бренд |  Август 2018

Рынок как привлекательный бренд города

Каким должен быть современный городской рынок

Рынок как привлекательный бренд города
Фото: Юрий Лукин

Мэр Москвы одобрил реконструкцию рынков, расположенных в исторических зданиях города. «Рынки столицы могут стать достопримечательностью и предметом гордости для горожан, — заявил Сергей Собянин. О том, каким должен быть современный городской рынок, как отстроиться от конкурентов и куда двигаться дальше, рассказывают управляющие Даниловского рынка.

В своем персональном блоге глава города отчитался об успешной реновации сразу пяти исторических рынков: Даниловского, Москворецкого, Усачевского, Черемушкинского и Велозаводского, а также озвучил планы на будущее: «Готов проект реконструкции Кунцевского рынка… в здании бывшего троллейбусного парка на Лесной уже летом возникнет современный гастрономический квартал. Уверен, что через какое-то сравнительно небольшое время «московский рынок» станет одним из привлекательных брендов нашего города». Первым рынком, задумавшим реконструкцию и перепозиционирование, стал Даниловский. Один из старейших рынков столицы, сегодня он объединяет под одной крышей более двухсот пятидесяти частных продавцов и компаний и 30 ресторанных концепций. «В 2017 году здесь завершилась глобальная реконструкция, которая помогла сформировать новый образ рынка в соответствии с мировыми трендами торговых пространств, сохранив при этом его идентичность, — говорит Ольга Кукоба, креативный директор Даниловского рынка. — Организация фудкорта сделала Даниловский новой точкой притяжения и излюбленным местом встречи москвичей».

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО И МИРОВОЙ ОПЫТ

Рынки исторически были центрами притяжения, они рождались на пересечениях торговых путей, здесь проходил обмен товарами, знаниями и впечатлениями. Они определяли развитие поселений и городов. В мировой практике рынки — это не только торговля продуктами, но и HoReCa: локальные кафе, рестораны. В нашей стране 70 лет рынки оставались монофункциональными проектами, и подобный подход к организации их функционирования достался нам в наследство. Это всегда была только торговля, в лучшем случае посетители могли здесь же перекусить чебуреком. Рано или поздно ситуация должна была измениться.

Приступив к разработке новой концепции Даниловского рынка, команда холдинга Ginza Project отправилась в путешествие по Испании, где посетила как ставшие визитными карточками Мадрида и Барселоны фудкорты, так и совсем новые торговые площадки. «Нам захотелось сделать для москвичей такой проект, где можно было бы не только покупать свежие продукты, но и вкусно поесть, классно провести время», — говорит Ольга Кукоба. «При обсуждении плана реконструкции, в первую очередь мы ориентировались на увеличение функциональной площади рынка и создание комфортных условий для наших гостей, — говорит Андрей Загребелько, генеральный директор Даниловского рынка. — После ремонта эффективность использования площадей выросла с 35 до 53%. Мы заложили серьезный срок на этап планирования, разработки концепции и стратегии развития, но нам не терпелось вводить изменения, не дожидаясь окончания ремонта. Поэтому мы построили типовые конструкции для новых арендаторов — первых кафе Даниловского. Это была и отличная проверка, придется ли по вкусу новая концепция посетителям, и возможность для ребят опробовать формат, пообщаться с аудиторией, познакомить ее со своим продуктом.

Работа арендаторов на время ремонта не прекращалась, а рынок не закрывался ни на один день: ремонт плавно перемещался из одного сектора в другой. Только несколько гастроконцепций не выдержали проверки на прочность, большая часть кафе и бистро пришлась по вкусу москвичам, они успешно работают на Даниловском до сих пор и даже выросли в небольшие сети. С арендаторами проблем обычно не возникает. У рынка есть типовые договора, которые зачастую без каких-либо возражений принимаются арендаторами».

Основа Даниловского рынка — торговля свежими и разнообразными продуктами, которая дополняется концепциями бистро, сезонными ярмарками и гастрономическими фестивалями.

РИТЕЙЛ И HORECA — МИРНОЕ СОСЕДСТВО

Сохранить формат рынка было основной задачей команды Даниловского. Однако все понимали, что сохранить — не значит отказаться от развития и улучшений. Основным направлением работы Даниловского рынка осталась торговля. Если говорить в цифрах, то из 300 торговых мест только 30 отошли под гастрономические концепции. Большую часть зала все так же занимают торговые прилавки с овощами и фруктами, фермерской молочкой, мясом, рыбой, специями, цветами и гранатами. Ресторанная зона сформировалась по окружности, где когда-то были палатки с промышленными товарами и административные помещения. Именно появление фудкорта вдохнуло в Даниловский вторую жизнь, а тему рынков вернуло в городскую повестку.

ЦИФРЫ

2015 и 2017 гг. — начало и окончание реновации Даниловского рынка

33 кафе и бистро — количество арендаторов фудкорта рынка на сегодняшний день

500 кв.м — общая площадь фудкорта

250 тысяч человек — примерная посещаемость Даниловского рынка в месяц

910 млн рублей — затраты только на капитальный ремонт

Фудкорты рынков становятся частью прогрессивной культурной жизни, здесь можно встретить рестораторов, лидеров мнений, сюда можно прийти на мастеркласс, лекцию или вечеринку… Жизнь на рынках и фудкортах кипит! Любопытно, что точки на фудкортах уже интересуют не только гастроэнтузиастов и молодых, амбициозных шефов, на них обратили внимание и крупные рестораторы, которые видят в них огромный потенциал развития. Это и площадка для гастрономических экспериментов, и всесезонная фестивальная площадка. А за счет большого потока людей появляется возможность удерживать адекватные цены и исключительную свежесть еды.

ЛОКАЦИЯ НЕ ВСЕГДА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

По мнению управляющих Даниловского рынка, идеальная локация не всегда залог успеха. Важно создать комфортные условия для того, чтобы людям хотелось приезжать к вам. Наличие детской комнаты, где можно оставить ребенка с аниматорами, возможность оплачивать покупки картами, введение специальных акций и скидок, проведение культурных и образовательных программ для гостей рынка и, конечно же, высокое качество сервиса и всегда свежие и качественные продукты — все это, безусловно, привлекает посетителей.

ЛОЯЛЬНЫЕ АРЕНДАТОРЫ

zagrbelko.jpgАндрей Загребелько, Генеральный директор Даниловского рынка

«Ротация арендаторов на рынке очень низкая, костяк составляют продавцы, которые работают на Даниловском по 10–20 лет, — говорит Андрей Загребелько. — Если арендатор покидает площадку, значит, либо продукт не выдержал конкуренции, либо не подошел по формату. Совсем недавно небольшой проект «Раклет» закрылся в зоне общепита и перешел в сырный отдел, сконцентрировавшись на продаже французских сыров. С одной стороны, классно, что ребята остались и нашли свою нишу, с другой — жаль, что посетители рынка незаслуженно обошли вниманием такой вкусный и необычный продукт, как раклет».

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ И РОСТ ПОСЕЩАЕМОСТИ

Раньше средний возраст аудитории рынка был 45+, сегодня — 30–35 лет. На рынке появилось очень много красивой молодежи, молодых семей с детьми, для которых и была сделана классная детская комната. Особенно приятно, что за соседними столиками теперь могут встречаться как студенты, так и прекрасные пожилые пары. Это еще раз доказывает, что формат фудкорта нравится всем. На сегодняшний день наблюдается стабильный рост показателей посещаемости — ежедневная проходимость рынка составляет от 7 до 13 тысяч человек в день. Но сезонность, конечно, существует: весной и в летние месяцы количество фермеров на рынке возрастает, на прилавках появляется много зелени, овощей и фруктов, выращенных на своей земле. И, конечно, в это время городские жители стремятся на рынок за запасом витаминов. Зимой происходит небольшой спад, но «провальным» назвать это время все же нельзя.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

kykoba.jpgОльга Кукоба — креативный директор Даниловского рынка:

«Секрет успеха любого проекта в УТП: для того чтобы собрать концептуальный фудкорт из 30 кафе, мы провели порядка 300 дегустаций. Осознанно подбирали состав участников, чьи концепции не пересекались и были бы интересны горожанам. Но, несмотря на уникальность и на то, что мы были первыми в Москве, у нас быстро появились последователи, а это здорово мотивирует к развитию. Так, одним из основных наших векторов внимания стало расширение ассортимента. Например, совсем недавно на Даниловском появилась азиатская зона с широким выбором экзотических фруктов и овощей, с бакалеей и чайной. Мы быстро почувствовали интерес и позитивный отклик гостей и уже планируем ее расширение. За время, что наша команда занимается рынком, трафик увеличился в два раза. Полагаю, что одна из причин заключается и в том, что сегодня москвичи могут найти на Даниловском еду на любой вкус и собрать практически любую продуктовую корзину — для этого больше не нужно мотаться по городу.

