гостей.

Что изменилось для столичных рестораторов в дни Чемпионата мира, на примере собственного бизнеса проанализировал владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.

Рост выручки

Самые большие траты на рестораны (25% бюджета) были сделаны шведскими болельщиками, их догоняют бельгийцы, которые потратили в ресторанах больше 20%.

Нельзя сказать, что рестораны ощутили его. Во время матчей, по моим наблюдениям, люди сидели где угодно: дома, на стадионах, в спортбарах… Но только не в ресторанах. Можно сказать, в такие дни у нашего брата была «просадка». Конечно, выручка подросла у тех, кто делал трансляции. Но позволить себе такое могли далеко не все наши коллеги. В целом же рестораторы больше пекутся о благополучии постоянных гостей, а не болельщиков. Потому-то только часть ресторанов «озаботилась» большими экранами. Небывалый рост выручки был, скажем, на улице Никольская, у стадионов. Там денег заработали, как за год. Свое «подняли» и рестораны рядом с отелями. Наша выручка в сравнении с июнем прошлого года выросла на миллион рублей (только в одном из четырех работающих сейчас в Москве ресторанов). Но напрямую связывать это с потоком болельщиков я бы не стал. Глобально в этот период стоит говорить про отток. И гостей, и средств.

Средний чек

Он скорее не изменился. Стандартно у нас это 2–2,5 тысячи рублей. Да и гости в ресторанах одни и те же. Если присмотреться к спортбарам, средний чек чуть вырос. Но их гости определенно сидели дольше. А вот в ресторане с высокой оборачиваемостью, где столики быстро меняются, средний чек даже потерял. Ведь во время матча посадка у ресторана становится долгой, снижается та самая оборачиваемость стола. Чек не прокручивается и зарабатывает меньше.

Словом, более «премиальные» рестораны однозначно просели по среднему чеку. А обычно заказывающие в них дорогой алкоголь гости при просмотре игр переходили на пиво и снеки.

Посещаемость

В центре города она выросла. Так, в нашем и наверняка в других ресторанах на Тверской с середины июня по середину июля побывал, пожалуй, весь мир. Директора рассказывают: иностранцы чаще заходили на завтраки. Изменилось и число впервые пришедших. Постоянные гости с собой приводили «новичков» (в том числе и из-за рубежа). Тем нравилось, и они заходили снова. Многие успели даже получить карты скидок. А бронировать столики в дни, когда играла наша национальная сборная, поклонники футбола начинали недели за три. И залы всякий раз были битком. Но поговаривают, что «атаковали» иностранцы все же чаще всего фастфуд. Поток гостей в такие заведения вырос чуть меньше, чем на четверть (по информации ria.ru).

Вывод

Мы недооценили эйфорию вокруг Чемпионата мира. Конечно, не все, но некоторым казалось, что одного экрана для трансляции на заведение вполне хватит. В итоге хватались за голову — ЧМ вышел непредсказуемым, и коллегам в спешном порядке приходилось докупать плазмы и развешивать их во всех ресторанах. Стоило предвидеть: Россия еще покажет себя. И футбол вмиг станет предметом национальной гордости, чуть ли не религией, когда болеют от мала до велика, от детей до пенсионеров.

Впрочем, выводы (в том числе и финансовые) делать все же, пожалуй, еще рано. Подсчитано: за три с небольшим недели чемпионата туристы оставили в России больше 20 миллиардов рублей. Но эффект мундиаля в полной мере мы ощутим лишь через год. Тогда же и турпоток в нашу страну, по прогнозам, должен вырасти примерно на 20 процентов (по информации Ассоциации туроператоров России (АТОР).

СТАТИСТИКА ЧМ ПО ФУТБОЛУ 2018

  • По данным Сбербанка, расходы гостей Чемпионата мира по футболу в России составили $1,5 млрд.
  • Самыми большими статьями расходов иностранцев в России, по данным Сбербанка, оказались еда (кафе, рестораны и фастфуд) — 6,2 млрд руб., отели — 5 млрд, перелеты — почти 1,4 млрд и одежда — 3,6 млрд руб.
  • Чаще всего на еду в ресторанах и сувениры тратились болельщики из США. Так, как минимум 713,76 млн руб. они оставили за обедами и 176 млн руб. в сувенирных лавках, свидетельствуют данные Сбербанка.
  • На самой главной улице чемпионата Никольской оборот эквайринговой сети Сбербанка по иностранным картам вырос почти в 3,5 раза и составил 220 млн руб., а средний чек достиг 8,8 тыс. руб.
  • 6 июля жители Катара совершили четыре покупки на сумму 8 млн руб.
  • Больше всех на Никольской потратились держатели карт из Китая — 50 млн руб., Мексики — 22 млн руб., США — 16 млн руб., Катара — 12 млн руб., отметили в банке.
  • По статистике банка ВТБ, во всех городах Чемпионата мира в дни мундиаля общий оборот по картам в категории «Отели» вырос вдвое, в барах и ресторанах в среднем в 2,5 раза.
  • Сетевые кафе вблизи мест проведения мероприятий мундиаля отметили рост выручки и посещаемости в среднем на 30–50%.
Опубликовано:
06/09/2018

Рекомендуем

Рейтинги

Просто и со вкусом

Динамика роста сегмента фаст-кэжуал
В фокусе

Китайская кухня с американским акцентом

О феномене сети Panda Express, планах развития и особенностях меню
В фокусе

Интернациональный формат

Международные франшизы. Как выйти на зарубежный рынок.
В фокусе

WIN-WIN-стратегия

Ресторанная франшиза с юмористическим оттенком
Конъюнктура

Когда санкции сыграли наруку

О российских сырах замолвите слово.
В фокусе

Франчайзинг. Вчера, сегодня, завтра

Прогнозы и рейтинг франшиз.