современный отель |  Октябрь 2016

Профессиональные стандарты в гостиничном бизнесе — благо или зло?

Татьяна Виноградова, руководитель Центра профпереподготовки и повышения квалификации EDU RUSOTEL, считает, что с порядком применения нового закона пока больше вопросов, чем ответов

Профессиональные стандарты в гостиничном бизнесе — благо или зло?
Виноградова Татьяна

СУТЬ ВОПРОСА

В соответствии с новыми поправками к ТК каждый специалист, претендуя на определенную должность, обязан подтвердить свою квалификацию, для чего придется продемонстрировать наличие комплекса требуемых для данной должности профессиональных компетенций, знаний, умений, опыта и образования.

Все работники отрасли разделены на 9 уровней в зависимости от занимаемой должности. Самые низкие уровни — с 1-го по 3-й — не требуют подтверждения квалификации, для них легитимно внутрикорпоративное обучение. 4-й уровень — квалифицированный специалист, 5-й — самостоятельный специалист, который в состоянии принимать решения, отвечать за подчиненных сотрудников, например, начальник департамента (службы). 6-й — это уровень заместителя, 7-й — директора, 8-й уровень — сетевого директора, у которого в подчинении несколько отелей, а 9-й — это уже министр. Для перехода на уровень выше необходимо на предыдущем отработать определенное количество лет, а работники высших уровней должны иметь профильное образование.

Предполагается, что оценка профессионализма будет производиться центрами оценки квалификации (ЦОК) — внешними экспертными комиссиями, которые имеют фонды оценочных средств, а разработкой профессиональных стандартов и фонда оценочных средств занимается уполномоченная организация — в данном случае Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО), на базе которой создан совет по профессиональным квалификациям.


ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

По самым оптимистичным оценкам, требуемые компетенции в лучшем случае прописаны на 85%. Неясно, каким образом будут формироваться сами ЦОКи, какие специалисты смогут в них войти и какие в свою очередь компетенции нужны этим экспертам. Документов, которые бы регламентировали независимую оценку квалификаций, пока нет, соответствующий закон вступает в силу лишь с 1 января 2017 года.

Большой проблемой введения унифицированных профстандартов в гостиничном бизнесе является огромное разнообразие средств размещения и, как следствие, отсутствие унификации должностей, трудовых функций и должностных обязанностей. В одном отеле есть администратор, в другом — администратор-кассир, в третьем — администратор-портье. В большом отеле — администратор — отдельно, кассир — отдельно, паспортист — отдельно. А в маленьком отеле администратор за стойкой — одновременно и менеджер по продажам, и бронист, и кассир, и он же завтрак накрывает. Ну а владельцев концептуальных заведений — бутик-отелей, экоотелей, арт-отелей и пр., которые уже столкнулись с трудностями при прохождении обязательной классификации, сейчас же, видимо, ожидает очередной «круг ада».



ПЛЮС НА МИНУС

Плюсом введения профстандартов можно считать то, что предположительно они должны стимулировать отельеров к совершенствованию, повышению уровня профессионализма, обязать руководителей заниматься обучением своего персонала. Однако и этот плюс далеко не однозначный, так как сразу выходят на первый план многочисленные проблемы образования в гостиничной отрасли, о которых мы подробно говорили ранее (см. «Ресторанные ведомости», №2, 2016). Кроме того, пока никак не отрегулированы практические моменты, в частности, куда направлять работников для повышения квалификации, какие структуры будут осуществлять такую подготовку, отсутствует перечень таких организаций, нет ясности, насколько уровень программ и преподавания будет соответствовать требованиям, и т.д. Интересно и то, как работодатель в рамках своей организации будет заниматься повышением квалификации своих сотрудников и как такое образование будет сопоставляться с образованием, получаемым в специализированных обучающих организациях.


ПО ПРОФИЛЮ 

Своеобразна ситуация и с требованием наличия профильного образования для топ-менеджмента. Существует огромное число опытных, знающих и профессиональных отельеров, которые начали бизнес еще до того, как появились профильные учебные заведения. Очевидно при этом, что знают и умеют они значительно больше, чем многие преподаватели этих учебных заведений. Поэтому для них «получение профильного образования» сведется, скорее всего, к элементарной покупке соответствующего документа, как это было в 2002 году в туризме в связи с вступлением в силу положения о лицензировании туристской деятельности с аналогичными требованиями.

Думаю, руководителям средств размещения необходимо ввести дополнительную статью расходов как на собственно обучение персонала, так и на саму процедуру независимой оценки квалификации. А также подготовиться к обострению проблемы текучести и нехватки кадров.

В целом складывается впечатление, что ситуация с введением профстандартов в гостиничной сфере, к сожалению, дает гораздо больший простор для судебной практики и коррупции чиновников, чем для совершенствования гостиничного бизнеса. Остается лишь слабая надежда на то, что по мере развития механизмов применения закона ситуация будет улучшаться…



Опубликовано:
17/10/2016

Рекомендуем

В фокусе

Гуманизм в ресторане

Повар, официант, бармен должны перестать быть маргинальными профессиями
В фокусе

Размышления о смысле бизнеса

«С момента открытия заведения надо сразу же понять: вы зарабатываете на еде или создаете место для посиделок?»
В фокусе

Заведение для всех

Практики индустрии расходятся в мнениях о том, что делать с «непрофильными гостями»
В фокусе

Как подготовиться к аутсорсингу?

6 ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание. Типографика
Рейтинги

Made in Russia

Топ-10 отечественных виноделов, по версии винного эксперта Ольги Ефремовой
В фокусе

Общепит. Дно или не дно

Статистика. Типографика