Мы хотели сделать главное место «про еду» в Москве — многофункциональное пространство с широким выбором свежих фермерских продуктов и гастрономических новинок, с одной стороны, и комфортное для времяпрепровождения — с другой. Так рынок стал еще и площадкой для проведения событий на стыке гастрономии и культуры: на Даниловском проходили книжные ярмарки и кинопоказы, ужины и гастрономические фестивали.

Если говорить о продвижении, то мы занимаемся не только маркетинговыми коммуникациями непосредственно рынка, но и участвуем в продвижении наших арендаторов — организовываем пресс-завтраки и вечеринки в честь интересных открытий, информируем представителей прессы обо всех нововведениях участников.

Даниловский — это живой организм, который постоянно эволюционирует. На сегодня в наших планах — озеленение прилегающей территории, создание новых функциональных зон, открытие кулинарной школы и даже винтажного маркета».

rynok_1.jpg

РЫНКИ С ФУДКОРТАМИ

«Если вы есть — будьте первыми!» — писал Роберт Рождественский. Это правило работает в любом бизнесе: Даниловский рынок был первым, рискнувшим на реновацию, и выиграл. Конкуренция растет, но Даниловский по-прежнему для москвичей номер один. Сейчас в планах управляющей компании — открытие и перезапуск рынков в регионах и даже за рубежом.

Дорогомиловский

На этом рынке ритейл еще превалирует над проектами формата HoReCa: по-прежнему многие столичные повара приезжают за продуктами именно сюда. Что же касается фудкорта, то он постепенно, но расширяется. Среди не так давно открывшихся проектов: The Hummus, «Любовь Пирогова», «Дагестанская лавка», «Оджахури». На рынке регулярно проходят маркеты выходного дня и различные фестивали. Так, в конце мая именно эту площадку выбрал для своего ежегодного фестиваля «Дизайн-субботник» журнал Seasons.

Черемушкинский

За реконструкцию рынка взялось архитектурное бюро Archelp, а в консультационный совет вошли эксперты из Великобритании, так как, по задумке авторов перестройки, обновленный Черемушкинский должен напоминать лондонский Chelsea Farmer’s Market. Сейчас на рынке работают около 20 кафе, баров и закусочных, среди них вьетнамский стритфуд Cafe Ngon, итальянская Osteria La Farina, испанская таверна «Бамос».

Центральный

За реконструкцию пустовавшего до недавнего времени павильона на Цветном бульваре компания Gremm Group взялась очень рьяно, но с открытием затянула почти на год! На первом этаже и антресолях обосновался фудкорт, среди арендаторов — The Plov, Umi Oysters, Cash & Curry. Второй этаж отдали Борису Зарькову, который открыл здесь ресторан «Горыныч». По мнению многих экспертов рынка, ритейл, расположившийся на минус первом этаже, очень скоро закроется за ненадобностью, а освободившиеся пространства займут новые арендаторы из HoReCa. Но пока торговля пытается ужиться с кафе и ресторанами.

Усачевский

После закрытия Черемушкинского рынка в 2006 году на реконструкцию его работа была возобновлена только в 2011 году. А в 2016 году администрация Усачевского рынка провела масштабную реконструкцию, в результате которой в дополнение к обычным торговым павильонам организовали фудкорт. Среди арендаторов — «Оджахури», United Kitchen, «Фо Фа» от команды «Кофемания», мясная лавка «Праймбиф». После трагедии в Кемерове рынок закрыли почти на месяц: лишь 23 мая Мосгорсуд снял с рынка обеспечительные меры. За время простоя управляющая компания настроила систему пожарного оповещения, сделала огнезащиту всех несущих конструкций, все эвакуационные выходы были приведены к современным нормам и оснащены всеми самыми современными средствами противопожарной безопасности.

Опубликовано:
22/08/2018

Рекомендуем

Рейтинги

В игре и вне игры

Сергей Миронов: С каким счетом российские рестораторы подошли к финалу Чемпионата мира?
В фокусе

Развитие гастрономического туризма

На что же нужно обратить внимание
Конъюнктура

Итальянский фастфуд в России: пинса вместо пиццы и еда навынос

Всегда надо изучать спрос и учитывать культуру, ментальность и вкусы потребителя
Рейтинги

Есть мнение

С чем связан новый рост популярности к национальной кухне Апеннин и как будет развиваться этот сегмент фудсервиса
Рейтинги

Оценочные суждения

«Винная карта». Система оценки вина по трем параметрам