Февраль 2013

То ли еще будет

Чего нам ждать от 2013 года? Во-первых, подсчета доходов от предновогоднего бума. Несмотря на некую общую хандру рынка, корпоративы по-прежнему в чести, и заказы на зимние торжества есть практически у всех заведений, за исключением разве что фастфуда (но на длинных каникулах и он свое доберет). 
Во-вторых, возможного изменения цен на отдельные продукты, поскольку вступление России в ВТО вряд ли пройдет незаметно. Уже сейчас стоимость блюд из продуктов премиум-класса является весьма серьезной для потребителя среднего класса. Количество платежеспособного населения имеет весьма четкие границы, и, когда спрос начнет давать осечки, вопрос снижения маржинальной прибыли до размеров европейских компаний наконец-то станет актуальным. Сейчас «роскошь» работы с низкой прибылью могут себе позволить немногие, но это не столь отдаленное будущее.
В-третьих, резкого повышения арендной платы ждать вряд ли стоит. Она и так ползла в течение года, и поводов к скачкам нет, за исключением процента инфляции. Арендодатели тоже люди и прибыли терять не хотят. 
В-четвертых, общепит эконом-класса развивается, порой вытесняя из помещений пафосные концепции и создавая адекватные условия прежде всего для питания, а уже затем для времяпрепровождения. Приличная еда за вменяемые деньги — это, по данным самых различных аналитических источников, основной тренд, сформировавшийся после 2008—2009 годов. И я полагаю, что роста этого сегмента стоит ждать и далее (да и с точки зрения инвестиций это наиболее приемлемое «игровое поле»). 
В-пятых, растет сетевой формат. Крупнейшие сети набирают вес и бодро информируют нас об этом. Рядом с сетями шагает любимое американское изобретение — франшиза. Огромный толчок франчайзингу дали западные форматы, пришедшие на российский рынок. Если до 2008 года московские и питерские рестораторы шли в регионы самостоятельно или с местными партнерами, то западные франшизы позволили региональному бизнесу совершать прямые покупки без оглядки на Москву. 
В-шестых, наверное, грядет повышение грамотности персонала. О профессиональной грамотности я пока не говорю, но тот факт, что работники из ближнего зарубежья должны будут сдавать экзамены по русскому языку, все-таки способен повлиять на внутренние процессы на предприятиях питания. Угрожающие надписи «За разговоры не на русском языке — штраф» должны уйти в прошлое. 
Возможно, в 2013 году удастся совершить переворот в сознании Росалкогольрегулирования и Госдумы и провести изменения во всеми «любимый» алкогольный закон, отделив индустрию питания от розничной торговли. После этого должна решиться масса «общепитовских» алкогольных проблем. Будем надеяться. 
От самих рестораторов столицы мы ожидаем новых идей по летним кафе. Власть в этом вопросе свой выбор сделала, все теперь вполне доступно, осталось посмотреть на ответ ресторанного рынка.

Опубликовано:
12/02/2013

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба