Июль 2011

Рекламные страдания на пустом месте

Прошел год с моего последнего обращения к теме рекламы на страницах «РВ». Как мне казалось, после нашей публикации, основанной на материалах Верховного суда РФ о правоприменительной практике закона «О рекламе» в части доведения до потребителя информации о названии предприятия и различиях в понятиях «вывеска» и «реклама», вопрос себя исчерпал. Но не тут-то было.  Приходится вновь возвращаться к этой достаточно отработанной и понятной теме.
27 июля 2010 года Арбитражный суд Уральского округа вынес постановление №Ф09-5547/10-С1 по делу А76-41016/2009-4-990/143, отказав в удовлетворении требования органа власти о демонтаже конструкции, которую он (орган) счел рекламной. Отчего вдруг возникли такие претензии, совершенно непонятно. Суд, слава богу, не стал искать поводов и зацепок для поддержания требований регионального князька, а четко и внятно объяснил последнему: руки прочь от предпринимателя. В своем решении он написал, в частности, следующее: «Исходя из разъяснений Президиума ВАС РФ, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является обязательным для организации на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации. При этом манера их исполнения на вывеске не имеет значения». Особенно ценны последние слова. Ведь зачастую претензии предъявляют, настаивая на том, что рекламой является любая надпись или вывеска, оформленная отличным от привычного чиновному люду способом. Ежели это убогая прямоугольная табличка в углу двери, то пожалуйста, а стоит буквы покрупнее написать, да еще, не дай бог, в дизайнерском исполнении и цвете, то все, реклама, и никаких обсуждений.
Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, свидетельствует о том, что отбиваться приходится по различным поводам, но всегда одним и тем же способом — прямой ссылкой на закон. Приведем пример, показывающий, что в России можно бодаться даже с самыми серьезными «органами». Организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении.
Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2 Закона «О рекламе», и нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, закрепленное в статье 5. И направил предписание о прекращении нарушения. Организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа, считая нарушенным свое право на фирменное наименование и указывая на смешение с рекламой информации, служащей целям идентификации и обозначения. Суд в удовлетворении заявленного требования отказал по тому мотиву, что информация о наименовании организации на вывеске отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2.
Апелляционная инстанция решение отменила, обоснованно руководствуясь следующим. Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. На основании пункта 2 статьи 52 ГК РФ наименование юридического лица определяется в его учредительных документах. По общему правилу, изменения последних действительны с момента их государственной регистрации. Данные государственной регистрации юридических лиц вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Следовательно, наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В силу статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 № 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. По смыслу статьи 2 Закона «О рекламе» под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям или начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Следовательно, Закон «О рекламе» не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующего требования заявителя у суда не имелось.
Вот и все. Грамотная работа юриста расставила все акценты по своим местам, а всем своим коллегам рекомендую использовать указанный выше алгоритм в дискуссиях, если таковые с органами государственной власти возникают.

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба