франчайзинг |  Август 2016

Топ-7 трендов во франчайзинге в сегменте общественного питания

Екатерина Сойак о ситуации на рынке

Топ-7 трендов во франчайзинге в сегменте общественного питания
Сойак Екатерина
Генеральный директор компании EMTG (организатора выставки франшиз BUYBRAND Expo)
Екатерина Сойак
генеральный директор компании EMTG, организатор выставки франшиз BUYBRAND Expo


1. РОСТ ДОЛИ СЕТЕЙ

Главный тренд, который хотелось бы отметить, — это увеличение количества сетей, которые выбрали франчайзинг как стратегию своего развития. По данным РБК.research, на май 2016 года в России 8336 из 15 956 сетевых ресторанов, кафе и баров работают по франшизе. А это, во-первых, уже больше половины (52,2%), а во-вторых, это на 4,2% больше, чем год назад. Для нас как для организаторов крупнейшей выставки франшиз в России и странах СНГ этот тренд более чем очевиден — из всех представленных концепций на нашей выставке больше всего франшиз именно из сегмента общепита, и их число, как и интерес к ним со стороны посетителей, растет с каждым годом.

    

2. ФАСТФУД И КОФЕЙНИ

Наиболее востребованными остаются франшизы в сегменте фастфуда, а также в сегменте кофеен небольшого формата, в том числе формата to go, что неудивительно: только эти два сегмента показали прирост трафика в I квартале 2016 года — на 4% и 3%, соответственно (по данным NPD Group). Уже произошло и продолжает происходить перераспределение клиентских потоков — люди по-прежнему питаются вне дома, особенно в больших городах, но вместо полноценных ресторанов (даже средней ценовой категории) теперь выбирают заведения фастфуда и недорогие кофейни, где средний чек существенно ниже. Отмечу также возрастающую популярность такого формата, как суши-магазины — доля сетей, развивающихся по франчайзингу, выросла в этом сегменте с 19% до 46% всего за год (по данным РБК.research).

 

3. СТАВКА НА РЕГИОНЫ

Франчайзинговые сети все больше заинтересованы в региональном развитии. Практически все известные бренды (Burger King, «IL Патио», «Шикари», «Шоколадница», Coffeeshop Company, Domino’s Pizza, KFC) и многие другие берут курс именно на увеличение присутствия в регионах. Та же тенденция наблюдается и в развитии более молодых, но активно развивающихся брендов («Суши Шоп», «Воккер», «Додо Пицца» и другие). Например «Росинтер» собирается удвоить количество региональных ресторанов «IL Патио» и «Шикари» к 2020 году, а KFC анонсировала планы открыть 550 ресторанов в России к 2017 году (70% из них будут франчайзинговыми). Burger King Russia еще 3 года назад заявляла об активной экспансии в регионы и намерении открыть несколько сотен точек за 20 лет — и эти планы пока сбываются.

 

4. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

 

В нашей стране осталось мало предпринимателей, желающих вкладывать деньги во франшизу, «завязанную» на импортные ингредиенты, — как показала практика последних двух лет, это слишком рискованно. Поэтому даже те европейские и американские франчайзеры, которые раньше не всегда шли на уступки в вопросах увеличения доли местных поставщиков, теперь, напротив, «рапортуют» о сотрудничестве с ними, делая это одним из ключевых преимуществ своей концепции. В выигрыше оказались все: и франчайзи, маржа которых возросла (ведь себестоимость меню упала), и местные производители, у которых появились постоянные каналы сбыта, да и сами франчайзеры.

 

5. НЕБОЛЬШИЕ ИНВЕСТИЦИИ

Этот тренд мы отмечали и в прошлом году, и он по-прежнему имеет место быть. Экономическая ситуация в России все еще нестабильна, а в условиях повышенной волотильности вкладывать слишком большие деньги в проект, пусть даже весьма надежный, рискнет не каждый. Так что по-прежнему востребованными остаются франшизы с небольшими инвестициями на старте (от 1 до 5 миллионов).

 

5. НЕБОЛЬШИЕ ИНВЕСТИЦИИ

Что касается концепций, требующих больших вложений, то тут на первый план выходят уже действующие франчайзи, которые, поработав с франчайзером и убедившись в его надежности (даже в кризисные периоды), решаются на повторные открытия в своем городе или в соседнем регионе. У той же «Шоколадницы», например, есть партнеры в Белгороде, у которых уже работают три кофейни, и до конца 2017 года они планируют открыть еще три. Такой вот стопроцентный прирост сети в кризис.

 

7. ЭКСПАНСИЯ В СНГ

Все больше франчайзеров готовы осваивать рынки СНГ, причем если раньше «освоение» шло в основном по трем направлениям — Украина, Казахстан, Белоруссия, то теперь наблюдается все возрастающий интерес к Грузии, Армении, Таджикистану, Азербайджану. Зимой этого года McDonald’s продал франшизу в Казахстан. Год назад франшиза Dunkin’Donuts была продана в Грузию. Примерно в этот же период сеть «Баскин Роббинс» впервые пришла в Белоруссию и Туркменистан, еще раньше — в Армению, а в начале августа 2016 года открылось первое кафе под этим брендом в Киргизии, в планах — расширение сети в Грузии и Таджикистане. «Додо Пицца» не так давно зашла на рынки Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Эстонии и Литвы. Буквально вчера «Шоколадница» продала мастер-франшизу в Таджикистан.

 

Примеров множество, все не перечислишь. Замечу, что этот тренд представляется мне настолько перспективным, что мы у себя в компании сейчас готовим специальный проект, нацеленный именно на развитие франчайзинга в странах СНГ. Думаю, что совсем скоро я смогу поделиться подробностями этого проекта.

 

Опубликовано:
30/08/2016

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба