мнение |  Апрель 2017

Мир меняется, и нам с этим жить

Александр Иванов о проблеме с нелегальными конкурентами

Еще несколько лет назад именитые кондитеры стали говорить о возросшей конкуренции в их сегменте. И новыми конкурентами стали «надомники». Про их истории успеха с удовольствием пишет пресса, они необычайно активны в соцсетях. И получается, что эти самоделкины просто душат едва начавший развиваться бизнес профессионалов.


ИСКРИВЛЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Конечно, я сталкивался с предложениями различной самодеятельной продукции в соцсетях, но глубоко этой темой не занимался, а здесь поговорил с рестораторами, и меня в буквальном смысле слова зацепило. Причем так, что решил написать и поговорить с Игорем Бухаровым, президентом ФРИО, о необходимости оценки складывающейся ситуации на рынке и осознания новых реалий, в которых живет ресторанный рынок. 

Кризис в ресторанном бизнесе создал новые условия для ведения дел

Получается странная ситуация. На нашем весьма зарегулированном рынке продуктов питания сформировалась ниша, никем и ничем не контролируемая. Люди, не смущаясь, ведут откровенно черный, ну или изредка серый бизнес. Неучтенные платежи, неоплаченные налоги, негарантированное качество и, самое главное, далеко не очевидная безопасность такой продукции не смущают ни продавцов, ни покупателей. Поборники здорового образа жизни и органических продуктов с необъяснимым энтузиазмом покупают в сети «авторские» мюсли, неизвестно из чего и где произведенные. Кто реально станет отвечать в случае отравления — непонятно. Интернет-провайдер? Можно задать много вопросов: из какого сырья делается продукт, здоров ли изготовитель и его окружающие, где хранятся готовая продукция и сырье?..
Особенности национального стритфуда

У легального бизнеса — масса накладных расходов. Начиная с аренды, заканчивая коммунальными платежами и платой за электричество. Большинство официалов работают над системами контроля качества своей продукции. В случае с надомниками все намного проще. Все коммунальные платежи идут по бытовому тарифу, нет никакого контроля, безопасность сырья и готовых блюд определяется интуитивно (еще бы — ведь все они кулинары или кондитеры от бога!). Не собираюсь никому читать лекцию, но напомню, что накладные или производственные расходы формируют стоимость услуги. И очень сложно конкурировать с теми, у кого нет накладных расходов или они минимизированы. 

Торговый центр: опасности для ресторана-арендатора

ДВА МИРА

Уберизация — это тренд во всех сервисных областях. Мы живем в новой, но, на мой взгляд, искривленной реальности. Существует два параллельных мира: виртуальный и реальный. Онлайн-существование анонимно, оно более динамично и порой более агрессивно, чем существующая в определенных законами рамках оффлайн-действительность. В реальном мире есть социальные обязательства и организационные задачи, которые так или иначе выполняются и решаются. Кто-то и из чего-то должен ремонтировать дороги, платить пенсии, вырабатывать электричество, создавать материальные блага, от которых не склонны сию секунду отказываться апологеты уберизованного будущего. Отвечать за эту рутину новые серые бизнесмены не готовы и не могут.

Виртуальный мир отбирает часть клиентуры не только у кондитеров, но и у производителей пиццы, пирогов, бургеров. Продукция надомников занимает на рынке все более и более значимую долю. С расширением технологий и охватом населения социальными сетями «рестораторский» кусок явно уменьшается.
Социальные сети: с чего начать?

Что с этим делать? Если честно — не знаю. Пока надо осознать и проанализировать конкурентную онлайн-среду, там, где вы непосредственно работаете. Вряд ли бургеры из Рязани будут заказывать в Москве, надо понимать и осознавать существующие риски именно на своем рынке. Нужно самим активно идти в социальные сети и использовать любые механизмы продвижения в интернете. Конечно, ФРИО следует заняться решением правовых вопросов на законодательном уровне, так как в новых реалиях уровень риска, связанный с предоставлением некачественной услуги, зашкаливает. Но это по моему мнению.

Вообще полагаю, что эта тематика — влияние и взаимопроникновение онлайн-среды в индустрию питания и ее влияние на традиционный сегмент — должна быть предметом изучения и анализа всех профильных деловых форумов, бизнес-мастер-классов и семинаров. Конкурента надо понять, оценить и продумать, как с ним жить дальше. 

300 точек по России и оборот в 100 миллионов долларов в год — это «Крошка-картошка» сегодня. А что дальше?

Я же хочу просто предложить всем еще раз посмотреть на эту проблему со стороны. Мир меняется. И индустрия еды навынос меняется вместе с ним.




Опубликовано:
18/04/2017

Рекомендуем

В фокусе

Размышления о смысле бизнеса

«С момента открытия заведения надо сразу же понять: вы зарабатываете на еде или создаете место для посиделок?»
В фокусе

Заведение для всех

Практики индустрии расходятся в мнениях о том, что делать с «непрофильными гостями»
В фокусе

Как подготовиться к аутсорсингу?

6 ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание. Типографика
Рейтинги

Made in Russia

Топ-10 отечественных виноделов, по версии винного эксперта Ольги Ефремовой
В фокусе

Общепит. Дно или не дно

Статистика. Типографика
Конъюнктура

С выздоровлением!

Мы насытились гламурным общепитом